Статьи

Проблемы утилизации энергосберегающих ламп

31 Янв 2012

Постоянное присутствие и высокое содержание ртути в городской среде и в различных видах отходов в большой мере связаны с использованием и периодическим выходом из строя разнообразных ртутьсодержащих изделий (люминесцентные и ртутные лампы, термометры, гальванические элементы, различные приборы и т. п.).

Газоразрядные лампы низкого давления, к которым относятся широко распространенные люминесцентные и компактные люминесцентные лампы, являются одним из основных современных бытовых источников ртутьсодержащих отходов. 


Демеркуризация — процесс удаления ртути и ее соединений механическими или физико-химическими способами. Целью демеркуризации является исключение возможности отравления парами ртути животных и человека, а также возвращение вторичной ртути в производственный процесс. Демеркуризация является методом утилизации отработавших ртутьсодержащих ламп.

До последнего времени проблеме утилизации ртутьсодержащих ламп уделялось очень мало внимания. По истечении срока службы такие лампы чаще всего просто выбрасывались с бытовым мусором или вывозились на свалки и полигоны, не оборудованные для хранения отходов высоких классов опасности, к которым причислена ртуть.

Между тем, в зависимости от мощности и типа в одной люминесцентной или компактной люминесцентной лампе содержится от 1 до 25 мг ртути. Причем соединения ртути в люминесцентных (энергосберегающих) лампах значительно опасней ртути металлической. Указанная доза может причинить вред здоровью, если лампа разбилась, и если постоянно подвергаться пагубному воздействию паров ртути, то они будут накапливаться в организме человека, нанося вред здоровью. 
 
В России в эксплуатации единовременно находится 450-500 млн. люминесцентных ламп. Если принять, что в среднем каждая лампа содержит 10 мг ртути, то общее количество эксплуатируемых ламп содержит порядка 5 т ртути. Около 100 млн. ламп ежегодно выходит из строя, большая часть которых до недавних пор выбрасывалась в мусорные баки и вывозилась на свалки, т.е. в конечном итоге в окружающую среду ежегодно поступало около 1 т ртути. Утилизация энергосберегающих ламп на свалках и полигонах недопустима, поскольку приводит к попаданию опасного металла в почву и воду. 

Взятый государством курс на энергосбережение и повышение энергетической эффективности вкупе со стремлением к сохранению экологии заставил обратиться к решению данной проблемы. 

Современная нормативная база утилизации ртутьсодержащих отходов складывается из следующих основных компонентов:

1. ФЗ РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон № 261-ФЗ регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В соответствии со статьей 8 ФЗ с 1 января 2011 года в России не допускаются к обороту электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более; с 1 января 2013 года может быть введен запрет на лампы 75 Вт и более, с 1 января 2014 года — ламп 25 Вт и более. Правила обращения с отходами производства и потребления ламп утверждаются отдельными постановлениями Правительством РФ.

2. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681 «Об Утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

Положения постановления распространяются на лампы с содержанием ртути не менее 0,01% масса.

Постановление обязывает юридические лица и индивидуальных предпринимателей разрабатывать инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих отходов. При этом не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование, размещение и накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Транспортировка и размещение отработанных ламп осуществляется специализированными компаниями, обладающими лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Использование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации, ведущие их переработку, учет и отчетность по ним. Полученные в результате переработки ртуть и ртутьсодержащие вещества передаются в установленном порядке организациям-потребителям ртути и ртутьсодержащих веществ.

Для компании и должностных лиц, нарушающих данное постановление, законодательство предусматривает различную степень административной и уголовной ответственности.

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №т-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вместе с тем, общей федеральной модели утилизации ртутьсодержащих отходов, какая существует в европейских странах, где обычно присутствует национальный оператор, в России пока нет. Возможные варианты отличаются ответственностью сторон. Так, главным ответственным за сбор ламп лицом могут быть указаны городские службы, торговые сети или производители.

В настоящее время проблему утилизации ртутьсодержащих отходов и энергосберегающих ламп решают на региональном уровне. Этим занимаются территориальные органы Роспотребнадзора. Их задача состоит в том, чтобы инициировать в органах государственной власти субьектов РФ и местного самоуправления решение вопросов об организации сбора ртутьсодержащих отходов от населения и хозяйствующих субъектов.

Например, правительство Москвы планирует оборудовать специальные контейнеры и провести профессиональную подготовку и обучение сотрудников коммунальных служб. Аналогичные меры предполагается принять в таких городах, как Томск, Владимир и Смоленск.

В Санкт-Петербурге в конце 2009 года проводился эксперимент по сбору отработанных ламп у населения мобильными пунктами, размещаемыми на специально оборудованных электромобилях. В случае эффективности метода предполагалось увеличить число мобильных пунктов приема.

В большинстве же регионов контрольные мероприятия Роспотребнадзора показывают отсутствие инфраструктуры по централизованному сбору и переработке РСО, особенно в части сбора люминесцентных ламп от населения. Число безопасно утилизирующих лампы предприятий является низким.

Важным моментом решения вопросов сбора и утилизации является повышение экологического правосознания у населения. Одним из драйверов может стать социальная реклама, а также экономические или административные механизмы стимулирования.

Начало активности (дата): 31.01.2012 13:23:29

← Возврат к списку