Статьи

Освещение торговых помещений

29 Янв 2010

Основная задача искусственного освещения торговых предприятий — создать хорошие визуальные условия для продавцов и покупателей. Свет должен "вести" покупателя, подчеркивая плюсы товара. Свет помогает создать атмосферу, стимулирующую на покупки. Правильно подобранное освещение — это одна из гарантий успешной работы магазина.

  1. Системы освещения бывают трех видов:
  2. общее (фоновое) — обеспечивает видимость, тон и стиль помещения в целом;
  3. периметральное (круговое) — оживляет стены, освещает прилавки у стены, упрощает ориентации в больших торговых залах;
  4. акцентирующее — выделяет из общей массы конкретный товар, привлекает внимание к деталям.
  5. Общее освещение, применяемое в больших продовольственных магазинах, супермаркетах, торговых центрах, обычно реализуется двумя способами:
  6. прилавки, полки, витрины, товары освещаются более ярко, чем вся торговая площадь
  7. равномерное освещение помещения симметрично распределенными осветительными приборами возможность делать перестановки торгового оборудования в любое время и в любой комбинации. Чаще всего для этого используют люминесцентные светильники: встраиваемые — типа "downlight", под компактную люминесцентную лампу, и растровые, либо подвесные системы, неоспоримый плюс которых — единая точка питания, возможность наращивать и менять форму, использование без подвесных потолков.
  8. Выдвижные или подвесные светильники под металлогалогенную или галогенную лампу – это примеры периметрального освещения.

    Акцентирующее освещение получается при использовании светильников на базе металлогалогенных ламп или галогенных ламп с зеркальным отражателем. При частой смене экспозиции товаров в торговом зале более оправданным будет применение светильников, установленных на токопроводящие шины. Их можно ориентировать в любые стороны и выбирать высоту шин в случае высоких потолков. Чаще всего этот тип освещения дает самый качественный свет.

    Осветительное оборудование выбирается по двум критериям: эффективности и экономичности, что подразумевает не только низкое энергопотребление и начальные затраты, но и низкую стоимость замены ламп и обслуживания системы освещения.

    Главные показатели эффективности светового оборудования — качество и количество света. Качество определяется цветопередачей (способностью освещения передать истинный цвет предмета), цветностью светового излучения и отсутствием слепящего и других негативных эффектов.

    Наиболее полно под эти требования подходят металлогалогенные и некоторые люминисцентные источники света.

    Изменяя цветовую температуру, т.е. оттенок света, таких источников, можно создать в торговом зале атмосферу совершенно определенного настроя. Например, для подсветки ковров больше подходит теплый домашний свет с высокой цветопередачей (температура < 5000 К), а вот в магазине бытовой техники лучше использовать более холодный свет.

Цена оборудования – очень важный вопрос, так как ею определяется начальная стоимость и стоимость эксплуатации.

Качественные галогенные лампы уже давно сменили лампы накаливания. Их ресурс вдвое больше (~ 2000 ч) плюс они дают более качественный и яркий свет, а применение специальных зеркальных отражателей с разным углом рассеивания делает их незаменимыми для точечной подсветки. Но безоговорочные лидеры - металлогалогенные источники света. При потребляемой мощности в 150 Вт они дают световой поток, сравнимый с 600 Вт галогенного света. Немалую стоимость этих ламп полностью оправдывает высокий ресурс, в 5—6 раз превышающий галогенные лампы, и возможность применения различной цветовой температуры (3000—6500 К). Освещение магазинов одежды чаще всего выполняется сочетанием этих источников света.

Стоит упомянуть компактные люминесцентные лампы. Это лучший выбор для общего "заливающего" освещения в помещениях с высотой потолков до 8 метров. Их плюсы - хорошие энергосберегающие качества и самый большой диапазон цветности. Средний срок их службы — 7500 часов.

Начало активности (дата): 29.01.2010

← Возврат к списку