29 Янв 2010
Ф. Аллард, действующий президент Федерации европейских ассоциаций по отоплению, вентиляции и кондиционированию (REHVA),
О. Сеппанен, профессор, генеральный секретарь, глава технического комитета REHVA
С каждым годом необходимость дальнейшей работы в области повышения эффективности потребления энергии становится все острее. В Европе к основным причинам, способствующим проведению таких работ, можно отнести повышение стоимости энергоносителей, отсутствие собственных месторождений, т. е. зависимость от импорта энергоносителей, а также проблемы, вызванные глобальным изменением климата. Кроме этого, существует взаимная зависимость стран-членов ЕС от надежности энергоснабжения: сбой в одной стране немедленно сказывается на остальных.
Страны-члены ЕС открыто заявили о приоритете политики повышения энергетической эффективности в жилищном секторе, учитывая приходящуюся на него долю энергопотребления. Экономический потенциал, получаемый при внедрении энергосберегающих мероприятий в зданиях, огромен: снижение только на 1 % энергетической интенсивности потребления благодаря энергосбережению позволит сэкономить 55 млн т нефтяного эквивалента энергии (Mtoe). Это составляет приблизительно 20 % от значения, установленного для ЕС Киотским протоколом. Общий потенциал энергосбережения в жилищном секторе оценивается в 22 % от текущего потребления и может быть реализован к 2010 году.
Назовем главные документы, оказывающие существенное влияние на повышение энергоэффективности зданий. Политика повышения энергоэффективности получила наибольший импульс в 1989 году после запуска программы «Thermie», цель которой заключалась в продвижении новых энергосберегающих технологий. В 1991 году была сформирована программа «Save», направленная на повышение энергоэффективности. В 1998 году Инструкция по энергоэффективности (Сommunication on Energy Efficiency) установила широкие перспективы для действия Европейской энергетической стратегии. В 2000 году был разработан План действий (Action Plan), согласно которому при снижении энергопотребления на 1 % ежегодно можно будет достичь две трети доступного экономического потенциала к 2010 году (соответствует 40 % от обязательств, возложенных на ЕС в рамках Киотского протокола). Принятая в том же 2000 году Европейская программа по климатическим изменениям (European Climate Change Program) определила наиболее эффективные экономические и экологические действия, которые позволят ЕС выполнить принятые обязательства по Киотскому протоколу, где особо важное место отводилось энергетическим вопросам. В 2003 году была одобрена Программа энергетически интеллектуальной Европы (Energy Intelligent Europe – EIE), в которую как подпрограмма вошла программа «Save». Помимо перечисленного, ЕС участвует в технологических разработках уже седьмой по счету Рамочной программы (Framework Program), в которую входят любые исследования, финансируемые ЕС. За последние два года энергетический стратегический план получил дальнейшее развитие: был выпущен новый «Зеленый» документ по энергетической эффективности (Green Paper on Energy Efficiency), а также два других актуальных документа: Стратегический план по энергетическим технологиям (Strategic Energy Technology Plan) и Европейская энергетическая политика (Energy Policy for Europe). Из сказанного можно сделать вывод, что на страны-члены ЕС постепенно накладывается все больше обязательств, связанных с повышением энергоэффективности зданий, и эти обязательства закрепляются соответствующими законодательными актами.
Действующая Директива по энергетическим характеристикам зданий (Directive on the Energy Performance of Buildings – EPBD), принятая в 2002 году, является наиболее важным элементом Европейской энергетической политики в жилищном секторе, для которого уже разработаны нормативы по следующим направлениям:
Три последних направления отражены в EPBD применительно к следующим основным конечным потребителям энергии в зданиях: для жилых зданий это системы отопления и кондиционирования (вентиляции) помещений, а также система горячего водоснабжения, а для зданий другого назначения – к перечисленному добавляется еще и система электропотребления (освещение). Как видно из диаграмм (рис.), на основных конечных потребителей в жилых зданиях приходится 89 % общего энергопотребления и 79 % в зданиях другого назначения.
Остановимся немного подробнее на Директиве EPBD, которая охватывает все вопросы определения энергетических характеристик здания и подробно описывает следующие аспекты:
Рассмотрим каждый аспект в отдельности.
Единая метрология
Основы принятия единой методологии содержатся в ст. 3 EPBD и устанавливают общие рамки для расчета любой из основных инженерных систем здания. На национальном или региональном уровне страны-члены ЕС должны применять общепринятую методологию расчета энергетических характеристик зданий, которая может включать в себя показатель выбросов СО2. Для облегчения применения единой методологии Европейскому комитету по разработке нормативной документации (CEN) был выдан мандат на разработку подходящих методов расчета в поддержку стран-членов ЕС при национальном принятии методики расчета энергетических характеристик.
Установка минимальных требований для энергетических характеристик
Данный раздел описывает общую для стран ЕС процедуру разработки требований для энергетических характеристик (ст. 4–6). Поскольку страны могут устанавливать разные требования для новых и существующих зданий, а также для разных категорий зданий, вопросы в этой области охватывают широкий диапазон элементов. Например, какая действует стратегия минимальных требований к европейским энергетическим характеристикам (European Performance – ЕР), какие категории зданий устанавливаются в разных странах-членах ЕС, как эти требования учитывают качество внутреннего климата, на какие типы зданий не распространяются требования, применяются ли какие-либо ограничения по площади *, какие требования должны применяться при реконструкции зданий, как оцениваются энергетические характеристики на измеренных или расчетных данных, как должно контролироваться выполнение установленных требований, какие юридические санкции предусмотрены при их невыполнении и т. д.
Требования должны периодически пересматриваться, как минимум каждые пять лет, и, если необходимо, корректироваться с учетом новых достижений технологии строительства зданий.
* Например, пока только в отношении новых зданий, имеющих общую полезную площадь более 1 000 м2, разработаны обязательства внесения в проект возможности применения, учитывая технические, экологические и экономические показатели, альтернативных систем энергоснабжения, например, использующих возобновляемые источники энергии или комбинированную выработку тепла и электроэнергии.
Сертификат энергетической эффективности зданий
Критерии действия сертификата сформулированы в ст. 7 EPBD. Данный сертификат обязателен при строительстве нового здания, продаже или сдаче здания в аренду. Срок действия сертификата не должен превышать 10 лет.
Сертификат энергетической эффективности для отдельных помещений здания (квартиры или отдельных жилых секций) может быть основан:
Энергетический сертификат зданий должен обязательно включать в себя действующие нормативные значения энергетических характеристик, чтобы потребители могли сравнивать и оценивать энергетическую эффективность эксплуатируемого здания. Помимо этого, сертификат должен содержать рекомендации по улучшению показателей энергоэффективности, включая экономическое обоснование этих мероприятий.
Энергетический сертификат для общественных зданий (правительственных и иных учреждений, предоставляющих услуги большому числу людей) с общей полезной площадью более 1 000 м2, должен размещаться в доступном для всех желающих месте. Приветствуется информирование посетителей о рекомендуемых и фактических значениях температуры внутреннего воздуха в помещении и, если возможно, других климатических характеристиках внутреннего климата.
Проверка котлов и систем кондиционирования воздуха
Данный раздел (ст. 8, 9 EPBD) содержит подробное описание действий при проверке:
Отмечено, что регулярное обслуживание котлов и систем кондиционирования воздуха квалифицированным персоналом способствует поддержанию их правильной настройки в соответствии со спецификациями продукта и, таким образом, обеспечивает оптимальную работоспособность с точки зрения экологии, безопасности и энергопотребления.
Требования для экспертов и инспекторов
Данный раздел (ст. 10 EPBD) обобщает такие вопросы, как спецификация и требования к обучению экспертов и инспекторов, включая указание на требуемые ресурсы на национальном уровне (количество экспертов и инспекторов и уровень их экспертизы), гарантию качества для экспертов, инспекторов и сертификатов, критерии аккредитации, строительные нормы и правила, страхование и ответственность.
Для более эффективного внедрения EPBD к 2007 году были разработаны Практические действия (Concerted Action – CA) (www.epbd-ca.org). Практические действия EPBD направлены на распространение информации и опыта между разными странами и сконцентрированы на реализации следующих конкретных задач:
По инициативе Европейской комиссии в рамках программы EIE была создана Строительная платформа (Building Platform) EPBD (www.buildingplatform.eu), которая предоставляет информационные услуги для практиков и консультантов, экспертов энергетических агентств, заинтересованных групп и законодателей стран-членов ЕС и содействует реализации EPBD.
Существует множество неиспользованных энергосберегающих технологий и способов применения возобновляемых источников энергии в Европе из-за больших экономических затрат, необходимых для их внедрения. Эти проблемы решала первая программа EIE, действующая с 2003 по 2006 годы. Она представляла собой инструмент, обеспечивающий финансирование работ, направленных на продвижение энергетической политики в сторону повышения энергетической эффективности и интеллектуальности. В начале 2007 года была запущена новая программа EIE уже как часть более широкомасштабной программы ЕС под названием «Конкурентоспособность и инновации» (Competitiveness and Innovation). Следует особо выделить две программы, способствующие внедрению EPBD: программа «Save» (энергетическая эффективность и рациональное использование энергоресурсов) и программа «Altener» (новые и возобновляемые источники энергии).
Более того, CEN продолжает заниматься разработкой стандартов для расчета интегрированных энергетических характеристик зданий и оценки их экологического воздействия в соответствии с условиями, предусмотренными в EPBD в различных областях, таких как энергетическая эффективность, отопление и охлаждение, освещение, теплоизоляция, вентиляция.
В начале 2008 года большая часть проектов стандартов CEN были переданы в национальные институты стандартизации стран-членов ЕС для окончательного одобрения, а проекты стандартов, получившие одобрение национальных институтов стандартизации, были приняты в качестве европейских стандартов.
Как уже было сказано, EPBD предлагает только общие рамки, в то время как основная работа адаптации стандартов к специфическим климатическим, экономическим, культурным и техническим условиям остается за странами-членами ЕС. Все они характеризуются разными уровнями готовности, им предстоит большой объем законодательной работы, и многие из них уже запросили продления срока реализации EPBD, который изначально был установлен на 2009 год. В 2007–2008 годах будут приняты сертификаты для новых, общественных зданий и, в меньшей мере, для существующих зданий. Из-за отличия разных подходов EPBD не сможет быть полномасштабно реализована в Европе к 2009 году. Большинство стран параллельно с реализацией EPBD пересматривают свою собственную энергетическую политику и определяют новые инициативы для поощрения использования возобновляемых источников энергии в зданиях, для разработки специальной сертификации экологически устойчивых зданий, для обозначения зданий с низким и даже нулевым энергопотреблением. За последние несколько лет по всей Европе строится все больше низкоэнергетических, или так называемых «зеленых» зданий.
Здание Европейского парламента в Брюсселе
Большинство стран также предлагают финансовые механизмы поощрения владельцев при выполнении ими мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности зданий: налоговые скидки и льготы, гранты, поддержку в виде займов.
В начале 2008 года на основании полученного опыта внедрения EPBD были выделены аспекты, требующие некоторых поправок:
Совершенно очевидно, что новая Директива EPBD должна стать более эффективной и содержать аспекты влияния зданий на глобальное изменение климата и предусматривать вопросы снижения выбросов парниковых газов. При переработке EPBD к концу 2008 года для ее последующего рассмотрения Европейским парламентом будут рассмотрены следующие вопросы:
Помимо EPBD, были приняты и другие европейские энергетические законы, способствующие выполнению энергетической политики Европы:
Эта директива была принята в апреле 2006 года и направлена на достижение экономии энергии в 9 % к 2015 году.
Общее энергопотребление и воздействие зданий на окружающую среду зависят не только от самого здания и режима его эксплуатации, но и от используемого инженерного оборудования. Директива открывает новые возможности для производителей инженерного оборудования, потребителей и общества в целом.
Вот перечень оборудования, которое рассматривается в рамках новых правил проектирования:
Использование комбинированной выработки тепла и электроэнергии (CHP) обладает огромным потенциалом для повышения энергетической эффективности и уменьшения воздействия на окружающую среду. Эта область считается приоритетной для многих стран.
Стратегия ЕС по комбинированному производству от 1997 года устанавливает общую цель удвоения доли электроэнергии, полученной при комбинированном производстве до 18 % к 2010 году. Поэтому данная Директива не устанавливает цели, а только побуждает страны-члены ЕС провести анализ своего потенциала в области высокоэффективного комбинированного производства.
Цель – получение 20 % от общего количества энергии из возобновляемых источников. Основные сектора экономики, заинтересованные в использовании возобновляемой энергии: электроснабжение, отопление, охлаждение и транспорт. Страны сами устанавливают пропорциональное соотношение между этими секторами для достижения своих целей. Однако предполагается, что каждая страна-член ЕС достигнет не менее 10 % использования доли возобновляемой энергии (преимущественно за счет биотоплива) в транспортной отрасли к 2020 году. В Директиве дается определение понятию возобновляемой энергии, чтобы оно не пересекалось с понятием мероприятий по энергосбережению.
Из вышесказанного становится понятно, что Европа активно стремится и делает все возможное для снижения общего энергопотребления зданий, повышения энергетической эффективности жилищного сектора, расширения использования возобновляемой энергии и существенного снижения выбросов парниковых газов. Страны ЕС пока еще находятся на этапе внедрения энергетической политики, но уже сейчас проводится строгая оценка результатов ее воздействия. На основании этой оценки будет выполнен пересмотр Директивы EPBD 2002, запланированный на 2009 год, в соответствии с Энергетическим планом, цель которого – снижение энергопотребления на 20 % к 2020 году. С учетом разнообразия климатических условий, типов зданий, культуры и традиций Европа может сыграть ключевую роль и показать остальному миру, что сильная политика вместе с национальными инициативами может привести к реальному повышению энергетической эффективности, с одной стороны, а также к созданию по-настоящему устойчивого сообщества – с другой.
Источник: www.abok.ru
Начало активности (дата): 29.01.2010