7 Марта, 2013
В связи с получившим широкий общественный резонанс выступлением президента о сдерживании роста тарифов в ЖКХ и недопустимости их роста не более чем на 6% в год нельзя остаться в стороне от обсуждения столь насущной для фактически каждого гражданина России темы.
Стоит отметить, что, во-первых, наибольшую долю затрат в тарифах занимают энергоносители (топливо, электроэнергия), заработная плата с отчислениями на социальные нужды, амортизационные отчисления и ремонтная программа.
Опираясь на накопленный опыт и постоянно проводимый анализ рынка ТЭК, специалисты и аналитики нашей компании отмечают, что в своем большинстве органы регулирования тарифов и так устанавливают тарифы в соответствии с придельными индексами повышения цен на услуги ЖКХ. При этом ежегодный рост цен на газ в среднем составляет 15%, что в свою очередь ведет к росту цен:
Сложившаяся на текущий момент ситуация в стране показывает, что факторов для роста тарифов предостаточно, однако, сейчас ограничение роста тарифов производится не экономическими, а административными методами (предельные индексы, указания руководства страны: «тарифам расти на 6%»).
Очевидно, что регулирующие органы в подавляющем большинстве не ослушаются и рост тарифов не будет превышать 6%. В таком случае возникает резонный вопрос: за счет каких статей в тарифе будет происходить сдерживание тарифного роста?
Не секрет, что подавляющее большинство потребителей услуг сферы ЖКХ имеет обоснованные претензии к качеству оказываемых услуг. Также не вызывает удивления факт, что в стране, где преобладают не рыночные методы регулирования тарифов в ЖКХ, у инвесторов отсутствует интерес и желание вкладывать деньги в сферу ЖКХ. В результате всех этих факторов мы получаем ситуацию (отсутствие инвесторов и необходимого финансирования ремонтных программ), которая просто физически не позволяет предприятиям поддерживать приемлемый уровень качества оказываемых услуг.
Забота о населении безусловно необходима, но не является ли данная ситуация своеобразным «дамокловым мечем» ЖКХ? Не слишком ли большая плата последует?
Если сдерживание роста тарифов административными методами преследует единственную цель – социальная защита населения, следовательно, необходимо вводить новые источники финансирования ЖКХ, например, дотации из бюджета. В противном случае, в недалеком будущем нас ожидает еще большее ухудшение ситуации с качеством оказываемых услуг в ЖКХ, а возможно и его полное отсутствие.
Проблема в том, что федеральные и региональные органы исполнительной власти неоднократно отмечают одну из основных проблем – износ основных фондов в ЖКХ до 80%, и все прекрасно понимают, к чему это может привести.
Предельные индексы и административные (не экономические) методы регулирования тарифов, можно сказать, поставили жирный крест на модернизации основных фондов в ЖКХ как за счет тарифных источников, так и за счет привлечения инвесторов. Инвестиционные программы утверждаются только при наличии схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а финансирование разработки схем возложено на органы местного самоуправления, которые не имеют источников для их финансирования. Кроме того, инвестиционная составляющая должна включаться в тариф, который ограничен предельным индексом, а теперь еще и 6% ростом. Замкнутый круг?
Источник: http://www.smartgrid.ru