4 Янв 2010
Сегодня коммунальная энергетика лесного края во многом зависит от поставок недревесных видов топлива из других регионов России. Суммарное годовое потребление ресурсов составляет 616 тыс. т в пересчете на условное топливо. При этом основную долю (74,1%) занимают привозные виды топлива и только 25,9% – местные.
Подавляющее количество источников теплоснабжения в области (83%) – это мелкие котельные, большая часть которых находится в муниципальной собственности.
Альтернативным видом топлива для многих подобных энергоисточников мог бы стать лес. Точнее, отходы, остающиеся после его заготовки и обработки. По данным областного департамента лесного комплекса, ежегодно на территории региона образуется до 5 тыс. м3 отходов от лесозаготовительной деятельности, из которых в дело идут лишь 1,6 тыс. м3.
Кроме того, в междуречье Северной Двины и Пинеги на площади в 2,1 млн га пропадает до 200 млн м3 сухостоя. Эти невостребованные для предприятий лесопромышленного комплекса ресурсы, по оценкам специалистов, также возможно использовать в производстве топлива для местных котельных.
Перерабатывать бесполезные отходы и сухостой в древесные топливные гранулы и брикеты планируют на 7 заводах. Мощность каждого предприятия позволит ежегодно производить до 35 тыс. т биотоплива.
Альтернативные ресурсы будут поставляться на 110 реконструированных или построенных вновь котельных. Презентованная в министерстве регионального развития РФ концепция проекта предполагает модернизацию 34 угольных и дровяных котельных, а также установку 26 новых, способных работать на биотопливе. Для подачи тепла в административные здания, объекты здравоохранения, образования и культуры предполагается построить 50 новых объектов малой энергетики. Также концепцией проекта предусмотрено строительство мини-ТЭЦ. Ее тепловая мощность составит 12 Мвт, а электрическая – 4,5 Мвт.
Весь комплекс мероприятий оценивается в 5 млрд руб. «Более 100 котельных – это не вся область. Но я хочу обратить внимание, что наиболее активные муниципальные образования в этот проект вошли. Остальные также должны стремиться к этому, выступать со своими предложениями», - замечает заместитель губернатора по ТЭК и ЖКХ Алексей Верещагин.
Как отмечают разработчики проекта – департамент лесного комплекса и департамент ТЭК и ЖКХ Архангельской обл. – переход на древесные отходы позволит сократить расходы областного бюджета на завоз топлива в районы Крайнего Севера и компенсацию разницы в тарифах. Параллельно решается задача комплексного использования древесины.
Еще одно важное преимущество местных видов топлива перед завозными – их географическая близость. Это позволяет уйти от дорогих транспортных издержек.
Выгоду от новых котельных должно почувствовать на себе и население. Модернизация коммунальной энергетики замедлит темпы роста энерготарифов. Кроме того, новые предприятия по производству биотоплива, лесозаготовительные подразделения – это дополнительные рабочие места.
Немаловажное значение имеют и экологические эффекты. Во-первых, перевод всех 110 котельных на новое топливо позволит снизить выбросы углекислого газа на 260 тыс. т в год. Во-вторых, при активном использовании отходов лесозаготовки и переработки древесины, снизится количество свалок.
Помимо масштабного проекта есть другое предложение. «Мы подготовили два проекта по переводу котельных на биотопливо: межрегиональный и региональный. Они отличаются количеством объектов и объемами инвестиций. Если стоимость первого порядка 5 млрд руб., то второй – гораздо скромнее. Он оценивается в 500 млн», - отмечает заместитель губернатора по ТЭК и ЖКХ Алексей Верещагин.
Региональный проект предполагает перевести на биотопливо 30 котельных Устьянского, Виноградовского, Шенкурского, Верхнетоемского и Холмогорского районов.
Архангельская областная энергетическая компания этот проект предлагает включить в программу энергоэффективности Архангельской обл.
Предложение по переводу 30 котельных – вариант запасной. Приоритетным же для области является так называемый межрегиональный проект. Понятно, что 5 млрд руб. региональному бюджету в одиночку «не потянуть».
«У области есть желание заявиться в Федеральный инвестиционный фонд. Но для получения федеральной поддержки обязательно должно быть софинансирование области. Это порядка 21%, - говорит Алексей Верещагин. – В условиях сегодняшнего бюджета мы не можем со стопроцентной гарантией говорить, что предусмотрим такие средства. Поэтому губернатором ставится задача – найти возможности получения Федерального финансирования и привлечения инвесторов».
Рассматривается и вариант частно-государственного партнерства. «Есть желание найти концессионеров, которые построят объекты энергосбережения в Архангельской обл. и будут их эксплуатировать определенный период времени. После того как вложенные средства окупятся и принесут прибыль, эти объекты должны быть переданы в собственность Архангельской обл.», - поясняет вице-губернатор.
Дополнительным стимулом для привлечения инвесторов, считают эксперты, может быть принятый закон «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области». Документ предполагает предоставление льгот по налогам на прибыль и имущество организаций в случае реализации крупных инвестиционных проектов. В Правительстве области подчеркивают, что регион крайне заинтересован в воплощении этой идеи с помощью партнеров и готов индивидуально работать с каждым инвестором.
Топливные гранулы (пеллеты) — биотопливо, получаемое из торфа, древесных отходов (кора, опилки,
щепа и другие отходы лесозаготовки) и отходов сельского хозяйства (отходы кукурузы, солома, отходы крупяного производства, лузга подсолнечника и т. д.). Представляет собой цилиндрические гранулы стандартного размера.
Технология производства
Производство гранул началось в 1947 году.
Сырьё (опилки, кора и т. д.) поступает в дробилку, где измельчаются до состояния муки. Полученная масса поступает в сушилку, из неё – в пресс-гранулятор, где древесную муку сжимают в гранулы. Сжатие во время прессовки повышает температуру материала, лигнин, содержащийся в древесине, размягчается и склеивает частицы в плотные цилиндрики. На производство одной тонны гранул уходит 4-5 м3 древесных отходов.
Готовые гранулы охлаждают, пакуют в стандартную упаковку 12-40 кг или доставляют потребителю россыпью.
Преимущества и недостатки
Топливные гранулы – экологически чистое топливо с содержанием золы не более 3%. При сжигании гранул в атмосферу выбрасывается ровно столько СО2, сколько было поглощено растением во время роста. Однако, если в месте произрастания сырья окружающая среда содержит токсины или радиоактивные вещества, то при сжигании гранул эти вещества могут быть распылены в атмосферу. Так, из-за превышенного содержания цезия 137 Италия возвратила Литве около 10 тыс. т биотоплива.
Гранулы менее подвержены самовоспламенению, так как не содержат пыли и спор, которые также могут вызывать аллергическую реакцию у людей.
Гранулы отличаются от обычной древесины высокой сухостью (8-12% влаги против 30-50% в дровах) и большей – примерно в полтора раза – плотностью. Эти качества обеспечивают высокую теплотворную способность по сравнению со щепой или дровами – при сгорании тонны гранул выделяется приблизительно 5 тыс. кВт.ч тепла, что в полтора раза больше, чем у обычных дров.
Низкая влажность – это не только преимущество гранул как топлива, но и проблема их производства. Сушка может оказаться одной из основных статей расходов при производстве топливных материалов из отходов деревообработки. Кроме того, в зависимости от производства, сбор, сортировка и очистка сырья также могут повлечь дополнительные затраты. Процесс сушки важно тщательно спланировать, что позволит уменьшить риски, связанные с качеством готовой продукции, её себестоимостью и пожароопасностью производства. Лучшим вариантом является производство биотоплива из сухой стружки.
Одно из важнейших преимуществ гранул – высокая и постоянная насыпная плотность, позволяющая относительно легко транспортировать этот сыпучий продукт на большие расстояния. Благодаря правильной форме, небольшому размеру и однородной консистенции продукта гранулы можно пересыпать через специальные рукава, что позволяет автоматизировать процессы погрузки-разгрузки и также сжигания этого вида топлива.
Начало активности (дата): 04.01.2010