Новости энергосбережения

Сибирские ученые будут создавать экогород в Китае

19 Марта, 2012

Ученые Сибирского отделения РАН вместе с китайскими коллегами будут работать над претворением в жизнь идеи экогорода, который должен к 2020 году вырасти на побережье Бохайского залива. Специально для сотрудничества будет создан российско-китайский центр промышленной экологии.

Центр планируется организовать на базе политехнического университета в Тяньцзине, одном из крупнейших городов Китая, расположенном в 200 км от Пекина. Сейчас ведутся переговоры, как будет построена работа центра. Финансирование проекта берет на себя китайская сторона. Сумма, которую предстоит затратить на деятельность совместной структуры, будет складываться из стоимости отдельных проектов, реализуемых центром промышленной экологии. Никаких конкретных цифр ученые пока не называют, но отмечают, что речь идет о миллионах долларов. 

Город, которого пока нет 

В этом году делегация ученых Сибирского отделения РАН побывала в Тяньцзине, где и обсуждался проект. «Желание Китая сотрудничать с нами в сфере экологии далеко не безосновательно», – рассказал на встрече с журналистами директор Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН академик Николай Ляхов, бывший в составе делегации. 

«Дешевизна китайских товаров строится в том числе и на пренебрежении требованиями экологии. До поры до времени эти проблемы решались использованием технологий, ориентированных на экспорт, – производимая продукция уходила за границу. Сегодня Китай переориентирует экономику на внутренний рынок и теперь нуждается в иных технологиях», – продолжил он. 

Почему среди своих городов для создания центра промышленной экологии Китай выбрал Тяньцзинь? «Тяньцзинь — город государственного подчинения, что равнозначно нашим федеральным городам Москве и Санкт-Петербургу. Этот город дает гигантский прирост ВВП, около 16 % в год. Даже для Китая это – немыслимая цифра», – поясняли ученые, бывшие в составе делегации. 

Кроме того, в Тяньцзине находится первый государственный университет, основанный еще в 1885 году, на базе которого и будет создан международный центр. На территории Тяньцзиня начато строительство третьей (после Шэньчженя и Шанхая) в КНДР свободной экономической зоны – Биньхай. Именно здесь, в зоне Биньхай, собираются возвести экогород, для создания и дальнейшей жизни которого необходимы новые технологии. Их разработкой и внедрением займется российско-китайский центр промышленной экологии. 

Согласно планам, площадь экогорода составит около 50 квадратных километров, поселение рассчитано на 130 тысяч человек. «Нам показали макет этой будущей зоны Биньхай. Один макет занимает 50 на 50 метров, – вспоминал Николай Ляхов. – Вызывает восхищение, насколько продуман проект: аэропорт, портовая территория, транспортные развязки, места для отдыха, деловой центр, жилые дома – изначально все расписано». 

Однако пока Биньхай еще строится на побережье: «Небольшая полоса земли примыкает к морю и уходит прямо в море». Уходит в море – это надо понимать буквально. В прибрежной зоне откачивается вода, а со дна залива на поверхность поднимается грунт. Именно на этом грунте, на участках, где раньше было море, будет построено 2/3 будущего экогорода. 

Китайцы ставят перед собой амбициозные задачи, вплоть до обеспечения в экогороде оборотного водоснабжения, как на космических станциях, полного перехода на альтернативную энергетику – солнечную и ветровую энергию. Для строительства будущего города таким, как он задуман, ученым необходимо решить ряд самых разных проблем: перевести двигатели внутреннего сгорания на другой вид топлива, внедрить технологии по переработке отходов, превратить землю со дна моря в плодородную почву. 

Мы вам, вы – нам 

По словам ученых, в Биньхае огромное поле деятельности для работы институтов Сибирского отделения РАН. В частности, сотрудник Института теплофизики СО РАН Людмила Перепечко, бывшая в составе делегации, отмечает возможность сотрудничества в области фундаментальных и прикладных исследований НИИ. Перечень последних не умещается на листке бумаги, который она принесла с собой. Здесь всевозможные энергосберегающие технологии, установки обессоливания воды, установки обеззараживания воды, газоанализаторы состава воздуха, установки по уничтожению особо опасных медицинских отходов, тепловые насосы и многое другое. 

Примеров точек возможного взаимодействия не счесть. На заливе бывают штормы – китайцев чрезвычайно волнуют вопросы укрепления свежесозданных берегов, высота которых составляет всего лишь два метра над уровнем моря. Расти на новых землях, по словам китайских ученых, должны «полезные растения». Во время визита российской делегации представитель китайского аналога института цитологии и генетики рассказала, что для этой цели уже выведена трансгенная кукуруза, которая способна расти на соленой почве и выращивается на корм скоту. Правда, у растения часть листьев почему-то розового цвета, рассказывали китайцы, однако коровы такую кукурузу едят. 

«Китайских ученых особенно интересует взаимодействие с Центральным сибирским ботаническим садом и Институтом почвоведения и агрохимии СО РАН, где имеется громадный опыт интродукции растений, растущих на солончаковых почвах», – говорил академик Ляхов. 

«Что привлекает СО РАН в этом проекте российско-китайского центра промышленной экологии? Если мы найдем приемлемые формы сотрудничества, мы сможем с помощью китайцев и на их территории поставить крупномасштабные эксперименты. Отсутствие таких экспериментов – это бич нашей науки. А китайская сторона заинтересована в скорейшем освоении экономической зоны и вкладывает гигантские инвестиции, поэтому там нет таких финансовых проблем, как у нас», – продолжил он. 

По словам Николая Захаровича, у России много общих экологических проблем с Китаем: имеются общие пограничные реки, те же проблемы опустынивания, те же задачи сохранения лесных территорий. «Решать их лучше совместными усилиями. Я не сомневаюсь, что со стороны Китая для этого будут найдены и выделены миллионы долларов. Возможно, частично их можно будет потратить и у нас». 

Согласно проекту, российско-китайский центр промышленной экологии будет одним из институтов Тяньцзинского университета. В отличие от Академгородка, где университет, технопарк и институты существуют отдельно друг от друга, в Тяньцзине научно-исследовательские лаборатории, центры, институты, технопарк и бизнес-инкубатор с малыми предприятиями находятся под руководством университета. «Получается единая система от фундаментальных исследований до вывода продукта на рынок. В итоге фундаментальные исследования плавно перетекают в прикладные, университету принадлежит более двух тысяч патентов, а доходы от лицензионной деятельности составляют миллиарды долларов», – поясняла Людмила Перепечко, отметив, что пока Китай может предложить международному рынку лишь небольшое количество технологий. Однако страна быстро развивается и вынашивает весьма амбициозные планы – к 2020 году стать первой или в крайнем случае второй страной по количеству международных патентов. 

Сомнения
 

Николай Бажин, главный научный сотрудник лаборатории фотохимии Института химической кинетики и горения СО РАН, также бывший в составе делегации в Китае, оказался настроен более скептически. Оценивая будущее поле для работы института, он отметил, что в Тяньцзиньском университете есть лаборатории, где исследуют процессы горения. «Не могу сказать, что они (китайцы) находятся на высочайшем уровне развития. В лаборатории изучают двигатели, свои и чужие, дизельные и бензиновые, с точки зрения экологии и стараются усовершенствовать, чтобы их выбросы приносили как можно меньше вреда. Однако китайцам предстоит еще долго развиваться, чтобы начать конкурировать с Западом в этой области», – заявил он. 

«Идея экологического города очень привлекательна, но очень дорогая. Использование солнечной энергии и энергии ветра сегодня обойдется в десять и в два раза дороже нефтяной. Создание и использование экологически чистых технологий ведет к обнищанию», – сказал ученый. 

В связи с этим Людмила Перепечко вспомнила любопытный факт: в Тяньзине с ростом ВВП на 16% энергопотребление упало на 28%. Когда сибирским ученым провели экскурсии по заводским площадкам и лабораториям, оказалось, что они в Тяньцзине вообще не отапливаются. Эксперты, смеясь, вспоминали, что в лабораториях было холоднее, чем на улице, – энергосбережение идет и за счет уменьшения комфортности. 

«Не знаю, смогут ли китайцы реализовать идею экогорода. Воду можно запустить по замкнутому циклу, но очищение от всевозможных бактериологических и химических примесей и доведение до питьевого состояния очень дорого. Да, то же самое делается на космических станциях, но ведь и цены будут примерно такими же!» – честно высказал свои сомнения Николай Бажин. 

Однако он добавил, что в любом случае, работы в этом направлении нужны. К тому же, все дорогое рано или поздно становится дешевым. А значит, есть надежда, что это произойдет и в данном случае.

Источник: academ.info

← Возврат к списку

ГИС ВИЭ Томской области Демонстрационный центрВместеЯрче