7 Апр 1999
(в ред. Закона Пермского края от 23.04.2007 N 36-ПК)
7 апреля 1999 года N 447-64
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА
ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
26 марта 1999 года
(в ред. Закона Пермского края от 23.04.2007 N 36-ПК)
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения, возникающие в процессе производства, транспортировки и потребления топлива и энергии, в целях эффективного использования энергоресурсов.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и определения
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть (полезно) использован в перспективе.
Показатель энергоэффективности - абсолютная, удельная величина потребления энергоемкости и потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами.
Сертификация продукции - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Энергетическое обследование - систематическая и независимая проверка с целью определения соответствия проводимой работы и связанных с ней полученных результатов запланированным установлениям.
Государственная энергосберегающая политика - административно-правовое и финансово-экономическое регулирование процессов добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с целью их рационального использования и экономного расходования.
Эффективное использование энергетических ресурсов - достижение максимальной эффективности использования ТЭР при соответствующем уровне развития техники и технологии и одновременном снижении техногенного воздействия на окружающую среду.
Экономический эффект энергосбережения - система стоимостных показателей, отражающих прибыльность (или убыточность) мероприятий по энергосбережению.
Региональная энергетическая комиссия - орган, образованный администрацией Пермской области, осуществляющий регулирование деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях".
Государственная энергетическая экспертиза - средство государственного регулирования рационального использования энергетических ресурсов и предотвращения возможного ущерба государственным интересам при принятии и реализации программ и проектов, предусматривающих использование топливно-энергетических ресурсов.
Статья 2. Законодательство Пермской области об энергосбережении
Законодательство об энергосбережении состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных актов Пермской области.
Статья 3. Объекты и принципы правового регулирования
Объектом правового регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
- эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- осуществление государственного надзора и контроля эффективности использования энергетических ресурсов.
Энергосберегающая политика основана на принципах:
- сочетания интересов территории, производителей, поставщиков и потребителей энергоресурсов;
- укрепления регулируемых рыночных механизмов повышения эффективности использования энергетических ресурсов;
- оказания финансовой поддержки программам и проектам повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики;
- обязательности учета расхода используемых и отпускаемых энергоносителей;
- осуществления государственного надзора и контроля эффективности использования энергетических ресурсов;
- совершенствования систем учета и отчетности за расходом топливно-энергетических ресурсов, включая разработку топливно-энергетических балансов и энергетических паспортов объектов хозяйственной деятельности;
- сертификации топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств;
- включения показателей энергоэффективности в стандарты на оборудование, материалы, конструкции, транспортные средства и т.п.;
- активного участия энергосберегающих организаций в процессе повышения эффективности использования энергоресурсов у потребителей;
- заинтересованности производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов;
- создания условий для развития научно-производственного прогресса и производственной базы энергосбережения;
- создания равных условий для производства, транспортировки и потребления электрической, тепловой и других видов энергии предприятиями всех видов собственности на территории региона.
Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Статья 4. Компетенция Законодательного Собрания Пермской области
Законодательное Собрание Пермской области в пределах своей компетенции:
- принимает законы Пермской области и иные нормативные правовые акты в сфере энергосбережения;
- по представлению администрации области утверждает областные программы энергосбережения и объем средств, необходимых для их реализации;
- определяет в пределах законодательства льготное налогообложение для организаций, внедряющих энергосберегающие технологии и механизмы, в части сумм налогов, зачисляемых в областной бюджет;
- устанавливает в пределах законодательства меры административной ответственности за непроизводительное использование энергоресурсов.
Статья 5. Компетенция Администрации Пермской области
Администрация Пермской области в пределах своей компетенции:
- разрабатывает областные программы и проекты энергосбережения и иные нормативные правовые акты по энергосбережению;
- разрабатывает и утверждает финансово-экономические механизмы энергосбережения;
- осуществляет контроль за реализацией программ энергосбережения и правильностью использования средств на энергосбережение;
- предоставляет поручительства (гарантии) возврата инвестиций по энергетическим контрактам на выполнение энергосберегающих проектов для организаций бюджетной сферы в рамках областных программ энергосбережения;
- утверждает нормативные правовые акты по проведению энергетических обследований и определяет орган, осуществляющий обследование.
Статья 6. Компетенция региональной энергетической комиссии Пермской области
Региональная энергетическая комиссия Пермской области в пределах своей компетенции:
- обеспечивает стимулирование энергосбережения на основе тарифного регулирования;
- рассматривает и дает заключение по программам и проектам энергосбережения;
- осуществляет контроль за нормативным потреблением и использованием энергоносителей;
- осуществляет реализацию государственной энергосберегающей политики в области.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
- разрабатывают и утверждают муниципальные программы энергосбережения;
- вносят предложения в областные программы и проекты энергосбережения;
- формируют территориальные средства энергосбережения и контролируют их использование;
- предоставляют налоговые льготы и преимущества предприятиям, организациям и учреждениям, реализующим местные целевые программы энергосбережения, в пределах сумм, зачисляемых в местный бюджет;
- обеспечивают финансовую поддержку проектов энергосбережения на основе формирования местных источников финансовых средств, в рамках действующего законодательства.
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Статья 8. Основные принципы управления в области энергосбережения
Энергосберегающая политика в Пермской области осуществляется на основе реализации областных программ в области энергосбережения путем:
- стимулирования производства, высокопроизводительного и эффективного использования топливо- и энергосберегающего оборудования, технологий;
- организации учета производства, переработки, транспортировки, хранения, распределения и потребления энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;
- осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- проведения энергетических обследований организаций;
- проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства;
(в ред. Закона Пермского края от 23.04.2007 N 36-ПК)
- реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
- реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.
Статья 9. Энергетические обследования и экспертизы
Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива в порядке и сроки, определенные Правительством Российской Федерации. В случае если годовое потребление энергетических ресурсов организациями независимо от организационно-правовых форм менее шести тысяч тонн топлива или менее одной тысячи тонн моторного топлива, то обязательное энергетическое обследование проводится в порядке и сроки, определяемые администрацией Пермской области.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат организации независимо от их организационно-правовой формы, получающие финансирование из областного бюджета и использующие эти средства для оплаты потребляемых энергетических ресурсов.
Органы местного самоуправления вправе принимать решения о проведении энергетических обследований учреждений, предприятий и организаций, получающих финансирование из местных бюджетов и использующих их для оплаты потребляемых энергетических ресурсов.
Обязательной государственной экспертизе эффективности использования топливно-энергетических ресурсов подлежат проекты по всем реконструируемым, модернизируемым и вновь строящимся объектам области.
По объектам с большим энергопотреблением и со специфической технологией, проводится экспертиза с привлечением специализированных экспертных подразделений.
Решение о реконструкции, модернизации и строительстве объектов принимается с учетом заключения государственной энергетической экспертизы.
Заключения государственной экспертизы по энергосбережению должны учитывать нормативы отраслевых стандартов и являются обязательными для исполнения.
Отрицательное заключение государственной экспертизы по энергосбережению является основанием для переработки программ и проектов в соответствии с заключением экспертизы.
Статья 10. Нормы и нормативы потребления топливно-энергетических ресурсов
Нормы и нормативы потребления топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке включаются в энергетические паспорта на все виды машин и механизмов, потребляющих топливно-энергетические ресурсы.
До введения в действие систем энергетических стандартов допускается использование прогрессивных отдельных норм и нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов.
Глава 4. ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 11. Финансирование программ в области энергосбережения
Финансирование федеральных, областных и муниципальных программ в области энергосбережения осуществляется соответственно за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств областного и местного бюджетов, внебюджетных фондов, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Выделение средств на энергообеспечение для организаций, финансируемых из областного бюджета, может осуществляться только на основании энергетических паспортов зданий и сооружений и в пределах лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, утвержденных администрацией области.
Статья 12. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов
Для организаций, осуществляющих мероприятия по энергосбережению, могут устанавливаться налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах.
Статья 13. Стимулирование производства и использования топливно-энергетических ресурсов
Производители тепловой и электрической энергии, не входящие в состав региональной энергоснабжающей организации, имеют право на отпуск энергии в сеть этой организации в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и региональной энергетической комиссией. Региональная энергоснабжающая организация обязана обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, утвержденным региональной энергетической комиссией.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии, и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с региональной энергетической комиссией.
Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до 300 кВт или электрическую мощность до 100 кВт, осуществляются без лицензии.
В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, региональной энергетической комиссией, осуществляется установление сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.
Региональная энергетическая комиссия при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должна учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования в целях финансирования областных энергосберегающих проектов и программ определяются администрацией области.
Глава 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 14. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество по энергосбережению в регионе осуществляется по следующим направлениям:
- участие области в международных проектах по энергосбережению;
- осуществление взаимовыгодного обмена энергосберегающими технологиями с иностранными партнерами.
Глава 6. ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ, ПРОПАГАНДА
ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Статья 15. Образование и подготовка кадров
Учреждения среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования, расположенные на территории области, имеющие государственную аккредитацию, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в учебных планах и программах должны предусматривать обучение основам эффективного использования энергетических ресурсов в объемах и порядке, соответствующих профилю и срокам обучения.
Статья 16. Информационное обеспечение энергосбережения
Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов, организация общественных обсуждений проектов программ в области энергосбережения, координация работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности, организация выставок энергоэффективных технологий и оборудования осуществляется органами государственной власти области с привлечением заинтересованных организаций.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Пермской области.
Ответственность за нарушение законодательства по энергосбережению несут лица, которые виновны в:
- несоблюдении требований по поддержанию и повышению технического уровня энергопотребляющего оборудования и систем энергоснабжения;
- отказе предоставления своевременной полной информации, а также фальсификации данных по учету и отчетности по энергосбережению;
- нарушении требований законодательства Российской Федерации и Пермской области при проведении энергетической экспертизы, включая предоставление заведомо ложных экспертных выводов;
- невыполнение требований государственной энергетической экспертизы;
- финансировании, строительстве и внедрении в производство технологий и оборудования, которые не отвечают требованиям энергетических стандартов и не получили положительной оценки государственной энергетической экспертизы;
- нарушении установленных требований по энергосбережению на стадии проектирования, строительства, реконструкции, введения в эксплуатацию и при эксплуатации производств, сооружений, транспортных средств и других объектов;
- бесхозяйственном использовании топливно-энергетических ресурсов с систематическим превышением стандартных энергетических нормативов и уровней, и нарушении других требований по рациональному использованию и экономному потреблению топливно-энергетических ресурсов;
- невыполнении распоряжений органов, осуществляющих государственный контроль в области энергосбережения, а также в создании препятствий для нормальной работы представителей этих органов.
Законодательством области также может устанавливаться административная ответственность за другие нарушения законодательства по энергосбережению.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермской области
Г.В.ИГУМНОВ
07.04.1999 N 447-64
Начало активности (дата): 07.04.1999