Статьи

Актуальные вопросы и перспективы развития саморегулирования в области энергоаудита

21 Окт 2011

Неэффективное использование энергетических ресурсов – одна из главных проблем российской экономики. Президент РФ поставил перед бизнес-сообществом важнейшую задачу – снизить энергоемкость российской экономики до 2020 года на 40%. Свое мнение об этом высказал доктор технических наук, профессор МГСУ, заслужен ный строитель РФ, лауреат пре мии Правительства РФ в области науки и техники, член экспертного совета по градостроительной деятельности при комитете ГД РФпо строительству и земельным отношениям, председатель совета НП «Первая национальная организация строителей» А.А. Лапидус.

Для реализации этой задачи 23 ноября 2009 г. Принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на регулирование энергетической эффективности с помощью механизмов государственного управления, мер стимулирования энергосбережения и государственной поддержки. Согласно закону, целями энергетического обследования являются:

- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

- определение показателей энергетической эффективности и потенциала энергосбережения;

- повышение энергетической эффективности;

- разработка программы энергосберегающих мероприятий и проведение их стоимостной оценки;

- внедрение энергосберегающих технологий и расчет экономического эффекта использования данных технологий;

- разработка энергетического паспорта организации.

Законом предусмотрено обязательное проведение энергетического обследования для органов государственной власти и местного самоуправления; организаций, которые осуществляют регулирование деятельности и производят транспортировку воды, нефти и нефтепродуктов, природного газа, электрической энергии; добычу и переработку природного газа, угля, нефтепродуктов; организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей за календарный год. Таким образом, обязательному энергетическому обследованию подлежат практически все сферы деятельности. Первое обязательное энергетическое обследование должно быть организовано и проведено до 31 декабря 2012 г., последующие – не реже одного раза каждые 5 лет. Закон установил необходимость учета требований по энергосбережению и энергоэффективности при проектировании, постройке, реконструкции и проведении капитального ремонта зданий, строений и сооружений. В соответствии с пунктом 6 статьи 11 ФЗ № 261-ФЗ не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт, но не соответствующих требованиям энергетической эффективности и не оснащенных приборами учета используемых энергетических ресурсов. Президент Дмитрий Медведев подписал 2 августа 2010 г. новую редакцию Градостроительного кодекса, в котором предусмотрена оценка как проектной документации, так и законченного строительством объекта.

Предмет государственного строительного надзора определен Градостроительным кодексом (ст. 54, ч. 2): это проверка соответствия требованиям технических регламентов, проектной документации (в том числе энергетической эффективности). Оценку, расчет и анализ удельных показателей использования энергетических ресурсов должны проводить только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования выполнения и результатов работ, а также строительных материалов, применяемых в процессе строительства объекта.

Согласно пункту 6 статьи 55 Градостроительного кодекса «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается:

- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, подписанный лицом, осуществляющим строительство;

- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе энергетической эффективности;

- документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства и фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Реализацию надлежащих технических, технологических и иных решений, которые влияют на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, обоснование выбора технологий и материалов, используемых при строительстве, капитальном ремонте, а также на оценку, расчет и анализ удельных показателей использования энергетических ресурсов, должны проводить только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования. Принятое в нашей стране законодательство о саморегулируемых организациях создает предпосылки к его введению. Энергетическое обследование позволяет выявить источники нерациональных затрат и неоправданных потерь энергоресурсов, а в дальнейшем – выполнить мероприятия по повышению энергетической эффективности зданий и сооружений саморегулируемые организации в строительстве новых правил, позволяющих повысить энергоэффективность при строительстве и заинтересованность проектных организаций при принятии экономичных и эффективных решений. Сегодня руководителям строительных и проектных организаций следует в кратчайшие сроки выбрать один из двух вариантов: прибегнуть к услугам энергоаудиторов-членов СРО в области энергетического обследования или в целях снижения затрат самим вступить в такую организацию. Законом специально предусмотрено правило, в соответствии с которым член СРО вправе проводить энергетические обследования в отношении себя. Учитывая специфику строительной отрасли, нецелесообразно доверять энергетическое обследование специалистам из других отраслей, не имеющих опыта работы непосредственно в проектировании и строительстве. Очевидно, что эти специалисты будут предлагать и фиксировать в обязательной для исполнения документации такие требования к повышению энергетической эффективности, которые, с точки зрения проектировщиков и строителей окажутся дорогостоящими и сложновыполнимыми. Кроме того, поручая подготовку энергетических документов проектируемого (строящегося) здания третьим лицам, необходимо учитывать, что защищать закрепленные в них данные перед застройщиком (заказчиком) и Госстройнадзором придется все же генеральному подрядчику, а не энергоаудитору. В этой связи ведущие строительные компании, входящие в НП «Первая национальная организация строителей», приняли решение: создать саморегулируемую организацию в области энергоэффективности обследования объектов капитального строительства, которая объединит профессионалов строительной отрасли, а ее деятельность будет основана на опыте и принципе рационального использования энергоресурсов, которые с каждым годом становятся дороже. В условиях финансового кризиса и неудержимого роста тарифов для руководителей промышленных предприятий особенно остро стоят 2 вопроса: повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому для устойчивого развития предприятия должно возрастать понимание важности эффективного использования энергоресурсов.

Энергетическое обследование позволит выявить источники нерациональных затрат и неоправданных потерь энергоресурсов, что в итоге приведет к снижению себестоимости продукции и повышению конкурентоспособности предприятия на рынке. По результатам энергетического обследования составляется отчет, энергетический паспорт и присваивается класс энергоэффективности предприятия, здания, сооружения. Результаты выполнения программы энергосберегающих мероприятий, вероятно, будут учитены при государственном регулировании тарифов. В соответствии со статьей 4 ФЗ № 261-ФЗ, одним из принципов государственной политики в области регулирования тарифов на энергоресурсы является учет соблюдения требований законодательства к энергосбережению, повышению энергетической эффективности, разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе к организации учета, контролю и сокращению потерь используемых энергетических ресурсов. Экономия, очевидно, даст возможность для открытия новых производственных площадок, будет способствовать снижению стоимости энергоресурсов. Исходя из проведенного анализа и опыта, мы предлагаем. Вам возможность вступить в созданную по инициативе крупных промышленных предприятий СРО Некоммерческое партнерство «Национальная организация специалистов в области энергетических обследований и энергетической эффективности». 

Источник: журнал: "Строительство: новые технологии-новое оборудование" , № 3, 2011

  

Начало активности (дата): 21.10.2011

← Возврат к списку