Статьи

Перспективы светодиодной индустрии и государственная политика

25 Янв 2012

На сегодняшний день с технологиями твердотельных источников света связывается будущее целого ряда секторов экономики. С внедрением светодиодов связаны перспективы развития целого ряда направлений — от сигнальных световых приборов и оборудования для световой индикации и рекламы до специальных приложений в производстве мобильных устройств и дисплеев.

Основной привлекательной чертой светодиодной технологии является принципиально более высокий по сравнению с альтернативными технологическими решениями уровень светоотдачи, что способно привести к значительным экономическим и социальным эффектам. Важнейшим из них является радикальное сокращение затрат электроэнергии на освещение, составляющих по различным оценкам до 18–20% всех затрат произведенной электроэнергии. Требования экономической и энергетической безопасности делают развитие светодиодной индустрии одним из национальных приоритетов многих стран — Канады, США, стран Европейского Союза, Японии и Китая.


Значительное внимание уделено этому направлению и в ряде регулирующих документов Правительства РФ, в частности, в Федеральной целевой программе «Развитие электронной и компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. №809. 

Светодиодные технологии, способные в перспективе заменить большинство современных источников освещения, концентрируют на себе внимание крупнейших корпораций светотехнической промышленности, включая General Electric, Philips, Osram. 

Основные направления развития светодиодной промышленности подразумевают разработку материалов с принципиально новыми свойствами и манипулирование наноразмерными компонентами. Таким образом, поддержка и развитие светодиодной индустрии в России находится в сфере непосредственной компетенции ГК «Роснанотех». 

Регулирующие документы для светодиодной индустрии можно разделить на две основные группы:
- документы, относящиеся к энергетике и энергосбережению,
- документы, регулирующие инновационную деятельность, в том числе развитие нанотехнологий.

Стратегическая программа России в области энергетики и энергосбережения определена следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике»;
- Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. №28-Ф3 «Об энергосбережении»;
- Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. №1234-р);
- Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2002–2005 гг. и на перспективу до 2010 года» (постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. №796)
- Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. №643). 

Одним из приоритетных направлений, указанным в перечисленных документах, является разработка энергосберегающих технологий, включающих создание новых типов устройств, в том числе на базе нанотехнологий. 

Материалы и технологии для наноэлектроники и нанофотоники являются, в соответствии с Программой развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.1, одним из приоритетных направлений НИОКР в сфере нанотехнологий в России. 

Связь развития светодиодной индустрии с системой целей Правительства РФ иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1. Светодиодная индустрия в системе целей Правительства Российской Федерации

Цели Правительства РФ

Комментарий

1. Повышение уровня и качества жизни населения

1.1. Повышение материального уровня жизни населения

1.1.4. Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами

Светодиодные технологии позволят создать качественное, энергоэффективное, вандалоустойчивое, электро- и пожаробезопасное освещение в жилых, общественных и производственных помещениях, на дорогах и территориях

1.1.5. Повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг

1.1.6. Повышение обеспеченности населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры

1.2. Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения

1.2.3. Предупреждение заболеваний и других угрожающих жизни и здоровью состояний (снижение ущерба жизни и здоровью населения от злоупотреблений и пренебрежения жизнью и здоровьем)

Улучшение качества освещения в жилых, общественных, производственных помещениях, на улицах при уменьшении издержек на него способствует снижению травматизма, аварийности и вредного воздействия на органы зрения

1.2.4. Повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды.

Использование светодиодов в освещении позволит сократить затраты на утилизацию устаревших источников света, содержащих вредные компоненты

1.2.6. Повышение технологической безопасности населения

Низковольтные системы освещения снижают риск поражения электрическим током при авариях, затоплениях, повреждениях изоляции.

Светодиодные технологии конструктивно обеспечивают пожаро- и взрывобезопасность

2. Повышение уровня национальной безопасности

2.5. Снижение рисков и возможного ущерба от природных и техногенных катастроф

2.5.2. Предотвращение возможной гибели людей от опасных природных и техногенных катастроф

Светодиодное аварийное и эвакуационное освещение возможно размещать в недоступных ранее местах, а малое потребление электроэнергии светодиодами делает эффективным автономное питание аварийного освещения

3. Обеспечение высоких темпов экономического роста

3.5. Повышение конкурентоспособности российской экономики

3.5.3. Повышение инвестиционной привлекательности российской экономики

Государственное участие в развитии рынка сбыта светодиодов приведет к притоку частных инвестиций в высокотехнологичные, наукоемкие производства светодиодной светотехники

3.6. Повышение конкурентоспособности российских предприятий

3.6.1. Создание условия для экспорта высокотехнологичных товаров и услуг и импортозамещения (внешняя и внутренняя конкурентоспособность)

Большинство современных светодиодов производиться вне России. Учитывая общемировую тенденцию к замещению традиционных источников света на светодиодные, развитие производства в России обеспечивает как импортозамещение, так и создание экспортного потенциала

3.6.3. Повышение восприимчивости компаний к инновациям

Светотехническая отрасль, являющаяся целевым потребителем сверхъярких светодиодов, весьма консервативна к инновациям. Расширение предложения светодиодов и государственная поддержка будут способствовать ускоренному переходу на энергосберегающее светодиодное освещение

3.6.7. Развитие трудовых ресурсов и повышения их качества

Светодиодная индустрия является наукоемкой и высокотехнологичной. Соответственно требуются хорошо подготовленные специальные кадры рабочих и инженерных специальностей

4. Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу

4.1. Развитие научного потенциала

4.1.1. Развитие фундаментальных исследований

Только при наличии финансовой поддержки фундаментальных исследований физики полупроводников можно рассчитывать на эффективность вложений в производство

4.1.2. Развитие потенциала НИОКР

Разработки новых светодиодных изделий являются необходимым условием успехов в конкурентной борьбе

4.2. Развитие потенциала инфраструктуры

4.2.2. Развитие потенциала энергетической инфраструктуры


Благодаря тесной интеграции светодиодной индустрии в сферу стратегических целей, установленных Правительством РФ, компании, осуществляющие деятельность в данной области, располагают доступом к широкому спектру механизмов государственной поддержки коммерциализации продукции, связанной с нанотехнологиями. К числу таких механизмов относятся:
- инвестиционная поддержка Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»;
- программа поддержки создания новых высокотехнологичных компаний наноиндустрии (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере);
- венчурное финансирование компаний наноиндустрии (Российская венчурная компания, другие участники венчурного финансирования компаний наноиндустрии);
- особые экономические зоны технико-внедренческого типа;
- программа создания и развития технопарков;
- поддержка экспорта компаний наноиндустрии (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»).


 1 Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (одобрено Правительством Российской Федерации 17 января 2008 года).


Источник: ГУ-ВШЭ «Дорожная карта «Использование нанотехнологий в производстве светодиодов»

Начало активности (дата): 25.01.2012 11:15:11

← Возврат к списку