Статьи

Практика мирового энергосбережения: технологии и инструменты

6 Июл 2010

Новый закон об энергосбережении сыграет свою роль в оздоровлении российской экономики, но сегодня имеет смысл присмотреться и к опыту зарубежных стран, которые имеют свои традиции энергоэкономии. Совершенно не исключено, что мероприятия и инструменты, успешно зарекомендовавшие себя в других странах, применимы и в российских реалиях.

А.В. Фадеев, генеральный секретарь, НП «Росизол», г. Москва 

Введение

Повышение энергоэффективности является приоритетной задачей российской экономики. По данным Всемирного банка, реализация существующего потенциала энергосбережения позволит России экономить до 100-150 млрд руб. федерального и муниципального бюджета в год, что эквивалентно 25-40% ВВП (по данным на 2009 г.).

Одним из средств достижения поставленной задачи в России стал новый федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», вступивший в силу 27 ноября 2009 г. Этот документ содержит требования, которые затрагивают население и предприятия, частный сектор и государственные учреждения.

Инструменты энергоэффективности (мировая практика)

1. Принудительные мероприятия – законодательно закрепленные нормы и инициативы, внедряемые «сверху». Эти решения наиболее популярны в странах Европы, где законопослушное население и производители поддерживают обязательные государственные программы.

· В период с 2009 по 2012 гг. из продажи и импорта стран Евросоюза полностью исчезнут лампы накаливания. Им на смену придут современные энергосберегающие решения, использующие на 80% меньше электроэнергии.

Результат: по разным оценкам, эта мера позволит странам Европы экономить 5-10 млрд евро в год и сократить потребление электроэнергии на 3-5%. Внедрение современных осветительных средств позволит сократить эмиссию СО2 почти на 40 млн т в год.

· В 2009-2017 гг. будет реализована программа по сокращению продаж бытовой техники с повышенным уровнем потребления электричества. Эти правила затронут промышленные двигатели, насосы, используемые в системах отопления, домашние холодильники и телевизоры.

Результат: это позволит странам Европы ежегодно экономить до 315 ТВт. Предположительно, к 2012 г. на рынке останутся лишь телевизоры с энергопотреблением ниже среднерыночного на 20%.

· С 1997 г. в США действует национальная программа «Миллион солнечных крыш», предусматривающая установку солнечных энергосистем.

Результат: к 2010 г. солнечные системы установлены на крышах 1 млн домов в 13 «солнечных городах» страны.

· Германия является признанным лидером сферы ветроэнергетики – на территории страны размещены и успешно действуют не менее 20 тыс. ветрогенераторов. Более того, их производство активно работает на экспорт – около 70% установок продаются внешним покупателям.

Результат: совокупная мощность германских ветрогенераторов в Германии составляет 24 тыс. МВт. Для сравнения: аналогичной показатель мощнейшей ГЭС в России – Саяно-Шушенской – составляет 6,4 тыс. МВт.

В России ключевым актом в сфере энергоэкономии является новый закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», разработанный в сотрудничестве государственного сектора, бизнеса и научного сообщества. В частности, участники «Росизол повышение энергоэффективности зданий.

Прогнозы и рекомендации: по данным Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), энергоэффективные здания позволят российской экономике сохранить до 33% ресурсов. В частности, к впечатляющим результатам приводят теплоизоляционные мероприятия. По сведениям Департамента архитектуры РФ, здания теряют 45% тепла через стены, 33% – через окна, оставшиеся 25% – через крышу. Это означает, что необходим комплексный подход к теплоизоляции и использование только качественных материалов.

2. Стимулирующие мероприятия подразумевают воздействие на производителя. В странах, активно использующих этот метод, в ход идут инструменты финансового стимулирования, а также PR-инструменты. Просчитать экономическую эффективность подобных решений сложнее, нежели в случае с государственной программой, однако средний уровень энергосбережения в рамках указанных стран достаточно высок.

· В феврале 2009 г. в США был принят The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, который регламентирует инструменты стимулирования энергосбережения. На мероприятия по повышению энергоэкономии правительством выделено 16,8 млрд долл. США.

· В штате Коннектикут, США успешно действует финансовая программа, поощряющая «энергоэффективный бизнес» По ее условиям, владельцы бизнеса, решившие повысить энергоэффективность собственного предприятия, могут рассчитывать на существенную скидку от энергосбытовых компаний, а также беспроцентный кредит на внедрение новых технологий.

Косвенный результат: в США на производство одной единицы продукции на энергию приходится 18%. Для сравнения: в России этот показатель достигает 40%.

· В Японии успешно функционирует программа «Победитель гонок» В ее рамках названия компаний, не справившихся с выполнением обязательств в сфере энергоэффективности, становятся достоянием гласности.

· В Китае правительство регулярно проводит тестирование продукции различных компаний и исследует соответствие решений стандартам энергосбережения. Безусловно, компании, не справившиеся с обязательствами, становятся известны буквально всей стране.

· В Китае действует программа добровольной маркировки товаров, ориентированная на производителей. В условиях жесткой конкуренции китайские компании крайне заинтересованы в том, чтобы выделить свой продукт в ряду аналогичных.

Косвенный результат: в Китае на производство одной единицы продукции на энергию приходится 19% затрат.

3. Просветительские методы подразумевают воздействие на непосредственного потребителя, формирование новой потребительской культуры, основанной на бережном природопользовании и сознательном выборе энергосберегающих технологий. В свою очередь, потребительский спрос определяет предложение –

производители внедряют «зеленые» решения, чтобы соответствовать пожеланиям покупателей.

· В США с 1992 г. действует программа Energy Star, разработанная Агентством по охране окружающей среды и Министерством энергетики. В рамках программы, устройства со средним энергопотреблением на 20-30% ниже аналогов маркируются престижным логотипом Energy Star. Сегодня логотип Energy Star можно увидеть на товарах более 60 категорий. Лицензионные и партнерские соглашения действуют с промышленниками (более 2000), предприятиями розничной торговли (более 2000), строительными компаниями (более 6000) и другими сферами бизнеса.

Результат: с 2000 по 2008 гг. покупатели приобрели более 2,5 млрд энергоэффективных товаров. Потребители, отдавшие предпочтение продуктам Energy Star год назад, уже сэкономили 19 млрд долл. США на счетах за коммунальные услуги и предотвратили выбросы парниковых газов, эквивалентные выхлопам 29 млн автомобилей.

· В марте 2010 г. правительство Британии утвердило новый законопроект, направленный на борьбу с изменением климата и топливной бедностью. В рамках законопроекта британские домовладельцы смогут брать льготные кредиты с целью повышения энергоэффективности своих домов.

· В марте 2010 г. президент США Барак Обама анонсировал новую программу поддержки американцев. Теперь покупатели теплоизоляционных материалов для своих домов и энергосберегающего оборудования смогут прямо в магазине получать субсидии из бюджета. Размер скидки будет составлять до 50% от суммы покупки, но не более 3 000 долл. США.

Прогнозы: по предварительным оценкам, реализация программы позволит уменьшить расходы граждан на коммунальные платежи и создать новые рабочие места в стране.

Реализация существующего потенциала энергосбережения в России – это шанс повысить конкурентоспособность отечественной экономики, восстановить производство и создать дополнительные рабочие места. Новый закон об энергосбережении сыграет свою роль в оздоровлении российской экономики, но сегодня имеет смысл присмотреться и к опыту зарубежных стран, которые имеют свои традиции энергоэкономии. Совершенно не исключено, что мероприятия и инструменты, успешно зарекомендовавшие себя в других странах, применимы и в российских реалиях.

Источник: информационный бюллетень "Энергосовет", выпуск№ 5 (10), 2010 г.

Начало активности (дата): 06.07.2010

← Возврат к списку