Статьи

Энергетическая стратегия ОАО "РЖД"на период до 2010 года и на перспективу до 2030 года

2 Ноя 2011

Энергетическая стратегия ОАО "РЖД" на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года (далее - Энергетическая стратегия) была принята в 2004 году. Энергетическая стратегия определила основные задачи и направления энергетической политики ОАО "РЖД" с учетом влияния внутренних и внешних факторов, складывающихся на железнодорожном транспорте и в топливно-энергетическом комплексе России (далее - ТЭК России) в условиях их реформирования.

 

Задачи энергетической стратегии ОАО "РЖД". Исходные предпосылки ее корректировки

Энергетическая стратегия ОАО "РЖД" на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года (далее - Энергетическая стратегия) была принята в 2004 году.

Энергетическая стратегия разрабатывалась и принималась как составная часть Стратегической программы развития ОАО "РЖД" и основывалась на нормативных актах и документах, регламентирующих политику государства в области энергетики и энергосбережения: федеральных законах - "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N35-ФЗ, "Об энергосбережении" от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ), Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р), Федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 796) и Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643).

Энергетическая стратегия определила основные задачи и направления энергетической политики ОАО "РЖД" с учетом влияния внутренних и внешних факторов, складывающихся на железнодорожном транспорте и в топливно-энергетическом комплексе России (далее - ТЭК России) в условиях их реформирования.

Приоритетными задачами энергетической стратегии были определены:

· полное и надежное энергетическое обеспечение перевозочного процесса, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении железнодорожного транспорта;

· значительное снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) во всех сферах деятельности ОАО "РЖД";

· оптимизация энергетических затрат в стационарной энергетике;

· коренное улучшение структуры управления энергетическим комплексом ОАО "РЖД" на основе современных информационных технологий, систем учета и мониторинга топливо-энергопотребления, взаимовыгодных отношений с производителями и поставщиками энергоресурсов;

· минимизация техногенного воздействия железнодорожной энергетики на окружающую среду.

В целях организационного обеспечения для решения задач Энергетической стратегии была разработана Программа реализации Энергетической стратегии ОАО "РЖД" на период до 2010 года (утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2004 г. N 4407р), ставшая основой для формирования ежегодных планов по энергосбережению во всех сферах деятельности компании.

Энергетической стратегией предусматривалось, что в условиях отклонений параметров перевозочного процесса от ранее прогнозируемых, при изменении структуры баланса потребления ТЭР, вызванных реформированием отрасли, и изменении внешних по отношению к ОАО "РЖД" условий в ТЭК России должна проводиться корректировка ее параметров.

В 2006 году были актуализированы Стратегическая программа и основные направления развития ОАО "РЖД" до 2010 года и на период до 2015 года и Генеральная схема развития железнодорожного транспорта до 2015 года.

Мощным фундаментирующим фактором, укрепляющим государствообразующую роль железнодорожного транспорта, стала разработанная в 2007 году и одобренная Правительством Российской Федерации Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия развития-2030), в которой было ясно обозначено, что энергетические аспекты интенсивно набирающей рост российской экономики могут играть существенную роль при реализации стратегической программы развития железнодорожного транспорта России на отдаленную перспективу.

В 2007 году разработаны и утверждены также Стратегические направления научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года - "Белая книга" ОАО "РЖД", являющейся составной частью единой стратегии развития железнодорожного транспорта России и направленной на решение крупных научно-технических проблем обеспечения лидирующей позиции компании на рынке качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности в грузовых и пассажирских перевозках.

Решением правления ОАО "РЖД" (протокол от 21 декабря 2006 г. N 41) рекомендовано систематически актуализировать функциональные стратегии развития, охватывающие ключевые направления деятельности компании, к которым относится и Энергетическая стратегия.

Все это в совокупности вызвало необходимость соответствующей корректировки параметров, направлений и путей реализации Энергетической стратегии.

Правлением ОАО "РЖД" (протокол от 6 июня 2007 г. N 18) были подведены итоги и одобрены результаты деятельности компании по реализации Энергетической стратегии за период 2004 - 2006 гг., одобрен в основном проект скорректированной Энергетической стратегии на период до 2010 года, утверждены плановые уровни удельного расхода ТЭР на тягу поездов и основные параметры топливо-энергопотребления на период 2007 - 2010 гг. Настоящая Энергетическая стратегия доработана на основе Стратегии развития-2030 с учетом направлений дальнейшего реформирования ТЭК России.

За период 2004 - 2006 гг. цели и приоритеты энергетической политики компании в подавляющем большинстве соответствовали Энергетической стратегии.

Ход реализации Энергетической стратегии свидетельствует о том, что ее разработка и программа реализации явились мощным организующим фактором для топ-менеджмента аппарата управления компании и ее филиалов по осуществлению целенаправленной энергосберегающей деятельности на всех уровнях.

Основные контролируемые среднесетевые нормативы энергосбережения, заданные Программой реализации Энергетической стратегии (удельные расходы ТЭР на тягу поездов, лимиты расхода ТЭР на эксплуатационные нужды и др.), в целом выполняются и даже с опережением. Для отдельных дорог по ряду позиций периодически наблюдается превышение нормативов, что является обязательным предметом рассмотрения на уровне Центральной комиссии по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов и реализации программы ресурсосбережения ОАО "РЖД" (ЦКЭР), руководства департаментов, управлений, железных дорог и других филиалов компании.

Рост объемов перевозок в прошедший период устойчиво опережал рост потребления ТЭР по всем их видам, что является свидетельством результативности технических и организационных мероприятий ОАО "РЖД", направленных на энергосбережение.

Вместе с тем, изменение структуры энергобаланса компании и его количественного наполнения, вызванное реформированием железнодорожного транспорта, ростом объемов перевозок, а так же проблемы, связанные с энергодефицитностью в ТЭК России и ценообразованием на энергоресурсы, определили необходимость корректировки параметров Энергетической стратегии по следующим направлениям:

· корректировка прогнозных уровней удельного расхода энергопотребления и потребности в ТЭР в соответствии с принятыми компанией актуализированными параметрами Стратегической программы и основными направлениями развития ОАО "РЖД" до 2010 года и на период до 2015 года, Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта на перспективу до 2010 года и 2015 года и Стратегии развития-2030;

· введение в целях обеспечения энергобезопасности перевозочного процесса в число инвестиционных и инновационных приоритетов разработку и использование на железнодорожном транспорте альтернативных возобновляемых энергоресурсов, развитие собственной генерации энергии на нетяговые нужды, внедрение энергоемких накопителей энергии, существенного повышения эффективности рекуперации энергии;

· усиление оснащения железных дорог техническими средствами и автоматизированными системами, обеспечивающими наиболее эффективное использование ТЭР и действенный контроль за их сохранностью;

· корректировка структуры энергобаланса компании с учетом дальнейшего реформирования железнодорожного транспорта;

· проведение единой технической политики в области управления планированием и потреблением ТЭР в рамках создаваемого холдинга "Российские железные дороги";

· активизация работы компании на государственном и региональном уровнях по взаимодействию с ОАО РАО "ЕЭС России", участию в формировании энергетических балансов, исходя из интересов ОАО "РЖД". 

Скачать полный текст энергетической стратегии ОАО "РЖД" на период до 2010 года и на перспективу до 2030 года

Сайт организации: http://rzd.ru/

Начало активности (дата): 02.11.2011 13:14:42

← Возврат к списку