Статьи

Энергия дорожного движения

23 Дек 2009

Идея получения электричества от давления шин проезжающих автомобилей на дорожное полотно не нова. В Израиле развили эту идею и после ряда испытаний планируют вывести получение электроэнергии таким способом на коммерческий уровень. В этом может помочь сравнительно новое изобретение – пьезоэлектрические кристаллы.

Пьезоэлектричество – способность веществ при изменении формы продуцировать электрическую силу. Соответственно, пьезоэлементы — кристаллы, обладающие свойством при сжатии продуцировать электрический заряд и обратным свойством под действием электрического напряжения изменять форму: сжиматься/расширяться, скручиваться, сгибаться. Они были открыты еще братьями Жаком и Пьером Кюри в 1880-1881 годах. Однако использовать их на дорогах начинают только сейчас. 

Разработкой проекта занят израильский старт-ап Innowattech. Планируется установить под оживленными автомагистралями и железнодорожными путями генераторы, способные производить электричество в результате механического давления. Генераторы будут закладываться на глубине 3 см от поверхности дороги во время плановых ремонтных работ. Затем энергия будет собираться в трансформаторах, расположенных через каждые 500 м. Предполагают, что система эффективна лишь при наличии большого числа кристаллических колодок на каждую сотню метров и при большой интенсивности движения на трассе. Однако пик движения по дорогам совпадает с утренним и вечерним пиками потребления электроэнергии. 

По словам генерального директора Innowattech профессора Хаима Абрамовича, один грузовик может генерировать до 2.000 вольт, которые могут быть использованы для питания светофоров и уличных фонарей. А километр такой "электрической дороги" способен давать достаточно энергии для 40 домов

Это, безусловно, не первый случай применения пьезокристаллов: в Японии построена станция метро с пьезоэлектрическим полом, который преобразуют энергию шагающих пассажиров в электричество, от которого работают турникеты. В Англии и Голландии есть ночные клубы, которые генерируют электроэнергию из движений посетителей на танцполе. Однако столь крупномасштабный проект разрабатывается впервые. Сейчас проходят испытания на 100-метровом участке дороги, позже планируется изменение 400-метрового участка. В случае успеха система будет представлена на мировом рынке. 

Попытки генерирования энергии на дорожном полотне предпринимались и раньше. Однако неиспользование пьезокристаллических элементов делает эти попытки не очень эффективными. Главный ученый проекта доктор Евгений Хараш рассказывает: "В Окленде также предприняли попытку использовать давление на трассу проезжающих машин для выработки электричества. Но принцип работы механический, он не основан на использовании "умных" пьезоэлектрических элементов. Там автомобили давят на установленные под асфальтом плиты, которые, в свою очередь, оказывают давление на подземную систему водоснабжения, в результате чего вода поступает на турбины. Недостаток этой системы в том, что она отнимает у автомобилей кинетическую энергию, что ведет к увеличению расхода бензина. Получается, что для выработки "альтернативной" энергии вновь применено традиционное топливо". 

В случае удачи эксперимента энергопроизводящие дороги будут построены по всему Израилю, а потом начнут завоевывать мир. 

Начало активности (дата): 23.12.2009

← Возврат к списку