Статьи

Региональный опыт: о вопросах комплексных решений в сфере муниципальной теплоэнергетики

11 Янв 2010

Успешное решение социально-экономических проблем муниципальных образований во многом зависит от проведения жилищно-коммунальной реформы. Простых решений проблемы снижения затрат на ЖКУ и энергоснабжение не существует. Желание с помощью простых решений сделать «как лучше» приводит к результату «как всегда».

О важности комплексного подхода при написании и реализации муниципальных программ

Любой эффективный механизм является комплексным, в нем органично взаимодействуют экономические, финансовые, организационные, информационные и технические элементы. Пренебрежение хотя бы одним из них приводит к неработоспособности всего механизма. Например, стабильная бюджетная экономия от установки приборов учета и мер по повышению энергоэффективности требует изменений в правилах лимитирования и финансирования энергопотребления, создания системы технического обслуживания и ремонта приборов учета, изменения расчетов за энергоресурсы, введение нового документооборота и расчетных процедур, создания структур, осуществляющих мониторинг экономии и т. д.

Однако в сознании все еще преобладает надежда на существование простых механизмов. И зачастую модернизация ЖКХ сводится к «латанию дырявых труб».

В последнее время наиболее популярными мероприятиями по реформированию и модернизации энергосистем в сфере ЖКХ стали муниципальные целевые программы.

Например, с 2009 г. практически по всем субъектам РФ проводится целевая программа перехода на оплату за предоставленные энергоресурсы по показаниям приборов учета.

В отличие от многих других целевых программ, которые имеют в основном декларативный характер, это мероприятие имеет финансовую и законодательную поддержку. Но практически, ни один муниципалитет не предпринял параллельные программно-целевые меры, направленные на оздоровление теплогенерирующих предприятий.

Анализ попыток внедрения учета потребления энергоресурсов показывает, что комплексный подход в организации учета, как одного из основных инструментов организации эффективной работы поставщиков энергоресурсов, отсутствует. С другой стороны, у потребителей энергоресурсов так же отсутствует стимулирование их использования. И то, что экономические, организационные и информационные элементы программы практически не учтены, эффективность ее внедрения сводится если не к нулю, то к минимуму.

Внедряемые время от времени мероприятия по повышению энергоэффективности не имеют системного характера и комплексного подхода при их внедрении, носят, в основном, косметический характер, не затрагивая проблемы экономии ресурсов и снижения потерь в процессе их движения между субъектами хозяйствования и поступления к потребителю. Такая ситуация обусловлена, как правило, отсутствием в администрации муниципального образования структуры, укомплектованной специалистами, способными профессионально контролировать и управлять процессом реформирования ЖКХ и модернизации инженерных систем в комплексе – от генерирования энергоресурсов, до их непосредственного потребления. В этом случае, генерирующие предприятия, как наиболее развитая, с высоким профессиональным потенциалом, инженернотехническая структура ТЭК муниципального образования, должны, как минимум, контролировать разработку и реализацию целевых муниципальных программ в области энергосбережения. А в лучшем случае, принимать непосредственное участие в разработке всех мероприятий в этом направлении, тем самым, управлять процессами реформирования и модернизации инженерных систем, в том числе и потребителей энергоресурсов, что позволит прогнозировать и использовать результаты реализуемых мероприятий с максимальной эффективностью для собственной производственной деятельности.

О стандартных ошибках при написании и реализации программ, принимаемых без учета необходимости комплексного подхода

 Разработка и реализация мероприятий по энергосбережению зачастую носят спонтанный характер. Непрозрачность финансовых потоков и отсутствие нормативно-правовой базы создают инвестиционную непривлекательность предприятий теплоэнергетики. Городской бюджет выступает практически единственным источником реализации проектов по энергосбережению в инфраструктуре города. Управленческие решения в вопросах повышения эффективности использования энергоресурсов носят интуитивный характер. Целостная система управления процессами энергопотребления отсутствует.

В городской администрации, как правило, отсутствуют специалисты, владеющие вопросами энергоменеджмента. Большинство программ используются для «выбивания» средств из государственного бюджета и их дальнейшее перераспределение в рамках
распорядителя средств на «нужные цели». При этом исполнителей очень редко интере-
сует реальное выполнение программы.

Отсутствие комплексного видения взаимосвязи всех сторон местного энергетического сектора не позволяет сформулировать действенные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства городов.

Вот неполный список типичных ошибок написания и реализации программ.
1. На проблему повышения эффективности использования энергоресурсов смотрят, в первую очередь, как на задачу инженерно-техническую и значительно меньше как на задачу организационно-управленческую.
2. Не отводится надлежащее внимание развитию собственного кадрового потенциала для разработки и внедрения энергоэффективной политики в сфере потребления энергоресурсов.
3. Недооценивается потребность в детальной информации, которая характеризует динамику процессов потребления энергоресурсов объектами на различных временных интервалах, а также в применении специального инструментария для сбора и обработки больших объемов информации.

Так же, необходимо отметить фактическое отсутствие такого важного на муниципальном уровне документа, как стратегия повышения энергоэффективности городского хозяйства (что по своей сути предполагает комплексный подход), которая бы опиралась на установленные целевые показатели, сроки достижения поставленных целей и обоснованный механизм привлечения инвестиций в эту сферу. Такой документ должен определять развитие эффективного городского коммунального рынка энергообеспечения, отношения муниципалитетов с операторами рынка, проводить анализ слабых мест системы и определение приоритетов, показывать, как избежать возможных социальных последствий неэффективного энергоснабжения.

Безусловная необходимость внедрения АСКУЭ

В настоящее время положение вещей в сфере учета потребления энергоресурсов удерживает развитие рыночных отношений в экономике ЖКХ, способствует их бесхозяйственному использованию, препятствует эффективному внедрению энергосберегающих мероприятий.

Повышение эффективности работы энергоснабжающего предприятия требует максимальной оптимизации производства энергии, откуда вытекает необходимость внедрения энергосберегающих технологий, что возможно только при использовании автоматизированной системы контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ).

В энергетике АСКУЭ – самая точная система измерения. Система создает налаженный коммерческий учет, локализует потери и хищения энергоресурсов, позволяет анализировать работу каждого объекта и, соответственно, планировать действия с максимальной эффективностью. В дополнение – это незаменимый инструмент для разрешения споров между энергоснабжающими организациями и потребителями.

Внедрение АСКУЭ может обеспечить значительную экономию денежных средств по оплате энергоресурсов. Это позволит снять необоснованную экономическую нагрузку со всех групп потребителей и в первую очередь с предприятий бюджетной сферы. АСКУЭ ведет к существенному сокращению потерь, а это дает возможность изыскать ресурсы на дальнейшее развитие.

АСКУЭ позволяет автоматизировать и расчеты с потребителями, организовать биллинг, что, как правило, приводит к увеличению сбора платежей с населения. Перспектива интеграции с финансово-расчетными структурами открывает также большие перспективы: есть возможность контролировать платежи и сокращать сроки выставления платежных документов.

АСКУЭ делает порядок расчетов за энергоресурсы прозрачным, как для поставщика, так и для потребителя. Экономический эффект от АСКУЭ по всем технико-экономическим обоснованиям и заключениям экспертов – 10-15%.

Помимо экономического эффекта, внедрение АСКУЭ позволит значительно улучшить деятельность теплоснабжающих предприятий и в инженерно-техническом аспекте.

Интегрируя АСКУЭ в производственную деятельность, можно реализовать автоматизированное оперативное диспетчерское управление и контроль, повысить оперативность аварийных служб, используя косвенные расчетные методики и анализ – организовывать планово-предупредительные ремонты и планировать техническое перевооружение предприятия.

Система АСКУЭ позволяет получить полную картину энергопотребления и распределения энергоресурсов, создает инвестиционную привлекательность предприятия и предоставляет возможность решить весь комплекс задач по оптимизации энергоснабжения объектов.

В дополнение можно отметить, что возможности современных коммуникационных систем и информационных технологий позволяют реализовать мощные, разветвленные АСКУЭ в довольно короткие сроки, а эффективность от внедрения АСКУЭ подтверждена многолетней практикой промышленных предприятий.

Вероятные источники финансирования программ

Основные источники финансирования программ являются государственными. Но реальные возможности местных бюджетов, как правило, не могут покрыть необходимые объемы финансирования долгосрочных комплексных программ или реализации целевых программ, входящих в их состав, чтобы в результате их внедрения получить реальный экономический эффект. Отсутствие дееспособной нормативно-правовой базы, гарантирующей возврат финансовых средств и коммерческой прибыли, «отпугивает» потенциальных инвесторов, имеющих значительный финансовый потенциал.

Проблема финансирования – не только проблема недостатка средств в муниципальных образованиях, но и проблема гигантских потерь тепла и финансовых ресурсов, многие из которых достаточно легко можно ликвидировать грамотным надзором и экономическим стимулированием.

Реализация мероприятий целевой программы должна подкрепляться соответствующим ресурсным обеспечением. Программа должна предусматривать потребность во всех видах ресурсов, которые могут быть использованы в процессе реализации программы: трудовые, финансовые, информационные, материальные. Общая оценка всех видов ресурсного обеспечения рассчитывается в стоимостной форме. В программе определяется общий объем финансирования с указанием и обоснованием возможных источников финансирования, направлений и видов расходования средств.

При разработке и реализации региональных целевых программ могут быть задействованы различные механизмы финансирования.
1. Бюджетные инвестиционные субвенции, направленные на финансирование конкретных целевых мероприятий, реализуемых на территории Российской Федерации.
2. Бюджетные субсидии, направленные на возмещение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным займам, уплату процентов и комиссий.
3. Предоставление гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Создание гарантийных фондов.
5. Бюджетное кредитование.
6. Привлечение внебюджетных источников: краткосрочное, инвестиционное, адресное связанное кредитование.
7. Субвенции из внебюджетных фондов.
8. Собственные средства предприятий.

Привлечение крупных внебюджетных инвесторов осложнено отсутствием «прозрачности» предложения на привлечение средств. Отсутствие достоверной информации о распределении и балансе энергоресурсов делает невозможным формирование целевых программ, расстановку приоритетов и определение целевых индикаторов, и тем более, выполнение технико-экономических расчетов для определения объемов инвестиций. В этом случае целесообразно привлечение бюджетных субвенций на проведение полноценного энергоаудита и разработку комплексной инвестиционной программы с четко продуманной структурой, в которой до мелочей проработаны все аспекты комплексного подхода реализации мероприятий по повышению энергоэффективности предприятия.

С.И. Резлер, зам. генерального директора, компания ЗАО НПФ «Теплоком».
Источник: информационный бюллетень «Энергосовет», выпуск №5 (5), декабрь 2009г.

Начало активности (дата): 11.01.2010

← Возврат к списку