Статьи

Закон об утверждении областной целевой программы развития малой энергетики в Самарской области на 2006-2015 годы

25 Дек 2009

Принят Самарской Губернской Думой 13 декабря 2005 года.

27 декабря 2005 года
N 233-ГД

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МАЛОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2015 ГОДЫ

Принят
Самарской Губернской Думой
13 декабря 2005 года

(в ред. Законов Самарской области
от 07.12.2006 N 161-ГД, от 29.12.2006 N 213-ГД,
от 09.10.2007 N 99-ГД)

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития малой энергетики в Самарской области на 2006 - 2015 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

И.о. Губернатора Самарской области
С.А.СЫЧЕВ

Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы развития малой энергетики
в Самарской области
на 2006 - 2015 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2015 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

(в ред. Законов Самарской области
от 07.12.2006 N 161-ГД, от 29.12.2006 N 213-ГД,
от 09.10.2007 N 99-ГД)

Паспорт Программы

Наименование программыОбластная целевая программа развития малой энергетики в Самарской области на 2006 - 2015 годы
Основание и дата принятия решения о разработке программыПоручение председателя Правительства Самарской области от 14.02.2005
Государственный заказчик программыПравительство Самарской области
Головной исполнитель программы
(в ред. Закона Самарской области от 29.12.2006 N 213-ГД)
Открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - ОАО "СамРЭК") (по согласованию)
Основные разработчики программыМинистерство промышленности и энергетики Самарской области ГУП "СамРЭК" (по согласованию)
Цели и задачи программы
  • содействие обеспечению удвоения валового регионального продукта Самарской области к 2010 году без увеличения финансовых затрат на топливно-энергетические ресурсы;
  • повышение уровня жизни населения за счет внедрения новых энергоэффективных технологий производства электрической и тепловой энергии;
  • повышение надежности топливно-энергетического обеспечения потребителей Самарской области;
  • повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
  • снижение удельной энергоемкости внутреннего регионального продукта за счет внедрения новых технологий и энергоэффективного оборудования, использования научно-технического, инновационного и кадрового потенциала области;
  • снижение доли затрат на энергообеспечение организациями комплекса ЖКХ;
  • уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями Киотского протокола
Сроки и этапы реализации программыС 2006 по 2015 год
Реализация Программы осуществляется в четыре этапа:
1 этап (2006 г.) - внедрение пилотных проектов;
2 этап (2007 - 2009 гг.) - реконструкция энергетических объектов, использующих дорогостоящие и экологически вредные виды топлива;
3 этап (2010 - 2012 гг.) - реконструкция энергетических объектов, имеющих в своем составе оборудование с критическим сроком эксплуатации и высоким удельным расходом топлива;
4 этап (2013 - 2015 гг.) - 100 - процентный перевод объектов малой энергетики на когенерационную технологию производства энергии
Исполнители программы
(в ред. Закона Самарской области от 29.12.2006 N 213-ГД
  • ОАО "СамРЭК" (по согласованию);
  • органы местного самоуправления в Самарской области (по согласованию);
  • подрядные организации, определяемые на конкурсной основе
Объем и источники финансирования программы9 236 млн. рублей, из них:
  • 1 383 млн. рублей - средства областного бюджета;
  • предполагается привлечение внебюджетных средств в сумме 7 853 млн. рублей;
  • объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняются при разработке прогнозов социально-экономического развития области;
  • органы исполнительной власти Самарской области и органы местного самоуправления в Самарской области ежегодно уточняют и согласовывают перечень первоочередных проектов и мероприятий, намеченных для финансирования;
  • мероприятия, финансирование которых предполагается осуществить за счет внебюджетных источников, не являются расходными обязательствами Самарской области
Система организации контроля за исполнением программы
(в ред. Законов Самарской области от 29.12.2006 N 213-ГД, от 09.10.2007 N 99-ГД)
Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством управления финансами Самарской области, министерством промышленности и энергетики Самарской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Общую координацию хода выполнения Программы осуществляет ОАО "СамРЭК".
Органы исполнительной власти Самарской области обеспечивают создание и функционирование системы планирования, учета за ходом выполнения программных мероприятий
Ожидаемые конечные результаты программы
  • повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в энергетическом секторе экономики области;
  • перевод экономики области на энергоэффективный путь развития за счет создания и внедрения новейших технологий и оборудования;
  • достижение экономии топлива;
  • повышение качества жизни населения (снижение темпов роста затрат на энергообеспечение населения, повышение энерговооруженности);
  • изменение экологической обстановки в области согласно положениям Киотского протокола.


1. Содержание проблемы

и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Актуальность Программы определяется тем, что она направлена на решение важнейшей задачи государства - повышение уровня жизни россиян. Именно эту задачу Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации определил как приоритетную в государственной политике России на ближайшие годы.

Вряд ли можно подвергнуть сомнению тот факт, что решение столь важной как для страны в целом, так и для каждого ее гражданина задачи требует реформирования жилищно-коммунального хозяйства и, прежде всего, топливно-энергетического сектора. Стратегическим направлением в развитии топливно-энергетического сектора экономики сегодня является повышение эффективности использования природных энергетических ресурсов в целях существенного увеличения объема производимого внутреннего регионального продукта и улучшения качества жизни населения.

Именно топливно-энергетический сектор экономики определяет финансово-экономические показатели и возможности устойчивого социально-экономического развития Самарской области. Однако, располагая мощным производственно-технологическим, научно-техническим и интеллектуально-кадровым потенциалом, значительными ресурсами углеводородного сырья, топливно-энергетический сектор области имеет сравнительно низкую энергоэффективность. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса, возрастают издержки населения на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни.

Анализ ситуации в топливно-энергетической сфере Самарской области показывает, что на сегодняшний день основными проблемами являются:
  • дефицит инвестиций в развитие и модернизацию объектов производства и передачи тепловой энергии;
  • неразвитость механизмов оптимизации потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и внедрения энергосберегающих технологий;
  • отсутствие достоверной информации о составе, структуре и объемах энергоснабжения населения, осуществляемого через энергосберегающие организации;
  • зависимость ОАО "Самараэнерго" как основного поставщика энергии в регионе от ситуации на федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности;
  • отсутствие конкуренции в энергетическом секторе и низкая эффективность использования ТЭР организациями жилищно-коммунального комплекса.
Решение этих проблем возможно при условии, что реформирование топливно-энергетического сектора опирается на государственную политику. Усиление роли государственного управления, естественно, предполагает выделение значительных финансовых средств на структурную перестройку и техническое перевооружение данного сектора экономики.

Председателем Правительства Самарской области дано поручение от 14.02.2005 министерству промышленности и энергетики Самарской области разработать областную программу - стратегию развития системы энергообеспечения населения Самарской области. Главная цель данной стратегии - начать реформу жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), изменить степень надежности инженерно-технической части энергооборудования, обеспечивающего тепловой и электрической энергией социально значимые объекты (больницы, детские дошкольные учреждения, жилые дома, и т.д.).

Выполняя данное решение, разработчики Программы исходили из того, что сегодня в условиях коммунальной реформы и сложившихся цен, стремящихся к мировому уровню на исходное топливо, решение поставленной проблемы должно базироваться на использовании в энергетике новых энергосберегающих технологий. Именно акцент на внедрение современных, экономичных технологий определяет новизну предлагаемой Программы.

Практическая реализация приоритетных направлений Программы осуществляется путем мониторинга их реализации, анализа эффективности принимаемых организационных, финансово-экономических, правовых и структурных решений, регулирующих взаимоотношения в топливно-энергетическом секторе экономики, что позволит обеспечить научно-обоснованное, экономически оправданное строительство энергетических объектов.

1.1. Общие положения

Когенерация - высокоэффективное использование первичного источника энергии - газа для получения двух форм полезной энергии - тепловой и электрической. Главное преимущество этой технологии перед обычными технологическими процессами, применяемыми на теплоэлектростанциях, состоит в том, что преобразование энергии происходит с большей эффективностью. Иными словами, система когенерации позволяет использовать то тепло, которое обычно просто теряется. При этом снижается потребность в покупной энергии на величину вырабатываемых тепловой и электрической энергии, что способствует уменьшению производственных расходов.

Когенератор (когенерационная установка) - установка, одновременно вырабатывающая электрическую и тепловую энергию. Когенератор состоит из двигателя (дизельного, газопоршневого двигателя внутреннего сгорания, газовой турбины), электрогенератора, системы отбора (утилизации) тепла и системы управления. При работе двигателя-генератора утилизируется тепло газовыхлопа, масляного холодильника и охлаждающей жидкости двигателя.


Положение

когенераторов на российском рынке энергоснабжения

Применение когенераторов в центральной части крупных городов позволяет эффективно дополнять рынок энергоснабжения без реконструкции старых перегруженных сетей. При этом значительно увеличивается качество электрической и тепловой энергий. Автономная работа когенератора позволяет обеспечить потребителей электроэнергией со стабильными параметрами по частоте и по напряжению, тепловой энергией со стабильными параметрами по температуре и качественной горячей водой. В качестве потенциальных объектов для применения когенерации в России выступают промышленные производства, заводы, нефтеперерабатывающие заводы, больницы, объекты жилищной сферы малых муниципальных образований, собственные нужды газоперекачивающих станций, компрессорных станций, котельных и т.д. В результате внедрения комбинированных источников возможно решение проблемы обеспечения потребителей теплом и электроэнергией без дополнительного строительства мощных линий электропередачи и теплопроводов. Приближение энергоисточников к потребителям позволит значительно сократить протяженность сетей, следовательно, сэкономить средства на их строительство и обслуживание, снизить потери при передаче энергии и улучшить ее качество, а значит, и повысить коэффициент использования энергии природного газа. Применение когенерационных установок целесообразно в тех местах, где теплообеспечение за счет централизованных источников энергии неэффективно или существенно затратно.

Когенератор является эффективной альтернативой тепловым сетям благодаря гибкому изменению параметров теплоносителя в зависимости от требований потребителя в любое время года. Он не подвержен зависимости от экономического состояния дел в крупных теплоэнергетических компаниях. Когенератор вырабатывает электроэнергию и тепловую энергию в соотношении 1:1,6. Доход (или экономия) от реализации электроэнергии и тепловой энергии покрывает все расходы на когенератор. Окупаемость капитальных вложений в когенераторы происходит быстрее окупаемости средств, затраченных на подключение к тепловым сетям, обеспечивая тем самым быстрый и устойчивый возврат инвестиций.

Когенерационные установки могут устанавливаться в относительно небольших помещениях действующих котельных, причем существующие котлы могут использоваться как резервные или дополнительные источники тепла в период пиковых нагрузок. Когенераторы хорошо вписываются в электрическую схему отдельных потребителей и в электрические сети города при параллельной работе с сетью, при этом централизованное электрообеспечение сохраняется как резервное. Когенераторы покрывают недостаток генерирующих мощностей в малых городах. Появление когенераторов позволяет разгрузить электрические сети, обеспечить стабильное качество электроэнергии и делает возможным подключение новых потребителей соответствующей мощности.


Конкурентный анализ
российского рынка энергоснабжения

Условия, выдвигаемые поставщиками электроэнергии и тепловой энергии для подключения к электрическим и тепловым сетям, часто ведут к значительным безвозвратным расходам и даже к пересмотру этих же подключений. Удельная стоимость подключения к энергетическим сетям уже достигла, а на ряде объектов превышает удельную стоимость когенерационной установки с одинаковыми энергетическими параметрами. Существенная разница между капитальными затратами на энергоснабжение от сетей и энергоснабжение от собственного источника заключается в том, что капитальные затраты, связанные с приобретением когенератора, возмещаются, а капитальные затраты на подключение к сетям безвозвратно теряются при передаче вновь построенных подстанций на баланс энергетических компаний. Капитальные затраты при применении когенератора компенсируются за счет низкой себестоимости энергии в целом. Более того, энергоснабжение от когенератора позволяет снизить ежегодные расходы на электро- и теплоснабжение по сравнению с энергосбережением от энергосистем примерно на 2 800 - 2 900 руб. за каждый киловатт номинальной электрической мощности когенератора в том случае, когда когенератор работает в базовом режиме генерации энергии. Это особенно выгодно для электрических и тепловых сетей. Электрическая сеть будет заинтересована в подключении когенератора к своим сетям, так как при этом она приобретает дополнительную генерирующую мощность без капитальных вложений на строительство электростанций. В таком случае энергосистема закупает дешевую электроэнергию для ее последовательной реализации по более выгодному тарифу. Тепловые сети получают возможность снизить производство тепла и закупают дешевое тепло для его реализации близлежащим потребителям посредством существующих тепловых сетей.
Мини-ТЭЦ - электростанция с комбинированным производством электроэнергии и тепла, расположенная в непосредственной близости от конечного потребителя.

В качестве источника энергии в мини-ТЭЦ используются газопоршневые установки (далее - ГПУ) с дизельными или газовыми двигателями внутреннего сгорания (далее - ДВС) и газотурбинные установки (далее - ГТУ).

Наибольшей эффективностью, надежностью и универсальностью отличаются установки на основе газовых (газопоршневых) двигателей. Это вызвано, прежде всего, современными требованиями к экологической чистоте окружающей среды, а также к снижению эксплуатационных расходов на органическое топливо и доступностью его использования. Таким образом, мини-ТЭЦ предоставляют возможности выбора наиболее эффективного пути решения проблемы энергоснабжения за счет широкого диапазона режимов эксплуатации, большого выбора вспомогательного оборудования и систем, различных вариантов компоновок, что позволяет точно и оптимально приспособить установку к работе в любых условиях применения.

При невысоких капитальных и эксплуатационных затратах эти электростанции обеспечивают максимальную эффективность инвестиций за счет производства электроэнергии и тепла по весьма конкурентным ценам.

Диапазон применяемых единичных мощностей от 20 кВт. до 3 МВт, тип и количество устанавливаемых агрегатов обеспечивают оптимальную конфигурацию для получения необходимой мощности мини-ТЭЦ в зависимости от режимов ее использования.


1.2. Обоснование разработки и внедрения Программы

1.2.1. Характеристика состояния
энергетического комплекса ЖКХ и основных проблем
в сфере энергообеспечения населения малых городов
и населенных пунктов Самарской области

Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (теплофикация) - это наиболее эффективный способ экономии топлива как в ЖКХ, так и в промышленности.
Проблемы теплофикации неновы для Самарской области. Они являются естественным следствием существования и развития Единой энергетической системы СССР. Централизованная система теплоснабжения в городах и высокая доля тепловых станций в энергетическом балансе страны обусловили наличие теплоэлектростанций (далее - ТЭС), работающих в теплофикационном режиме. Большая часть теплоэлектростанций построена более 30 лет назад, и их модернизация сегодня малоэффективна.

Несмотря на то что 2/5 населения области проживает в малых городах и небольших населенных пунктах, основные центры производства электрической и тепловой энергии сосредоточены в крупных населенных пунктах, таких как Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, где имеется достаточная плотность тепловых нагрузок и высокая концентрация производственных мощностей. В то же время в ряде малых городов и населенных пунктах теплоснабжение осуществляется от промышленных организаций и небольших водогрейных котельных, принадлежащих муниципальным предприятиям ЖКХ.

Основу энергетического комплекса Самарской области составляет ОАО "Самараэнерго", в состав которого входят восемь теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ): Самарская ТЭЦ, Безымянская ТЭЦ, Самарская ГРЭС, Тольяттинская ТЭЦ, ТЭЦ Волжского автозавода, Новокуйбышевские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Сызранская ТЭЦ.

Распределение и транспортировку электрической и тепловой энергии обеспечивают самарские, волжские, жигулевские и чапаевские предприятия электрических сетей, Самарские и Тольяттинские тепловые сети, входящие в состав ОАО "Самараэнерго".

Техническое состояние турбоагрегатов ТЭЦ ОАО "Самараэнерго" характеризуется высоким уровнем выработки ресурса. Средний износ оборудования составляет примерно 60%. Большинство действующих теплосетей имеют срок службы 20 - 25 лет, требуют реконструкции и замены отдельных участков, что, безусловно, сказывается на уровне комфортности и безопасного проживания населения. Еще хуже обстоят дела с состоянием энергетического комплекса в малых городах и небольших населенных пунктах области, где производство тепловой энергии сосредоточено в муниципальных котельных, а альтернативные или аварийные источники электрической энергии и вовсе отсутствуют.
В настоящее время комбинированная выработка тепловой и электрической энергии в области производится только на паротурбинных ТЭЦ, которые дают всего лишь около 30% тепловой энергии; основная часть тепловой энергии (около 46%) производится в котельных, которые не только не производят электроэнергию, но и являются ее крупнейшими потребителями в сфере ЖКХ.

Источников генерации электрической энергии в малых городах и небольших населенных пунктах области нет, вследствие чего электрическую энергию приходится транспортировать на большие расстояния от мест ее производства, которые в основном сосредоточены в центре Самарской области. В результате отдаленные населенные пункты и районные центры испытывают сезонную и пиковую нехватку электроэнергии, особенно в районах, граничащих с энергетическими системами других сопредельных государств и областей России.

Отсутствие электрогенерирующих организаций "малой энергетики", альтернативных централизованным источникам электроэнергии, превращает жителей малых городов и небольших населенных пунктов в "заложников" состояния оборудования централизованной энергосистемы области ("большой энергетики", включающей в себя только ТЭЦ). Ее специфической особенностью является существенная зависимость вырабатываемой электрической мощности от тепловой нагрузки при комбинированной выработке энергии, что, в конечном счете, и привело к глобальному сбою в энергосистеме ОАО "Мосэнерго" РАО "ЕЭС России".

Так, в летние периоды мощные теплофикационные паротурбинные установки на ТЭЦ "Самараэнерго" вынуждены работать в режиме, близком к конденсационному (с КПД порядка 15 - 25%). Это означает, что до 75 - 85% теплоты сгорания топлива выбрасывается в атмосферу через градирни. Кроме того, на устойчивость электроснабжения отдаленных населенных пунктов влияет и такой фактор, как природные катаклизмы и опасность террористической угрозы, что обусловлено передачей электроэнергии на большие расстояния и подверженностью линий электропередачи (далее - ЛЭП) атмосферным явлениям.

Основные проблемы электроэнергетической отрасли в Самарской области одинаковы как для "большой" так и для "малой" энергетики:
  • дефицит инвестиций в развитие и модернизацию объектов производства и передачи энергии;
  • использование ТЭР предприятиями ЖКХ с низкой эффективностью как следствие отсутствия конкуренции на рынке производства и снабжения энергией;
  • неразвитость механизмов оптимизации потребления ТЭР и внедрения энергосберегающих технологий;
  • отсутствие полной информации о составе, структуре и объемах энергоснабжения населения, осуществляемого через энергообеспечивающие организации, не находящиеся в ведении муниципальных образований;
  • незавершенность процесса реструктуризации РАО ЕЭС России" и необоснованная ценовая политика, проводимая РАО ЕЭС, в том числе и ОАО "Самараэнерго", заставляющая высокоэнергозатратные организации искать более дешевые источники энергии или создавать свои собственные генерирующие организации.
Малая генерирующая энергетика в регионе представлена мини-ГЭС в г. Сызрани (постройки 1927 года), энергоисточниками нефтеперерабатывающих заводов, смонтированными энергоисточниками в г. Самаре на основе ГПУ установок электрической мощностью 6 МВт и в г. Нефтегорске на основе ГТУ электрической мощностью 4,4 МВт. Эти установки находятся в неработающем состоянии из-за ряда организационных и технических проблем. Проблемы с внедрением объектов малой энергетики связаны еще и с тем, что практически отсутствует опыт эксплуатации подобного оборудования, а также существует дефицит объективной информации об эксплуатационных затратах и надежности отечественных и зарубежных установок.

Неосвоенность когенерационного направления в энергетике Самарской области объясняется отчасти тем, что в советские годы при проектировании котельных акцент делался исключительно на выработку тепловой энергии. Вопросам более глубокого использования энергии топлива уделялось недостаточно внимания, поскольку цена топлива была невысока и внедрение экономичных технологий не было столь актуальным. В условиях коммунальной реформы и новых экономических отношений потребуется максимальное снижение себестоимости вырабатываемой и транспортируемой тепловой энергии. Оно может быть обеспечено путем использования на котельных газопоршневых и газотурбинных когенерационных агрегатов и другого вспомогательного оборудования, что позволит производить электрическую энергию, которая станет ценным "сопутствующим продуктом", повышающим показатели работы теплоисточника. Значительно повысить надежность работы котельных и получить собственную муниципальную электроэнергию позволит собственное производство электроэнергии.

Самарская область как промышленно развитый регион с развитой нефте- и газодобывающей и перерабатывающей отраслью экономики имеет все необходимые предпосылки, чтобы занять лидирующее место по внедрению комбинированного производства тепла и электроэнергии. В области имеется обширная сеть котельных, а также производство газотурбинных агрегатов, которыми можно оснастить теплоисточники для выработки электроэнергии.

Это создает предпосылки для реконструирования котельных в мини-ТЭЦ. При этом наиболее оптимальными являются условия, когда вырабатываемая электрическая энергия не только покрывает собственные нужды теплоисточника, но и экспортируется во внешнюю (в том числе и централизованную) электросеть.

Однако подобная схема требует решения проблемы доступа независимых производителей электроэнергии к областной энергетической инфраструктуре с целью производства, транспортировки и потребления энергии. До сих пор не определены правовые основы функционирования независимых производителей энергии. Длительная задержка в подготовке нормативных актов такого рода создает реальные проблемы для строительства эффективных независимых энергоисточников в регионах. В этой связи по решению Губернатора Самарской области Управлением Госэнергонадзора по Самарской области и ОАО "Регионэнергоэффект" были разработаны и представлены на утверждение Правительства Самарской области Временные правила, устанавливающие правовые основы недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Предусмотрено их действие на территории Самарской области до момента принятия Правительством Российской Федерации правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В настоящее время должна быть завершена работа по принятию пакета законодательных актов муниципального, областного и федерального уровня. Эти документы в законодательном порядке должны регламентировать основные аспекты подключения малых производителей электроэнергии к сетям и льготные условия продажи производимого электричества. Представляется, что взаимодействие электрообрудования мини-ТЭЦ с централизованными электросетями ОАО "Самараэнерго" возможно только на принципах параллельного присоединения с целью аварийного подключения в случаях непредвиденного (непланового) останова агрегатов мини-ТЭЦ и кратковременного покрытия пиков нагрузки за счет импорта электроэнергии из внешних электросетей.

Анализ энергопотребления муниципальными предприятиями ЖКХ позволил выявить тот факт, что оборудование котельных находится в предаварийном состоянии, имеет низкий КПД; из-за большой протяженности и некачественной теплоизоляции трубопроводов чрезмерно велики потери тепловой энергии. Анализ потерь электрической и тепловой энергии в сетях (на основе текущей отчетности за 2004 год) показал высокий уровень дифференциации плановых технологических потерь.

Рыночные преобразования в основном не изменили основные принципы и инфраструктуру функционирования региональной энергетики и сложившийся порядок энергообеспечения населения Самарской области. В целом энергообеспечение населения Самарской области можно оценить как удовлетворительное. Однако существует ряд технических и организационных проблем, обусловливающих снижение надежности и ухудшение качества энергоснабжения, особенно в городах и отдельных населенных пунктах: высокий износ энергооборудования, несовершенство схем энергоснабжения, низкая платежная дисциплина потребителей ТЭР, отсутствие ответственности за качество предоставляемых энергетических услуг.

Характерными признаками муниципальной энергетики являются высокий износ основных фондов, аварийность оборудования, низкий уровень квалификации персонала. Техническое состояние большинства объектов инженерной инфраструктуры в ЖКХ области и уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг не соответствуют современным требованиям. Физический износ основной массы действующих отопительных котельных достигает уровня 60%. Устаревшее оборудование приводит к нерациональному, излишнему расходу топлива на выработку теплой энергии и к росту ее себестоимости.

В малых городах и населенных пунктах районов Самарской области большинство тепловых сетей имеют срок эксплуатации более 20 лет. Износ тепловых сетей в целом по области составляет 50 - 60%. Потери тепла при эксплуатации таких сетей превышают нормативные показатели и достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Ремонт электрических сетей и электрооборудования осуществляется в аварийно-восстановительном режиме, планово-предупредительные ремонты энергетического хозяйства не проводятся в требуемом объеме, в том числе по причине недостаточной оснащенности муниципальных энергохозяйств необходимой технической и ремонтной базой, что существенно снижает надежность энергообеспечения населения Самарской области в целом.

При действующей системе финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими энергетические услуги, органами местного самоуправления и населением и в условиях отсутствия конкуренции поставщики ТЭР не заинтересованы в сокращении собственных производственных затрат и удешевлении предоставляемых услуг. Из-за монопольного положения организаций, оказывающих коммунальные услуги, неразвитого механизма контроля за их деятельностью, правовой незащищенности населения качество предоставляемых услуг находится на низком уровне и не обеспечивает в должной степени потребностей населения. Основной причиной завышения финансовых издержек и затрат бюджетов всех уровней на дотирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального хозяйства региона.

Основным топливным ресурсом Самарской области является природный газ. В настоящее время бесперебойная поставка природного газа населению осуществляется благодаря своевременному обслуживанию и ремонту внутригородских и внутрирайонных газовых сетей и газового оборудования.

Дефицит природного газа в отдельные периоды осенне-зимнего максимума энергетических нагрузок, как правило, возникает при резких похолоданиях. При этом теплоснабжающие организации зачастую не обеспечивают надлежащего температурного режима теплоносителя, вследствие чего резко возрастает потребление природного газа населением, которое в эти периоды вынуждено в массовом порядке использовать газовые плиты и горелки для отопления помещений. При снижении температуры сетевой воды и низкой температуре наружного воздуха население в целях обогрева также использует электроотопительные приборы, вследствие этого происходит значительный рост потребления электрической энергии в жилищно-бытовом секторе, что приводит к перегрузкам и снижению надежности системы электроснабжения.

Реализация в 2006 - 2010 годах принятого пакета федеральных законов о реформировании электроэнергетики Российской Федерации приведет к созданию в стране и российских регионах принципиально новой модели энергетики. Основной целью реформирования электроэнергетики страны является формирование конкурентной среды в отрасли, т.е. разделение вертикально интегрированных АО-Энерго (в Самарской области ОАО "Самараэнерго") на отдельные организации по видам деятельности: генерирующие, распределительные, магистральные, энергосбытовые, сервисные. Структурные изменения в "большой" энергетике будут оказывать прямое влияние на функционирование муниципальной ("малой") энергетики, что приведет к изменению порядка энергообеспечения населения Самарской области.

Решение названных проблем представляется очевидным и включает "надстройку" блоков ТЭЦ газовыми турбинами, строительство малых энергетических комплексов мощностью от 0,1 до 30 МВт с выработкой электрической энергии на тепловом потреблении, создание малой когенерационной энергетики в коммунальном хозяйстве.


1.2.2. Мотивации, определяющие
целесообразность строительства мини-ТЭЦ

Обследование энергодефицитных объектов и обеспеченности энергоносителями населенных пунктов Самарской области, состояния котельных, сетевых коммуникаций, проведенное министерством строительства и жилищно-комму

Начало активности (дата): 25.12.2009

← Возврат к списку