Статьи

Закон "Об энергосбережении на территории Новосибирской области"

18 Дек 2009

Принят Новосибирским областным Советом депутатов 11.12.97. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, транспортировки хранения и потребления топлива и энергии на территории Новосибирской области (далее по тексту - области) в целях эффективного использования энергоресурсов.

Закон Новосибирской области от 19.12.1997 N 91-ОЗ (ред. от 29.12.2004)
"ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Новосибирским областным Советом депутатов 11.12.1997)

19 декабря 1997 года N 91-ОЗ
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Новосибирским областным Советом депутатов 11.12.97


Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, транспортировки хранения и потребления топлива и энергии на территории Новосибирской области (далее по тексту - области) в целях эффективного использования энергоресурсов.


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются понятия, введенные статьей 1 Федерального закона "Об энергосбережении", а также вновь вводимые:
• альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное и водоторфяное топливо и др.), использование которых сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов;
• демонстрационная зона высокой энергетической эффективности - совокупность осуществляемых на ограниченной территории энергосберегающих проектов с созданием благоприятных условий для демонстрации суммарного энергетического и экологического эффектов в целях последующего распространения положительного опыта;
• энергетическое обследование - систематическое, комплексное и независимое обследование объектов и систем энергетических хозяйств организаций с целью определения их энергоэффективности, непроизводительных расходов энергоресурсов и выработке мер по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов;
• сертификация продукции - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;
• энергетический контракт - соглашение между заказчиком и исполнителем, в соответствии с которым заказчик поручает исполнителю выполнение энергосберегающих работ и оплачивает их выполнение из стоимости полученной экономии энергетических ресурсов;
• экономический эффект энергосбережения - система стоимостных показателей, отражающих прибыльность или убыточность мероприятий по энергосбережению;
• тарифы на тепловую и электрическую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию.

Статья 2. Законодательство в сфере энергосбережения

Законодательство в сфере энергосбережения состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов области.

Статья 3. Область применения настоящего Закона

Настоящий Закон действует на всей территории области.

Объектом правового регулирования в сфере энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
- эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении, в том числе вторичных энергетических ресурсов и альтернативных видов топлива;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива и энергии;
- создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием, систем автоматического и автоматизированного управления энергопотреблением;
- обеспечение точности, достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики

Политика области в сфере энергосбережения основана на принципах, определенных статьей 4 Федерального закона "Об энергосбережении", а также на:
- финансовой поддержке программ и проектов повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики;
- совершенствований систем учета и отчетности за расходом топливно-энергетических ресурсов, включая разработку топливно-энергетических балансов и энергетических паспортов объектов хозяйственной деятельности;
- активном участии энергоснабжающих организаций в процессе повышения эффективности использования энергоресурсов у потребителей;
- создании условий для развития научно-технического прогресса и производственной базы энергосбережения;
- формировании демонстрационной зоны высокой энергоэффективности в целях пропаганды передовых энергосберегающих технологий, эффективного использования энергетических ресурсов и инвестиционных проектов;
(абзац в ред. Закона Новосибирской области от 14.07.2003 N 122-ОЗ)
- подготовке специалистов по энергосбережению.


Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ


Статья 5. Полномочия областного Совета депутатов


Областной Совет депутатов при регулировании отношений в сфере энергосбережения:
- принимает законы и иные нормативные правовые акты по энергосбережению;
- утверждает областные программы в сфере энергосбережения, нормативные правовые акты, изменяет и дополняет их;
- осуществляет контроль за использованием областных бюджетных средств в сфере энергосбережения;
- устанавливает налоговые льготы организациям, занимающимся проблемами энергосбережения, в соответствии с действующим законодательством.


Статья 6. Полномочия администрации области в сфере энергосбережения


Администрация области при регулировании отношений в сфере энергосбережения:
- создает на территории области рынок тепловой и электрической энергии и регулирует отношения его участников;
- реализует энергосберегающую политику Российской Федерации на территории области;
- разрабатывает областные энергосберегающие программы и контролирует их исполнение;
- формирует целевые (финансовые и материальные) ресурсы для реализации областных программ энергосбережения и контролирует их использование;
- образует органы управления энергосбережением.


Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере энергосбережения


(в ред. Закона Новосибирской области от 29.12.2004 N 250-ОЗ)

1. Советы депутатов городских округов и муниципальных районов при регулировании отношений в сфере энергосбережения:
- принимают городские или районные программы в сфере энергосбережения, вносят в них изменения и утверждают отчет об их исполнении.
2. Администрации городских округов и муниципальных районов при регулировании отношений в сфере энергосбережения:
- участвуют в реализации энергосберегающих программ Российской Федерации, Новосибирской области на соответствующих территориях;
- разрабатывают городские или районные энергосберегающие программы и осуществляют контроль за их исполнением.


Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений


(в ред. Закона Новосибирской области от 29.12.2004 N 250-ОЗ)

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений при регулировании отношений в сфере энергосбережения:
(в ред. Закона Новосибирской области от 29.12.2004 N 250-ОЗ)
- разрабатывают, финансируют и реализуют местные энергосберегающие программы;
- формируют местные средства энергосбережения и контролируют их использование;
- формируют заявки на включение мероприятий по энергосбережению в областную целевую программу энергосбережения.
(абзац введен Законом Новосибирской области от 14.07.2003 N 122-ОЗ)


Глава 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ


Статья 9. Стандартизация


Вся энергопотребляющая выпускаемая продукция и услуги на территории области стандартизируются в части показателей энергоэффективности.
Процедура разработки, утверждения и введения в действие нормативных документов энергетической эффективности определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 10. Сертификация


Обязательная сертификация энергопотребляющих технологий, оборудования, продукции, услуг и энергетических ресурсов производится в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.


Статья 11. Метрологическое обеспечение и учет энергетических ресурсов


Обязательный государственный метрологический контроль и надзор в части энергосбережения осуществляются при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов и энергии в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На территории области все добываемые, производимые, перерабатываемые, хранимые, получаемые и потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету в соответствии с государственными стандартами и нормами точности измерений.


Глава 4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ


Статья 12. Основные принципы управления энергосбережением

На территории области энергосберегающая политика осуществляется на основе реализации федеральных и областных программ энергосбережения, а также:
- реализации мер по эффективному использованию энергоресурсов;
- стандартизации и сертификации в сфере энергосбережения;
- организации учета расхода энергоресурсов, статистического контроля за их потреблением и эффективностью использования;
- проведении энергетических обследований организаций, экспертизы проектной документации;
- реализации экономических, информационных, образовательных и иных направлений деятельности в сфере энергосбережения;
- создании демонстрационных зон высокой энергетической эффективности.


Статья 13. Надзор за эффективным использованием энергоресурсов


1. Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов осуществляется территориальными органами Госэнергонадзора и Госстандарта Российской Федерации.
Контроль использования энергетических ресурсов осуществляются на основе федеральных и областных нормативов расхода топлива и энергии для организаций бюджетной сферы, производственных объектов, продукции, технологических процессов, производств и работ.
Средствами контроля являются:
- приборы учета использования энергетических ресурсов;
- экспертиза энергетических проектов и действующего энергетического оборудования юридических и физических лиц, включенных в сферу действия программ энергосбережения;
- энергетические обследования организаций;
- энергетические паспорта организаций.
2. Государственный надзор за эффективностью использования средств федерального бюджета, направленных на цели энергосбережения на территории области, осуществляет территориальное управление "Новосибирскгосэнергонадзор" в соответствии с Положением о Госэнергонадзоре.


Статья 14. Энергетические обследования и экспертизы


1. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования энергетических ресурсов и снижения затрат на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации с годовым потреблением энергетических ресурсов свыше 6000 тонн условного топлива или свыше 1000 тонн моторного топлива, порядок и сроки проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Закона Новосибирской области от 02.12.2002 N 81-ОЗ)

По решению администрации области энергетические обследования проводятся в организациях с ежегодным потреблением энергетических ресурсов менее 6000 тонн условного топлива независимо от их организационно-правовой формы, получающих в различных формах финансовые средства из областного бюджета и использующих эти средства для оплаты потребляемых энергетических ресурсов.

(в ред. Закона Новосибирской области от 02.12.2002 N 81-ОЗ)

Абзацы 4, 5, 6 исключены. - Закон Новосибирской области от 02.12.2002 N 81-ОЗ.

На территории области энергетические обследования для оценки эффективности использования энергетических ресурсов проводятся территориальным управлением Госэнергонадзора или независимыми специализированными организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности и договор с территориальным управлением Госэнергонадзора.


Статья 15. Статистические наблюдения за энергопотреблением


Статистические наблюдения за энергопотреблением проводятся Областным комитетом государственной статистики в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.


Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ


Статья 16. Источники финансирования энергосбережения


1. На разработку и реализацию программ энергосбережения в области направляются:
- средства, выделяемые из федерального, областного, местных бюджетов на целевые программы энергосбережения;

(в ред. Закона Новосибирской области от 15.10.2001 N 185-ОЗ)

- средства, являющиеся экономически обоснованными затратами потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение, учитываемые органом исполнительной власти Новосибирской области в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются администрацией Новосибирской области;

(абзац в ред. Закона Новосибирской области от 14.07.2003 N 122-ОЗ)

- 10% средств, полученных в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий, в организациях бюджетной сферы;
- добровольные взносы физических и юридических лиц.
2. В рамках программ энергосбережения за счет средств энергосбережения осуществляются:

(в ред. Закона Новосибирской области от 14.07.2003 N 122-ОЗ)

- работы по научному, нормативно-правовому обеспечению энергосбережения и стандартизации энергопотребления;
- энергосберегающие мероприятия, обеспечивающие улучшение экологической обстановки, на долевых началах с заинтересованными организациями-заказчиками;
- финансовая поддержка развития производства технически сложной энергосберегающей техники общепромышленного назначения, энергетически эффективного энергопотребляющего оборудования массового производства и создания инфраструктуры рынка энергосберегающей техники;
- финансовая поддержка энергосберегающих проектов, связанных с комплексным производством высокоэффективных материалов, конструкций, оборудования, техническим перевооружением организаций, с вовлечением при этом резервов экономии;
- финансовая поддержка развития местной базы по производству общепромышленной энергосберегающей техники, средств нетрадиционной энергетики, оборудования, использующего в качестве основного источника местные виды топлива, бытовые отходы и вторичные энергоресурсы;
- создание областного информационного банка данных энергоэффективных технологий, в том числе конверсионных разработок, повышающих эффективность работы энергопотребляющих установок, машин и механизмов;
- правовое обслуживание системы управления энергосбережением.


Статья 17. Льготы


Организации, выполняющие мероприятия по энергосбережению, могут освобождаться от уплаты налогов в доле, зачисляемой в областной бюджет.
Органы местного самоуправления вправе предоставлять организациям на время выполнения мероприятий по энергосбережению инвестиционные налоговые кредиты на все виды местных налогов и сборов; освобождать от уплаты налогов и сборов в доле, зачисляемой в местный бюджет.
2. Бюджетным организациям - потребителям энергетических ресурсов, выполнившим мероприятия по энергосбережению, сохраняется базовый уровень лимитов потребления энергетических ресурсов в их стоимостном выражении в составе расходов на энергию в течение одного года по истечении срока окупаемости затрат на выполненные мероприятия по энергосбережению.
(п. 2 в ред. Закона Новосибирской области от 14.07.2003 N 122-ОЗ)
3. Исключен. - Закон Новосибирской области от 14.07.2003 N 122-ОЗ.


Статья 18. Фонд энергосбережения


В целях поддержки программ энергосбережения, накопления и использования финансовых средств целевым назначением на осуществление энергосберегающих проектов в области, реализации проектов повышения энергоэффективности, создания производств энергосберегающего оборудования, освоения альтернативных видов топлива и вторичных энергетических ресурсов, организации демонстрационных зон высокой энергетической эффективности и постоянно действующих выставок энергосберегающих технологий создается и действует Межотраслевой фонд энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса Новосибирской области (Фонд энергосбережения).

(в ред. Законов Новосибирской области от 15.10.2001 N 185-ОЗ, от 14.07.2003 N 122-ОЗ)


Глава 6. ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ПРОПАГАНДА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Статья 19. Образование и подготовка кадров


Имеющие государственную аккредитацию организации среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования, а также организации подготовки и переподготовки кадров, имеющие государственную аккредитацию, в учебных планах и программах должны предусматривать обучение основам эффективного использования энергоресурсов в объемах и порядке, соответствующих профилю и срокам обучения.


Статья 20. Информационное обеспечение энергосбережения


Пропаганда эффективного использования энергоресурсов, организация общественных обсуждений проектов программ в сфере энергосбережения, координация работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности, организация демонстрационных зон энергосбережения, выставок энергоэффективных технологий и оборудования осуществляются Фондом энергосбережения под контролем администрации области.


Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Предложить администрации области, органам местного самоуправления в течение трех месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

(в ред. Закона Новосибирской области от 29.12.2004 N 250-ОЗ)


Глава администрации
Новосибирской области
В.П.МУХА
г. Новосибирск
19 декабря 1997 года
N 91-ОЗ

Начало активности (дата): 18.12.2009

← Возврат к списку