Статьи

Рынок теплоизоляции

2 Фев 2012

В современных экономических условиях проблема энергосбережения в промышленности и строительном секторе экономики России приобретает все большую актуальность. Решение проблемы повышения энергоэффективности ограждающих конструкций жилых, общественных и производственных зданий достигается применением эффективных теплоизоляционных материалов в конструкциях наружных стен, перекрытиях и перегородках.

Теплоизоляционные материалы - это строительные материалы и изделия, предназначенные для тепловой изоляции конструкций зданий и сооружений, а также различных промышленных установок, аппаратуры, трубопроводов, холодильников и транспортных средств и т.д.

По области применения теплоизоляционные материалы подразделяются на:

  • Кровельную теплоизоляцию;
  • Общестроительную теплоизоляцию (изоляция фасадов, полов, перегородок);
  • Техническую теплоизоляцию (изоляция трубопроводов, для судо- и вагоностроения и т.д.);
  • Теплоизоляцию для производства трехслойных железобетонных плит и сэндвич-панелей.

Применение современных теплоизоляционных материалов в строительстве помимо сокращения затрат на отопление зданий и сооружений, что является основной целью их применения, также позволяет:

  • Снизить выбросы углекислого газа (CO2), двуокиси серы (SO2) и двуокиси азота (NO2) котельными и теплоэлектростанциями;
  • Сократить сроки возведения объектов;
  • Повысить прочность, надежность и долговечность конструкций, сократив тем самым затраты ресурсов на их эксплуатацию;
  • Сократить расход других строительных материалов (бетон, кирпич, древесина и др.);
  • Повысить комфортность проживания за счет улучшения микроклиматических характеристик жилых помещений;
  • Улучшить условия труда на производстве.

Также, применение теплоизоляционных материалов помогает решить проблемы звукоизоляции, увеличить полезную площадь помещения, повысить огнестойкость конструкции, улучшить влажностный режим помещений и снизить нагрузку на фундаменты.

Стоит упомянуть о еще одном типе конструкций, также имеющем отношению к теплоизоляции. Речь идет о вентилируемых фасадах. Помимо прочих достоинств, они обладают следующими полезными свойствами:

Защита от воздействия влаги и агрессивных факторов.
Навесные вентилируемые фасады являются наилучшим решением для ограждения и защиты внешних стен от воздействия влаги. Наличие воздушного промежутка в вентилируемом фасаде принципиально отличает его от других типов фасадов, так как благодаря перепаду давления из ограждающей конструкции в окружающую среду удаляется атмосферная и внутренняя влага. В регионах с ярко выраженной агрессивной средой, системы навесных фасадов создают надежный барьер от воздействия негативных факторов, разрушающих несущие конструкции здания, предотвращая появление коррозий.

Возможность использования облицовки темных тонов.
Вразрез с общепринятым мнением, темные цвета облицовки зданий с установленной системой НВФ не влияют на перегрев внутреннего помещения. Излишнее тепло удаляется через воздушный зазор в атмосферу, в результате внутренний микроклимат помещений остается комфортным.

Многообразие архитектурных форм и решений.
Конструктивные особенности системы НВФ позволяют реализовывать любые архитектурные формы за счет использования широкого спектра облицовочных материалов и дизайнерских решений.

Тенденции на мировом рынке теплоизоляции

Общий объем и динамика мирового спроса

Общий уровень среднемировых темпов роста спроса за последние годы снизился и стабилизировался до 3%-3,5% против 5,7% в период 1997-2000 года. По прогнозам специалистов до 2009 года объем потребления будет увеличиваться порядка на 3,6%.  Поэтому можно прогнозировать, что к 2009 году спрос на теплоизоляционные материалы составит 16,4 млрд. кв.м.
Надо заметить, что рынок развитых стран в какой-то степени уже стабилизировался. Так, в США и З. Европе темпы роста находятся ниже среднемирового уровня и колеблются на уровне 2-3%, при этом рост спроса замедлен. Тогда как страны Азиатско Тихоокеанского региона (АТР) развиваются высокими темпами – 7-8% (Китай) вследствие разрастающегося строительства и общей индустриализации азиатских стран.

Отраслевая структура потребления.

Порядка 75% от общего объема изоляционных материалов в мире потребляется в строительстве. При этом около половины рынка приходится на жилищное строительство (сюда включаются как строительство новых зданий, так и реконструкция уже существующих). Рынок нежилищного строительства забирает примерно четверть рынка. Остальной объем изоляции уходит для таких целей, как: отопление, вентиляция, кондиционирование и т.д.
Строительный рынок забирает 2/3 рынка изоляционных материалов, такое положение сохранится и в последующие годы вплоть до 2010 года. Однако внутри строительного рынка ситуация изменится: если в период с 2000-2005 гг. основной спрос на изоляционные материалы исходил со стороны жилищного строительства, то начиная с 2005 года этот сектор рынка вошел в этап стагнации, в то время как рынок не жилищного строительства показывает высокий рост.

Региональная структура потребления.

Ситуация на рынке в США

По данным The Freedonia ежегодные темпы роста прогнозируются в последующие пять лет на уровне 2,5%.
На рынке США самым популярным материалом по-прежнему остается стекловата (62% от общего объеме потребления изоляции в США), она занимает лидирующие позиции буквально в каждом потребительском сегменте благодаря своим качествам и довольно конкурентной цене. Хотя, нельзя не отметить, что по прогнозам The Freedonia стекловолокно наряду с целлюлозой будут испытывать спад до 2010 года по причине снижения индивидуального жилого строительства. Перспективным для стекловаты является сегмент переустановки теплоизоляции «reinsulation», как частными лицами, так и профессиональными мастерами. С другой стороны, набирают обороты и вспененные пластики (их доля оценивается в 20%), которые продолжают завоевывать рынок в секторе нежилого строительства, а также на рынке транспортировки приборов и оборудования.

Ситуация на рынках Западной Европы

Благоприятная политика в области строительства и растущие цены на электроэнергию привели за последнее время к значительному увеличению спроса на теплоизоляционные материалы не только в Европе, но и во всем мире. Аналитики исследовательской компании Frost & Sullivan прогнозируют, что в дальнейшем спрос на них только укрепится, причем спрос усилится на наиболее эффективные теплоизоляционные материалы. Одним из таких является стекловата, которая представляет собой оптимальное соотношение между хорошими эксплуатационными характеристиками и низкой стоимостью. Она занимает порядка 2/3 всего рынка в тоннажном выражении. Каменная вата пока менее популярна, однако в перспективе ее ожидает высокие темпы роста, особенно это касается «премиум» сегментов промышленного назначения.

На Европейском рынке в сегменте строительства и промышленного применения (главным образом изоляция труб), на долю которых приходится около 80% рынка, спрос растет на такие изоляционные материалы, как стекловата, каменная вата и другие материалы из возобновляемых природных ресурсов. Устойчивый рост спроса здесь достигается за счет их свойств: термостойкость, звукоизоляция, огнестойкость и другие. Следует отметить, что быстрыми темпами растет спрос на изоляцию труб.

Одним из крупнейших потребительских сегментов теплоизоляционных материалов в З. Европе – остается жилищное строительство.

По оценкам Frost & Sullivan объем европейского рынка неорганических и возобновляемых из природных ресурсов материалов оценивается примерно в 1,6 млн. тонн или в 2,5 млрд. евро. Основываясь на тенденциях развития потребительских сегментов в Европе можно прогнозировать, что к 2012 году объем потребления изоляционных материалов превысит 2 млн. тонн, увеличиваясь ежегодно в среднем на 3-4%.

На сегодняшний день 40% мирового рынка изоляционных материалов принадлежит США и Канаде. Почти в 2 раза меньше забирают страны З. Европы – на их долю приходится 24%. Почти столько же приходится и на Азию (главным образом за счет Китая), хотя уже в скором времени азиатские страны догонят и даже опередят Европу по объему спроса.

Одним из наиболее эффективных материалов является волоконная теплоизоляция. В литературе часто под термином «минеральная вата» подразумевают стеклянную, базальтовую и шлаковую вату. Это определение верно, поскольку при изготовлении всех этих материалов используется минеральное сырье. В производстве стеклянной ваты – это песок, сода, известняк; базальтовой ваты – это, в первую очередь, габбро-базальтовые минеральные породы; шлаковаты – доменные шлаки – вторичный продукт переработки минеральных пород.

Основой технологического процесса производства каменной ваты является получение, путем плавления в печи горных пород (диабаз, базальт, известняк, доломит, глина и др. породы габбро-базальтовой группы и их аналоги), тонкого волокна, сформированного в равномерный "ковер", пропитываемый связующим с последующей термообработкой в камере полимеризации, где происходит окончательное формирование продукта. (Шлаковую вату получают из шлаков черной и цветной металлургии.) После чего осуществляется резка материала на заданные размеры и упаковка.

Структура потребления различных типов теплоизоляционных материалов

К настоящему времени мировая структура спроса на изоляционные материалы в зависимости от используемых материалов сложилась следующим образом - чуть более половины приходится на стекловолокно (51%). Стеклянное штапельное волокно (или стекловата) в мировой практике получило основное распространение в следующих отраслях:

  • Тепло- и звукоизоляция жилых домов (в этом сегменте стекловата занимает до 90% рынка изоляционных материалов);
  • Тепло и звукоизоляция не жилых помещений (офисов и промышленных учреждений);
  • Изоляция труб.

На сегодняшний день мировой рынок стекловаты в тоннажном выражении можно оценить на уровне 4,5-5 млн. тонн.

Вспененные пластики уступают стекловате, однако их доля существенна – 30%. Еще около 10% принадлежит минеральной вате. По оценкам аналитиков The Freedonia к 2009 году следует ожидать существенных изменений в структуре потребления в пользу вспененных пластиков (главным образом за счет пенополиуретана и пенополистирола). Дело в том, что основным драйвером рынка теплоизоляционных материалов является Азиатский регион, где спрос на вспененные полимеры растет невероятными темпами. Вместе с тем рынки Америки и Европы – главных потребителей стекловолокна – насыщены, а рост замедлен. В связи с этим, можно прогнозировать, что доля вспененных пластиков в общем объеме потребления вырастет за 5 лет с 31% до 48%. В свою очередь доля стекловолокна наоборот упадет с 51% до 30%. Кроме того, наряду со вспененными материалами наиболее высокие темпы роста (более 5%) ожидаются в сегменте минеральной ваты – ее доля в общей структуре спроса увеличится с 10 до 18% к 2009 году. Рост потребления минеральной ваты ожидается в Западной и Восточной Европе, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Источник: www.fabrika5ti.com

Начало активности (дата): 02.02.2012 16:55:26

← Возврат к списку