Статьи

Закон Брянской области об энергосбережении

17 Дек 2009

Принят Брянской областной Думой 27 апреля 2000 года. Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы политики области в обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и энергии на ее территории.

15 мая 2000 годаN 26-З


ЗАКОН
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ

Принят
Брянской областной Думой
27 апреля 2000 года

(в ред. Законов Брянской области
от 09.07.2002 N 45-З, от 10.02.2003 N 10-З,
от 08.10.2007 N 134-З)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы политики области в обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и энергии на ее территории.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство области по энергосбережению

(в ред. Закона Брянской области от 10.02.2003 N 10-З)

Законодательство области по энергосбережению и повышению эффективности использования топлива и энергии основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах и иных нормативных правовых актах и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Брянской области.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон действует на всей территории Брянской области. Объектом государственного регулирования энергосбережения области являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
а) эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, переработке, производстве, транспортировке, хранении и потреблении;
б) осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
в) развитие добычи и производства альтернативных видов топлива и энергии, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
г) создание и использование энергоэффективных технологий, топливопотребляющего, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
д) обеспечение точности, достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

Статья 3. Термины и определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и понятия:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
(в ред. Закона Брянской области от 10.02.2003 N 10-З)
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергоресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
(в ред. Закона Брянской области от 10.02.2003 N 10-З)
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также существующих в природе градиентов температур;
(в ред. Закона Брянской области от 10.02.2003 N 10-З)
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, водоугольное топливо, продукты переработки биомассы и другие), использование которых сокращает или замедляет потребление энергоресурсов более дорогих и дефицитных видов;
потенциал энергосбережения - количество энергоресурсов, которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду;
рынок энергоресурсов - система обеспечения тем или иным видом энергии или энергоносителя, основанная на взаимоотношениях поставщика и потребителя;
субъект рынка энергоресурсов - хозяйствующий субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью по производству (добыче) того или иного вида энергоресурсов (производитель), а также и поставкой их потребителю непосредственно или через иные хозяйствующие субъекты (поставщик), производящие оптовые поставки (продавец, перепродавец);
потребитель (основной потребитель) - хозяйствующий субъект, получающий энергоресурсы как для собственного потребления (потребитель), так и для частичной передачи (основной потребитель) другим конечным потребителям (субабонентам);
региональный фонд энергосбережения - денежные средства, поступившие из различных источников, направляемые на реализацию политики энергосбережения и эффективное использование топлива и энергии;
энергоаудит - проверка намечаемых к реализации проектов строящихся (реконструируемых, модернизируемых) и законченных строительством (реконструкцией и т.д.) объектов по производству энергоресурсов или их потреблению, обследование действующих предприятий или организаций с целью оценки эффективности использования энергоресурсов.

Статья 4. Основные принципы региональной политики энергосбережения

Государственная региональная политика в области энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии на территории области основана на следующих принципах:
а) приоритета повышения эффективности использования энергетических ресурсов;
б) обязательности учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
в) сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
г) заинтересованности юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в их эффективном использовании;
д) создания регулируемых рыночных механизмов повышения эффективности использования энергетических ресурсов;
е) создания условий для проведения научно-технических разработок в области энергосбережения.
(п. "е" в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)
ж) оказания финансовой поддержки программам и проектам повышения эффективности использования энергетических ресурсов и развития нетрадиционной энергетики;
з) привлечения энергоснабжающих организаций к процессу повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями.

Глава II. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ОБЛАСТИ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Статья 5. Компетенция Брянской области как субъекта Российской Федерации

К ведению Брянской области при регулировании отношений в использовании энергоресурсов на своей территории, включая федеральные энергетические системы в пределах соответствующей части прав и полномочий субъекта Российской Федерации, относятся:
а) формирование и реализация государственной региональной политики в сфере энергоресурсов и энергосбережения в соответствии с основами федеральной политики по этим вопросам;
б) формирование областных органов управления энергосбережением, определение порядка их организации, деятельности и взаимоотношений с федеральными органами;
в) разработка и совершенствование нормативной правовой базы области по энергосбережению;
г) определение порядка образования и использования средств областного фонда энергосбережения;
д) заключение межрегиональных и международных соглашений по сотрудничеству, разработке и реализации политики энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов;
е) определение эффективности использования топлива и энергии на территории области;
ж) исключен. - Закон Брянской области от 09.07.2002 N 45-З
ж) принятие актов о размещении на территории области объектов по производству, транспортировке и использованию энергоресурсов;
(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)
з) формирование в пределах полномочий налоговой политики по вопросам энергосбережения;
(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)
и) определение объемов бюджетного финансирования областных энергосберегающих программ за счет средств областного бюджета.
(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)
к) защита интересов области по вопросам энергосбережения в
федеральных органах исполнительной и законодательной власти.
(введен Законом Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)

Статья 6. Компетенция Брянской областной Думы

К ведению Брянской областной Думы при регулировании отношений в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов относятся:
а) принятие нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области энергосбережения;
б) установление налогов, налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;
в) утверждение межрегиональных и региональных целевых программ в области энергосбережения, финансируемых с привлечением средств областного бюджета;
г) исключен. - Закон Брянской области от 09.07.2002 N 45-З.
г) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными Законами, Уставом области и областными законами.
(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)

Статья 7. Компетенция администрации Брянской области

К ведению администрации Брянской области при регулировании отношений в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов относятся:
а) реализация энергосберегающей политики Российской Федерации на территории области;
б) разработка межрегиональных и региональных целевых программ в области энергосбережения и контроль за их осуществлением;
в) формирование и введение в действие финансово-экономических механизмов энергосбережения в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данным Законом и другими нормативными актами Брянской области на региональном рынке энергоресурсов, состоящем из рынков: природного газа, сжиженного газа, электроэнергии, теплоэнергии, нефтепродуктов, угля, торфа и т.д.;
г) образование региональных органов управления энергосбережением;
д) обеспечение финансовой поддержки энергосбережения;
е) обеспечение целевого использования средств областного фонда энергосбережения;
ж) установление порядка образования и использования средств регионального фонда энергосбережения, осуществление контроля за его целевым использованием, а также средств областного бюджета, направляемых на энергосбережение;
(введен Законом Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)
з) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, Уставом области и областными законами.
(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления Брянской области

Органы местного самоуправления:
а) осуществляют энергосберегающую политику на вверенной им территории в пределах и на условиях, определенных федеральным и областным законодательством;
б) обеспечивают финансовую поддержку энергосбережения;
в) разрабатывают и реализуют местные энергетические программы;
г) разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты в области энергосбережения;
л) осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Глава III. УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

Статья 9. Брянский региональный фонд энергосбережения

(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)

Органом, организующим работу по энергосбережению в области, является Брянский региональный фонд энергосбережения (некоммерческая организация), функции и полномочия которого определяются Уставом, утверждаемым главой администрации области.
(в ред. Закона Брянской области от 08.10.2007 N 134-З)
Брянский региональный фонд энергосбережения несет ответственность за нарушение настоящего Закона в соответствии с действующим законодательством и Уставом.
(в ред. Закона Брянской области от 08.10.2007 N 134-З)

Статья 10. Региональная энергетическая комиссия

(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)

Региональная энергетическая комиссия (РЭК) действует в соответствии с положением о региональной энергетической комиссии Брянской области, утверждаемым администрацией области на основании типового положения о региональной энергетической комиссии, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Органы государственного энергетического надзора в Брянской области

(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)

Органы государственного энергетического надзора в Брянской области входят в единую систему органов государственного надзора Российской Федерации и руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ

Статья 12. Определение приоритетных направлений энергосбережения

Администрация области с целью обеспечения эффективности использования трудовых и финансовых ресурсов при формировании и реализации политики энергосбережения определяет приоритетные направления энергосбережения.
К приоритетным относятся направления, дающие по прогнозам и расчетам наибольший суммарный экономический и экологический эффект для населения и экономики региона.
Направления энергосберегающей политики, определенные как приоритетные, обеспечиваются мерами государственной поддержки в предусмотренном настоящим Законом первоочередном порядке.
Основным средством реализации государственной энергосберегающей политики являются региональные энергосберегающие программы. В составе программ определяются на соответствующий период реализуемый потенциал энергосбережения, первоочередные энергосберегающие проекты, механизм их осуществления, источники и порядок финансирования.

Статья 13. Учет использования топливно-энергетических ресурсов

Весь объем потребляемых, хранимых и отпускаемых предприятием и организацией топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету в соответствии с имеющимися нормативными документами.
Организация и проведение учета энергоресурсов обеспечиваются потребителями и производителями энергоресурсов.
Сроки введения приборного учета энергоресурсов устанавливаются в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Брянской области и органов местного самоуправления.

Статья 14. Стимулирование энергосбережения

Реализация целевых программ по энергосбережению и повышению эффективности производства, транспортировки и использования энергоресурсов в Брянской области стимулируется путем:
а) предоставления финансовых средств регионального фонда энергосбережения в виде займов или безвозвратных ссуд для финансирования части затрат по проведению энергоаудита и реализации программ по энергосбережению;
б) предоставления налоговых льгот в части платежей в областной и местный бюджеты решением соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;
в) исключен. - Закон Брянской области от 09.07.2002 N 45-З
в) популяризации мероприятий и программ эффективного использования энергоресурсов.
(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)
Часть 2 ст. 14 исключена. - Закон Брянской области от 09.07.2002 N 45-З
Часть 3 ст. 14 исключена. - Закон Брянской области от 09.07.2002 N 45-З

Глава V. МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ

Статья 15. Финансирование программ в области энергосбережения
(в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)

Финансирование расходов, связанных с реализацией программ повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, может осуществляться:
а) из средств бюджетов всех уровней (федерального, областного и местных), предусмотренных на целевое энергосберегающих программ;
б) из собственных средств производителей и потребителей энергоресурсов, направляемых на эти цели;
в) из заемных средств предприятий и организаций;
г) из привлекаемых средств сторонних, в том числе иностранных, инвесторов;
д) из средств регионального и федерального фонда энергосбережения;
е) из целевых средств, включаемых в структуру регулируемых тарифов;
(пп. "е" введен Законом Брянской области от 08.10.2007 N 134-З)
ж) из средств, полученных в результате экономии от энергосберегающих мероприятий организациями, за исключением бюджетных, согласно договорным обязательствам.
(пп. "ж" введен Законом Брянской области от 08.10.2007 N 134-З)
Источниками формирования регионального фонда энергосбережения являются поступления, не противоречащие действующему законодательству.
(ч. 2 ст. 15 в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)

Статья 16. Направления использования финансовых средств регионального фонда энергосбережения

Основные направления использования финансовых средств:
а) инвестиционные и инновационные проекты в соответствии с региональными программами;
(п. "а" в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)
б) работы по научному и научно-правовому обеспечению энергосбережения и стандартизации энергосбережения;
в) производство энергосберегающей техники общепромышленного назначения, приборов и систем учета расхода энергоресурсов, средств энергодиагностики, энергоэффективного оборудования массового производства, новых видов материалов и конструкций, строительство энергоэкономичных зданий и сооружений;
г) проведение отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производство опытных партий энергетически эффективного и энергосберегающего оборудования, материалов и конструкций, выполнение работ по теплозащите зданий;
д) использование вторичных энергоресурсов, альтернативных видов топлива, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, проведение энергетических экспертиз;
е) оснащение энергопотребляющих установок потребителей приборами учета, контроля и регулирования энергопотребления.

Статья 17. Энергетические обследования

Энергетические обследования предприятий и организаций проводятся для оценки эффективности использования энергоресурсов и возможностей снижения затрат потребителей на топливо и энергообеспечение в соответствии с Правилами проведения энергетических обследований организаций и требованиями государственных стандартов.
(ч. 1 ст. 17 в ред. Закона Брянской области от 09.07.2002 N 45-З)
Энергетические обследования организуют и проводят органы Главгосэнерго надзора России, а также специализированные организации (энергоаудиторы), имеющие лицензию на право проведения энергетических обследований.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергоресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива.
Энергетические обследования предприятий и организаций, если годовое потребление ими энергоресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива или менее одной тысячи тонн моторного топлива, проводятся по решению администрации области.

Статья 18. Налоговое регулирование

Законами Брянской области, решениями представительных органов местного самоуправления потребителям, осуществляющим крупные мероприятия по энергосбережению, требующие больших финансовых ресурсов, на основании экономического обоснования могут предоставляться налоговые льготы в виде:
а) освобождения (полностью или частично) на определенный срок от уплаты отдельных налогов в соответствующие бюджеты;
б) отсрочки и рассрочки от уплаты на определенный срок (налоговый кредит) платежей по отдельным налогам в соответствующие бюджеты.
Условием предоставления налоговых льгот является целевое направление высвобожденных потребителем финансовых ресурсов на реализацию энергосберегающих программ.
При выявлении нецелевого использования средств предоставление налоговых льгот прекращается, и все недополученные в бюджет платежи взыскиваются вместе с пеней за просрочку платежей с даты принятия решения о предоставлении льготы в установленном действующим законодательством порядке.
Актами о предоставлении налоговых льгот определяются одновременно направления финансирования и меры контроля за целевым использованием средств, получаемых потребителем.

Статья 19. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество области по энергосбережению осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Основными направлениями международного сотрудничества области в энергосбережении являются:
а) взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
б) участие области, расположенных на ее территории организаций в реализации международных проектов в области энергосбережения;
в) согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации и территориальными строительными нормами, требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов сертификации.
Если международным договором установлены иные нормы, чем предусмотренные действующим федеральным законодательством и настоящим Законом, то применяются нормы международного договора.

Глава VI. ИНФОРМАЦИОННОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ

Статья 20. Информационное обеспечение энергосберегающей политики

Координацию мер по информационному обеспечению работ по энергосбережению в регионе выполняет Брянский региональный фонд энергосбережения. Деятельность по формированию приоритетных направлений, разработке, принятию и реализации программ энергосбережения осуществляется гласно, с привлечением к подготовке и обсуждению проектов научной, технической, экономической, экологической общественности, средств статистики и массовой информации.
Брянский региональный фонд энергосбережения ежегодно отчитывается перед администрацией области и областной Думой о расходовании средств регионального фонда энергосбережения и выполнении программ энергосбережения.

Статья 21. Содействие подготовке кадров

Администрация области содействует:
а) разработке и реализации образовательных программ по энергосбережению для совершенствования профессиональной подготовки руководящих работников и специалистов, отвечающих за энергообеспечение предприятий и организаций;
б) изданию учебных пособий для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 22. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
области
Ю.Е.ЛОДКИН
г. Брянск
15 мая 2000 года
N 26-З

Начало активности (дата): 17.12.2009

← Возврат к списку