Статьи

Реализация механизма энергосервисной деятельности в жилом фонде г. Москвы

27 Июл 2010

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 199-РП от 8 февраля 2010 г. «О проведении эксперимента по отработке механизма энергосервисной деятельности в жилищном фонде города Москвы» в жилищном фонде г. Москвы в настоящее время проводится эксперимент по отработке механизма энергосервисной деятельности.

С.А. Демин, руководитель, ГБУ «Жилищник», г. Москва

Основными приоритетами в развитии энергосервисной деятельности в жилищном фонде г.Москвы являются:

  • · экономия всех видов ресурсов,
  • · привлечение внебюджетных источников финансирования для проведения энергосберегающих мероприятий,
  • · отработка и внедрение в г. Москве механизма энергоэффективного управления многоквартирными домами,
  • · внедрение различных энергосберегающих технологий в жилищном фонде г. Москвы.

Основным нормативным документом для отработки механизмов энергосбережения стал федеральный закон № 261-ФЗ, принятый 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, этапы и сроки внедрения ключевых мероприятий. Впервые законодательно в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений включены требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

ГБУ «Жилищник», в соответствии с возложенными на него функциями, осуществляет разработку и реализацию на подведомственном Департаменту ЖКХиБ жилищном фонде энергосберегающих мероприятий. Необходимо отметить, что основу его составляют дома, имеющие особо сложное инженерное оборудование или индивидуально-экспериментальные проектные решения, а также специализированный жилищный фонд (общежития), отличающиеся повышенным износом. В этих условиях основным направлением энергосберегающей деятельности является экономия тепло- и водопотребления.

Основные энергосберегающие мероприятия, внедрение которых позволяет добиться экономии:

  • · установка общедомовых приборов учета;
  • · установка индивидуальных приборов учета;
  • · установка автоматических узлов управления;
  • · внедрение системы автоматического регулирования температуры;
  • · модернизация индивидуальных тепловых пунктов (ИТП);
  • · установка индивидуальных регуляторов на отопительных приборах;
  • · установка регуляторов расхода воды;
  • · альтернативные источники энергии.


Установка общедомовых приборов учета

Половина сэкономленных тепловых ресурсов, порядка 15%, приходится на организацию точного учета потребления. Учет потребленных ресурсов является лакмусовой бумажкой состояния инженерных систем дома. Он дает нам информацию о проблемных местах и путях их решения. При этом вновь принимаемые в городскую собственность общежития не оснащены общедомовыми приборами учета. На сегодняшний день заключен энергосервисный контракт на установку приборов учета тепла по 14 жилым домам, на сумму 9,8 млн руб. Экономический эффект составит порядка 600 Гкал в месяц, в ценах 2010 г. это 714 тыс. руб., что сократит затраты на тепло для управляющей компании по этим домам на 25% . Расчетный срок окупаемости контракта – 13 мес.

Установка индивидуальных приборов учета

За счет бюджетного финансирования в 2010 г. планируется также провести установку 8,5 тыс. индивидуальных приборов учета в рамках постановления правительства Москвы № 406-ПП от 29 мая 2007 г. «О мерах по дальнейшему стимулированию экономии водопотребления в жилищном форде города Москвы».

Внедрение приборного учета, в конечном счете, уменьшит платежи за коммунальные услуги жителей, т.к. согласно федеральному закону № 307-ФЗ от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» именно житель несет сегодня бремя ответственности по расчетам с ресурсоснабжающей организацией.

Установка автоматических узлов управления в жилищном фонде

Экономия тепла на 5-10% за счет его рационального использования достигается также установкой в жилых домах автоматических узлов управления, так как теплоснабжающие организации не всегда подают на жилой дом теплоноситель, отвечающий требованиям теплоснабжения.

Внедрение данных систем совместно с системами аварийного отключения теплоносителя позволят не только получить экономию порядка 5-10%, но и снизить потери теплоносителя при авариях.

Данная система была внедрена в рамках реализации пилотного проекта по адресу г. Москва, Юрьевский пер., д.16, корп.1.

Система автоматического регулирования температуры

Система автоматического регулирования позволяет производить регулировку температуры теплоносителя непосредственно на доме за счет более полного отбора тепла системой теплоснабжения. Это реализуется за счет более точного выдерживания температурного графика. Принцип автоматического регулирования основан на поддержании в контуре системы отопления здания параметров, заданных температурным графиком, основываясь на данных, полученных от датчиков температуры наружного воздуха и температуры теплоносителя в системе отопления.

В ходе реализации данного проекта один из двух подъездов дома по адресу г. Москва, Юрьевский пер., д.16, корп.1 был оборудован системой автоматического регулирования. В результате среднемесячное потребление в отопительный период первого подъезда составило 45,2 Гкал, второго 48,6 Гкал. Разница составила 7%.

Модернизация индивидуальных тепловых пунктов ( ИТП)

Опыт эксплуатации жилых домов показывает, что в большинстве имеющихся ИТП подведомственного фонда необходимо провести модернизацию. Модернизация ИТП включает комплекс мероприятий, направленных на улучшение теплоснабжения зданий, снижение тепловых потерь на ИТП, снижение затрат на техническое обслуживание, экономию по электро- и водопотреблению. Основные виды работ, проводимые в ходе модернизации, предусматривают замену кожухотрубных бойлеров на современные пластинчатые с более высоким КПД и меньшими габаритами, замену имеющихся насосов холодного и горячего водоснабжения на насосное оборудование с частотно-регулируемыми приводами, замену автоматики управления теплоснабжением и подготовкой горячего водоснабжения.

В рамках реализации постановления Правительства Москвы № 199-ПП от 8 февраля

2010 г. «О проведении эксперимента по отработке механизма энергосервисной деятельности в жилищном фонде города Москвы» было проведено обследование нескольких ИТП, обслуживающих жилищный фонд управляющей компании ГУП «ЭВАЖД». Обследование проводилось силами ОАО «МОЭК ПРОЕКТ». Согласно предварительным отчетам реализация вышеперечисленных мероприятий позволит сэкономить до 30% электроэнергии, потребляемой ИТП, до 10% тепла и до 10% воды. Сегодня компания «МОЭК ПРОЕКТ» прорабатывает возможность выполнения комплекса мероприятий по реконструкции 5 ИТП в рамках энергосервисных договоров.

Индивидуальные регуляторы на отопительных приборах

Одним из факторов рационального использования тепла в квартире является установка индивидуальных регуляторов на отопительных приборах и применение индивидуального учета тепла в квартире с помощью регистраторов тепла.

Внедрение регистраторов тепла и производство расчетов за потребленное тепло на основании данных регистраторов может являться мощным стимулом для жителей на экономию тепла в квартирах.

Установка регуляторов расхода воды

При относительно низком уровне тарифов, потребление воды в России в 1,5-2 раза превышает потребление воды в развитых странах. Это связано как с высокими потерями воды, так и со сложившимся стереотипом потребления воды как «бесплатного» ресурса. В связи с этим, необходимо предпринимать практические шаги по реализации направлений водосбережения. Одним из таких направлений является установка водосберегающей сантехарматуры.

В 2009 г. на 2 домах жилищного фонда ГУП «Жилищник-1» был проведен эксперимент по внедрению водосберегающей сантехарматуры, а именно по установке регуляторов расхода воды с целью определения рентабельности применения данного оборудования в жилищном фонде г. Москвы.

Исполнителем по этому эксперименту выступила компания «Н2О технологии». Принцип работы регуляторов основан на поддержании заданного расхода воды при различном давлении в системе водоснабжения без потери комфортного водопользования.

По оценкам результатов пилотного проекта установка водосберегающей сантехарматуры позволяет снизить водопотребление в среднем на 25%.

На сегодняшний день компанией«Н2О технологии» проработано технико-экономическое обоснование на установку данного оборудования по 23 общежитиям коридорного типа специализированного жилищного фонда управляющей компании ГУП «Жилищник-1» для заключения энергосервисного контракта. Хотелось бы отметить, что установка таких регуляторов очень актуальна именно в общежитиях коридорного типа, т.к. здесь постоянно имеется перерасход фактического потребления воды от нормативного.

Альтернативные источник энергии

Одним из основных элементов снижения потребления электроэнергии в жилом доме для общедомовых нужд являются альтернативные источники энергии. Однако такие негативные факторы как неправильные проектные решения, применение устаревшего оборудования, неквалифицированный монтаж и техническое обслуживание во многом дискредитировали саму идею альтернативных источников электроэнергии.

В рамках проведения эксперимента по внедрению альтернативных источников энергии, за счет внебюджетных средств, с привлечением энергосервисной организации предполагается установка солнечных панелей и аккумулирующих батарей на 2 жилых домах фонда ГУП «Жилищник-1».

Для повышения энергоэффективности систем подъездного освещения в жилых домах, планируется внедрить энергосберегающую систему «Светэн», включающую в себя солнечные панели, антивандальные светодиодные светильники нового поколения со встроенными датчиками движения и электронную систему управления освещением мест общего пользования.

В настоящее время на стадии заключения находится энергосервисный контракт по установке данного оборудования на жилищном фонде ГУП «Жилищник-1». По предварительным расчетам энергосберегающий комплекс «Светэн» позволит снизить потребление электроэнергии в местах общего пользования до 90%.

Дополнительно в домах установлены многотарифные приборы учета электрической энергии и в случае нехватки мощности аккумуляторов в темное время суток зимнего периода, система переходит на резервное снабжение из сети по так называемому «ночному», более дешевому тарифу. Установка светодиодных светильников нового поколения, имеющих более длительный срок службы, в 5-10 раз превышающий срок службы люминесцентных ламп, решает наболевшую проблему частой замены люминесцентных ламп и их утилизации. Стоимость оборудования и установки комплекса на 2-х жилых домах составляет 2,5 млн руб., а срок окупаемости равен 45 мес.

Вышеперечисленные мероприятия включены в городскую целевую программу «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 г.» и предусматривают также проведение эксперимента по реализации Киотского протокола и посткиотских соглашений по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

Организация взаимоотношений энергосервисной компании и собственников помещений многоквартирного дома

Особенность проведения энергосервисных мероприятий в жилищном фонде заключается в необходимости утверждения собственниками на общем собрании мероприятий, предложенных энергосервисной компанией.

Управляющая организация с участием энергосервисной компании в обязательном порядке должна довести до сведения собственников условия энергосервисного контракта, обоснования проведения и преимущества энергосервисных мероприятий.

Источником оплаты энергосервисных мероприятий является экономия ресурсов, достигнутая в результате выполнения энергосервисных работ, которые оплачиваются собственниками через единый платежный документ (ЕПД).

Следовательно, задача управляющей организации – убедить собственников в необходимости проведения энергосервисных мероприятий, их экономической эффективности. Немаловажную роль здесь играет информационная работа с собственниками многоквартирных домов по разъяснению правовых основ энергосбережения.

Перечисленные мероприятия в основном предполагают привлечение внебюджетного финансирования. Обоснованы и некоторые опасения инвесторов по эффективности использования вложенных средств. Поэтому реализация энергосервисной деятельности в жилищной сфере еще не набрала должных оборотов, требует тщательной проработки договорных отношений.

В тоже время есть все основания полагать, что установленные постановлением Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. №536-ПП «О городской программе «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года» целевые показатели снижения потребления энергоресурсов в результате проведения эксперимента будут нами выполнены.

Источник: информационный бюллетень "Энергосовет", № 6 (11), 2010 г.

Начало активности (дата): 27.07.2010

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений