Статьи

Парку приборов нужен оператор

3 Июл 2012

Невозможно управлять, не контролируя поэтому энергосбережение начинается с учета. Эта аксиома определяет повестку дня российской реформы энергопотребления. Федеральным законом № 261-ФЗ поставлена задача оборудовать приборами учета жилищную сферу, и региональные администрации наперебой отчитываются о проценте «оприборивания» бюджетных организаций. Но достаточно ли этого для достижения конечных экономических показателей?

Третья сторона системы

На наши вопросы отвечает председатель Совета НП отечественных производителей приборов учета «Метрология энергосбережения», генеральный директор НПО «Карат» Сергей Ледовский.

Сергей Дмитриевич, в чем, на ваш взгляд, заключается реальная полезность прибора учета?

Прежде всего я бы говорил об объективно сложившемся перекосе, свойственном нашему рынку и вызванном ложным представлением о возникновении экономического эффекта от самого наличия прибора учета. Потребитель, последние десятилетия вынужденный ставить счетчики за свой счет, защищая собственные интересы в условиях естественно-монопольных отношений, неоправданно ожидает, что счетчик принесет ему экономию энергоресурсов и денег. А на самом деле вся полезность прибора учета – в правдивой цифре потребления, в которой нуждаются обе стороны договора – и поставщик, и потребитель энергии. Вопрос, выгодно или невыгодно иметь счетчик, нелегитимен. Энергия поставляется, объем потребления от слеживается – именно в такой логике развития отношений возникает реальное снижение потребления за счет изменения поведенческих привычек, мотивированных действий со стороны потребителя. Моя позиция: эта честная, объективная цифра потребления энергоресурса должна поставляться некоей системно присутствующей третьей стороной. Не аффилированная ни с поставщиком, ни с потребителем, эта третья сторона – независимый арбитр в отношениях покупки-продажи энергии. Такой стороной может стать оператор парка приборов.

…Компания, которая такой прибор обслуживает?

Которая его, возможно, установила и взялась обслуживать. А это означает осуществление поверки, текущего и необходимого ремонта, вообще всего, что может понадобиться для обеспечения корректной работы прибора И в этом случае мы смещаем акцент с поставки прибора на оказание комплексной услуги измерения с гарантией, что выдаваемая цифра – достоверная. Пока же у нас формируется «рынок монтажника»: все озабочены тем, как бы поставить и установить побольше приборов. Что с ними делать дальше, задумываться сегодня мало кому хочется. Но срок обязательной поверки придет скорее, чем кажется. А некоторые из этих установленных счетчиков не дотянут и до первой поверки. И сегодня за этой суетой забывается суть: приборы учета нужны для объективного измерения. Прибор, выдающий некорректную цифру, рано или поздно станет неликвиден на рынке. Нормальное развитие ситуации – это формирование рынка эксплуатанта, который несет риски и ответственность за корректность работы прибора и которому безразлична абсолютная цифра потребления, а важна лишь справедливость показаний. В логике саморегулирования

Эксплуатация приборов – целая отрасль. Есть ли предпосылки к ее формированию и формализации в наших условиях?

Такие услуги предлагаются сегодня на рынке рядом компаний, так что в том или ином виде эта отрасль уже существует. Для этого компании требуется иметь собственную метрологическую службу, ремонтную и поверочную базу, договоры с территориальными органами Ростеста и предприятиями–изготовителями приборов. организовано такое профессиональное сообщество может быть в логике саморегулирования – принимая более жесткие регламенты, нежели действующие требования; устанавливая профессиональные стандарты и требования как к приборам, так и к работам по их эксплуатации. Не исключил бы и появление системы добровольной сертификации таких услуг. Однако пока масштабы развития этого сектора не сопоставимы с потенциальными потребностями рынка, потому что потребности не стали реальными. Нужен государственный заказ на такого рода переход, на появление слоя профессиональных операторов приборов учета.

Почему государство должно быть заинтересовано в появлении профессионального оператора?

В условиях, когда такой профессиональный посредник действительно независим от обеих заинтересованных сторон, появляются объективные данные, на которые можно опираться, в том числе государству при анализе ситуации и обосновании принимаемых решений. Государство прежде всех остальных заинтересовано в объективной цифре потребления энергии, тем более в целях снижения энергоемкости ВВП на 40 % за 12 лет, тем более в условиях именно государственных масштабных инвестиций в инфраструктурные опоры на реальные измерения, методами экспертных расчетов. Настоящей базой для консолидированных энергобалансов и любых решений уровнями ниже, а в целом для осознанного и целенаправленного снижения энерго емкости ВВП должны стать данные о потреблении онлайн. В наших условиях, я бы сказал, даже в ежемесячном режиме «реальное время» будет большим прорывом. Главное – нужно сгенерировать объективный и единый для всех заинтересованных субъектов оцифрованный поток данных потреблении.

Нужна целая система сбора и обработки?

Именно система, в отличие от беспорядочного «оприборивания» («поставим, пусть меряют»). Тотальная и даже тоталитарная инженерная система – всеобщая, интегрированная и подчиняющаяся заданным сверху (государством!) правилам – когда единообразно и нормативным путем разрешены существующие противоречия и задачи. Это, прежде всего, единый стандарт данных, генерируемых счетчиками и передаваемых в систему. А также сведение баланса суммы показаний квартирных приборов учета и показаний общедомового; определение допустимых соотношений погрешностей квартирных общедомовых приборов, в целом комплекс мер для обеспечения сходимости данных и их достоверности по всей цепочке и т. д. – когда счетчики стоят на каждой границе пере хода потоков энергии, прописаны требования к их обслуживанию, к передаче данных в систему.

Запад идет по пути создания так называемых «облачных систем», когда данные агрегируются в общей системе, оптимально организованной между серверами, а пользователи, в зависимости от предоставленного уровня доступа, получают уже обработанную информацию в нужном им формате, согласно пользовательским запросам. И вопрос не в отсутствии технологий – вычислительных, автоматизации или тем более производственных в части счетчиков. Вопрос – в заявлении государственной потребности и в управленческих технологиях по обеспечению этой потребности, а также в распространении метрологической культуры, создании метрологической традиции. Это проблема менталитета: нам всем надо привыкнуть к мысли, что естественное положение вещей – когда счетчики есть, они производят измерения и подразумевают обслуживание и все это требует каких-то вложений. Территориальные органы Госстандарта, опирающиеся на профессиональных и независимых операторов, могут стать местными элементами системы, что обеспечит достоверность данных. Операторы при этом имеют доступ к точкам контроля и отвечают за качество показаний приборов, в качестве вознаграждения получая абонентскую плату, которая покрывает их затраты и дает определенную прибыль. В Европе такая метрологическая традиция формировалась не одну сотню лет, и сегодня, действительно, сложились огромные профессиональные отрасли, где в исследования и разработки отдельных мельчайших компонентов прибора вкладываются серьезные средства, а инновации являются источником роста.

Чем ответит рынок

Если, как вы сказали, отрасль в России в некоем виде уже существует, то как она развивается?

Рынок сложился в составе нескольких крупных и ряда средних производителей приборов. В последние годы произошел рывок в сегменте электромагнитных расходомеров (в отличие от ультразвуковых, традиционно в силу ряда факторов распространенных на Западе). Появляются новые технологии, материалы (литье из латуни, конструкционные пластики), которые повышают надежность и долговечность счетчиков. Отрасль активно идет по пути производственной кооперации с за-рекомендовавшими себя зарубежными производителями. Идет работа над совершенствованием не только начинки и надежности, но и внешнего вида приборов. Российские производители изучают свои перспективы на зарубежных рынках, они вполне реальны, потенциал в этом направлении имеется. Формирование экспортного потенциала отрасли, кстати, может стать вполне реальной целью государственной политики в обсуждаемом вопросе.

Крупнейшие и наиболее активные и заинтересованные игроки отечественного рынка объединились в Некоммерческое партнерство отечественных производите лей приборов учета «Метрология энергосбережения», что позволяет консолидировать компетенцию и квалификацию, развивать отечественное приборостроение, дает возможность способствовать обеспечению системного заказа от государства.

Что изменил закон № 261-ФЗ и какие могут быть перспективы?

Сложилась в определенном смысле парадоксальная ситуация: в 2010 г. объемы розничных продаж индивидуальных приборов учета упали. Причиной стало всеобщее ожидание, что, раз за кон предписал установку счетчиков, кто-то должен быть за это ответственным – выделить средства, дать команду к установке. Получилось, что результат зависел от позиции, занятой региональными администрациями, и где-то были приняты специальные программы, предусмотрены ассигнования. В целом процент оснащенности, конечно, вырос. Другое дело, насколько продумана и системна была эта работа. Сам обязательный характер требований по установке приборов учета неизбежно ведет к определенной профанации идеи – есть соблазн для галочки установить приборы подешевле вне зависимости от последующего результата. Это никак не способствует задаче генерирования легитимных данных о потреблении в государственных целях, о которой мы говорим. «Оприборивание» должно стать не временной, конъюнктурной кампанией, а необходимым элементом создания инфраструктуры. Если такая политика от государства не появится, рынок ответит мельчанием небольших клиентов и укрупнением крупных. Средние производители перепрофилируются и уйдут в сопутствующие или параллельные сегменты, крупные будут искать новые возможности на зарубежных рынках. Это естественные процессы на «рынке дешевых вещей», где не жалко отдать мало, а потом быть вынужденным раньше срока менять прибор, но опять платить немного. При таком инерционном сценарии объемы производства и продаж на отечественном рынке упадут, а деятельность по установке и обслуживанию так и останется непрофильной. В то же время создание профессионального слоя операторов и эксплуатантов приборов учета –это движение по пути качественного развития отрасли. А работа над совершенствованием каждой составляющей – признак именно развивающейся отрасли. Которая в свою очередь мультиплицирует эффект, способствуя развитию смежных и сопутствующих производств и услуг.

Интервью подготовила Мария Степанова

Источник: Журнал "Энергоэффективность и энергосбережение "№ 1, 2012 г.

Начало активности (дата): 03.07.2012 17:43:04

← Возврат к списку