Статьи

Политика Китая в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

5 Июл 2012

В статье рассматривается роль энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственной политике Китая, утвержденной в 12-ом пятилетнем плане развития КНР.

С конца 70-х гг. 20 века Китай остается наиболее быстро развивающимся государством, достигнувшим выдающихся результатов в экономике и сделавшим существенный вклад в мировое развитие и благосостояние. Стабильный рост энергетических поставок обеспечил серьезную поддержку экономическому развитию и социальному прогрессу КНР, которая, являясь незаменимым звеном мирового энергетического рынка, играет важную роль в поддержании глобальной энергетической безопасности. Китайское правительство большое внимание уделяет развитию современной энергетической индустрии, выбрав энергосбережение и охрану окружающей среды в качестве приоритетов государственной политики.

В последние десятилетия повышение энергетической эффективности экономики КНР стало одной из стратегических задач китайского правительства. Решение данной задачи является необходимым для обеспечения долговременной энергетической и экологической безопасности Китая, сохранения прежних темпов экономического развития. Некогда относясь к группе ведущих нетто-экспортеров энергетических ресурсов и обеспечивая ими своих соседей Японию и Южную Корею, с 1993 года Китай, в условиях бурного экономического роста и истощения запасов природных ресурсов, переместился во вторую группу поставщиков, став нетто-импортером нефти, а с 2003 года удерживает второе место в мире по импорту нефти после США.

В энергетической стратегии Китая большое внимание уделяется развитию возобновляемых источников энергии, законодательные основы которого были заложены в 11-ом пятилетнем плане. С 1 января 2006 года в Китае начал действовать закон «О возобновляемой энергии» (Renewable Energy Law), призванный стимулировать использование возобновляемой энергии, увеличить производство электроэнергии, совершенствовать структуру потребления энергии в КНР, а также защиты окружающей среды. Однако задачи, первоначально поставленные в законе, иначе как грандиозными, назвать нельзя. Так, он предусматривал достижение 15%-ой доли возобновляемых источников в энергетике Китая к 2020 году, при том что по состоянию на 2006 г. она составляла менее 1%. Кроме того, Законом КНР «О возобновляемой энергии» был создан фонд, направленный на финансирование проведения научных исследований в области возобновляемой энергетики, финансирования экологически чистых энергетических проектов в сельской местности, создания независимых энергетических систем в отдаленных районах и на островах.

В 2007 году Государственным советом Китая была утверждена «Белая книга» по энергетике, не потерявшая своей актуальности и сегодня.

В 2008 году Государственным Советом Китая был принят целый ряд документов, направленных на повышение энергоэффективности и стимулирование энергосбережения. Наиболее важными из них стали: Energy Conservation Law; Public Sector Energy Saving Regulation; In-depth Development of Energy Saving Action to All Chinese People; Civil Energy Bill и др.

В продолжение развития нормативно-правовой базы энергосбережения, был принят закон «О содействии регенеративной экономике», вступивший в силу с 1 января 2009 года и призванный содействовать поступательному развитию посредством экономного использования энергии и снижения объемов выбросов загрязняющих веществ. С января 2010 года Государственная энергетическая комиссия КНР, возглавляемая председателем Госсовета КНР Вэнь Цзябао, была назначена ответственной за разработку и реализацию энергетической стратегии КНР.

По мнению заместителя начальника Государственного энергетического управления У Иня, снижение энергопотребления является важнейшим условием развития в Китае низкоуглеродной экономики. В «Рекомендациях ЦК КПК по разработке 12-го пятилетнего плана народно-хозяйственного и социального развития» слова «снижение энергопотребления» употребляются более 10 раз.

Неслучайно, что в принятом Национальным народным конгрессом Китая 12-ом пятилетнем плане на (2011-2015 гг.) тема энергосбережения и сокращения выбросов вновь стала одной из ключевых.

Целью 12-ого пятилетнего плана является фундаментальная реструктуризация экономики путем реализации четырех основных инициатив: снижение плановых показателей экономического роста, увеличение потребления, внедрение мер энергосбережения и охраны окружающей среды и развитие стратегических отраслей.

12-ый пятилетний план можно справедливо назвать самым «зеленым», поскольку он содержит мероприятия по снижению выбросов, повышению энергетической эффективности экономики и обеспечению стабильных, надежных и чистых поставок энергоресурсов. Новый целевой уровень снижения выбросов углекислого газа установлен на отметке в 17%. Постановка китайским правительством столь высокой планки, вероятно, связана не столько с серьезной озабоченностью проблемой глобального потепления, сколько с пониманием стратегической ценности построения низко-углеродной экономики в реалиях 21 века. Аналитики отмечают, что Китай догоняет и даже опережает США в ряде низко-углеродных отраслей, таких как машиностроение (электромобили), производство ветряных турбин и солнечных модулей, и 12-летний план содержит положения преференциальной политики для дальнейшего развития названных отраслей.

Правительство также обозначило предел совокупного энергопотребления на уровне 4 млрд. тонн угольного эквивалента к 2015 году. Кроме того план содержит «обязательные» целевые показатели по достижению возобновляемыми видами топлива 11%-ой доли в структуре энергопотребления Китая, снижению энергоемкости ВВП на 16% (что ниже заявленного в 11-ом пятилетнем плане 20%-ного уровня), 8%-ому снижению выбросов сернистого газа и CO2 (в 11-ом плане было 10%) и 10%-ому сокращению выбросов оксидов азота и аммиачного азота.

Новые целевые показатели по развитию возобновляемой энергетики не случайны. Во время "11-й пятилетки" под руководством Закона о возобновляемой энергетике КНР и государственной стратегической политики возобновляемая энергетика испытала динамичное развитие.

В 12-м пятилетнем плане акцент развития был направлен на дальнейшее повышение способности к техническим инновациям, владение ключевыми технологиями, повышение эффективности и снижение себестоимости, освоение новых рынков.

В настоящее время основная задача заключается в том, чтобы внимательно изучать и анализировать существующие проблемы в ходе развития возобновляемой энергетики, создавать благоприятный климат для обеспечения поступательного, здорового и динамичного развития возобновляемой энергетики в Китае, в частности, климат юридической политики, климат финансового инвестирования, климат индустриальной инновации и развития.

12-ый пятилетний план включает инициативу по развитию нескольких так называемых «Стратегических перспективных отраслей» (Strategic Emerging Industries). Китайское правительство не хочет больше ассоциироваться с «мировой производственной площадкой», по крайней мере, в некоторых отраслях, для которых правительство собирается ввести льготное налогообложение, а также предложить привлекательные условия финансирования и поставок.

Правительство рассчитывает, что эти отрасли станут основой китайской экономики в ближайшие десятилетия, и они были выбраны исходя из того, какие китайские корпорации должны занять весомое положение на мировых рынках. Эти 7 отраслей включают:

· биотехнологии,

· разработку перспективных источников энергии,

· производство высокотехнологичного оборудования,

· энергосбережение и охрану окружающей среды,

· энергетически безопасные транспортные средства,

· новые материалы,

· информационные технологии нового поколения.

Правительство прогнозирует, что в 12-ом пятилетнем периоде на развитие названных отраслей будет направлено 14 триллионов юаней, как из государственного бюджета, так и из внебюджетных источников, при этом доля перспективных отраслей в ВВП должна возрасти с 5 до 8% к 2015 году и до 15% к 2020 году.

Источник: ГИС "Энергоэффективность"

Начало активности (дата): 05.07.2012 12:51:35

← Возврат к списку