Статьи

ТЭК получает систему информации

4 Июл 2012

Фундаментальной основой информационно-аналитического обеспечения развития Российской энергетики стал Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», вступивший в силу 1 января 2012 г. Его принятие – результат длительной работы по устранению пробелов и противоречий в нормативной правовой базе, которые были вызваны отсутствием системного подхода к правовому регулированию формирования и использования государственных информационных ресурсов ТЭК.

Алексей Туликов, руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.

Информация о состоянии и перспективах развития топливно- энергетического комплекса РФ, предоставляемая государственными органами, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, является главным инструментом выработки и реализации эффективной государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере ТЭК и смежных отраслях экономики, в которых большинство принимаемых решений имеют исключительное значение для социально-экономического развития и безопасности государства.

В комплексе правового регулирования.

До принятия закона № 382- ФЗ в законодательстве Российской Федерации отсутствовала необходимая правовая база, регламентирующая комплексный подход к обеспечению государственных органов информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК. В результате сложилась критическая ситуация, когда государственные органы, осуществляющие государственные функции в сфере ТЭК и смежных отраслях экономики, оказались в информационном вакууме и без оперативной и пообъектной отраслевой информации, которая необходима для осуществления возложенных на них функций, в том числе для предотвращения чрезвычайных ситуаций на объектах ТЭК. Предоставление информации для формирования государственных информационных ресурсов ТЭК, равно как и определение порядка информационно-технологического взаимодействия, долгое время осуществлялось по усмотрению его участников на договорной основе. Поскольку организации ТЭК не имели обязанности предоставлять информацию, то ее сбор охватывал только тех участников рынка, которые в этом заинтересованы. Данная выборка также не может обеспечить формирование целостного представления о состоянии ТЭК для оперативного и стратегического планирования развития отрасли, обеспечения энергоэффективногои энергобезопасного развития экономики России. Указанные обстоятельства и в настоящее время представляют угрозу отраслевому развитию Российской Федерации.

Наибольшие опасения связаны с последствиями разрушения сложившейся корпоративной системы информационно-аналитического обеспечения ОАО РАО «ЕЭС России» после ликвидации данной организации в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». Недостаток оперативной информации о состоянии ТЭК также накладывает ограничения на осуществление функций системного оператора в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», прежде всего функции по обеспечению соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии.

Отсутствие структурированной системы сбора и анализа информации негативно сказывается на эффективности контроля над созданием запасов топлива при подготовке электростанций и котельных любого назначения к работе в осенне-зимний период, контроля нелегального оттока и оборота нефти и нефтепродуктов. Оперативность обязательна Основным пробелом в законодательстве Российской Федерации, на устранение которого было направлено принятие закона № 382 ФЗ, являлось отсутствие правовых положений, обеспечивающих оперативное предоставление информации организациями ТЭК, государственными органами и органами местного самоуправления для информационно-аналитического обеспечения реализации государственной политики в сфере ТЭК и смежных отраслях с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и методов электронного документооборота. В данном случае необходимость принятия отдельного федерального закона также обусловлена тем, что в соответствии с частью 5 статьи 10 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» случаи и условия обязательного предоставления информации, а также перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, могут быть установлены только федеральными законами. Для устранения указанного пробела в статье 10 закона № 382-ФЗ предусмотрен перечень видов информации, подлежащей включению в ГИС ТЭК.

Данный перечень состоит из 21 позиции и включает различного рода сведения – от информации об основных финансово-экономических показателях деятельности организации ТЭК, данных об использовании энергетических ресурсов и прогнозе их потребления до сведений о технических характеристиках применяемого оборудования, данных о чрезвычайных ситуациях и соблюдении требований охраны труда на объектах ТЭК.

При этом на Правительство РФ возложено утверждение перечня форм предоставления в обязательном порядке информации для включения в ГИС ТЭК в рамках установленных законом № 382-ФЗ видов информации. Полномочия по утверждению непосредственно форм предоставления информации возложены на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ТЭК, которым в настоящее время является Минэнерго России. Кроме того, законодательство в сфере ТЭК остается некодифицированным, отсутствуют базовые федеральные законы для отдельных отраслей ТЭК, в частности для сфер нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности, нефтепродуктообеспечения, транспортировки нефти и продуктов ее переработки по системам магистральных трубопроводов, нетрадиционной возобновляемой энергетики. Это существенно осложняет выстраивание информационно-аналитического обеспечения в отрасли. Поэтому принятие единого законодательного акта позволит компенсировать разрозненность отраслевого законодательства в сфере ТЭК в части информационно-аналитического обеспечения, а также создаст условия для эксплуатации и совершенствования ГИС ТЭК на основе унифицированного подхода. В ходе разработки закона № 382-ФЗ концепция системы несколько раз менялась.

На начальном этапе разработки закона предполагалось наличие межведомственного (интеграционного) сегмента и ведомственных сегментов. Теперь она основана на создании интеграционного сегмента и отраслевых сегментов, которые направлены на сбор и обработку информации в отдельных отраслях и направлениях ТЭК. Таким образом, кроме интеграционного сегмента будут функционировать не менее пяти отраслевых сегментов, содержащих данные о нефтедобывающей, газовой, угольной отраслях, а также о таких сферах, как электроэнергетика и энергосбережение. Могут появиться и новые направления, но их тематику будет определять уже Правительство Российской Федерации. Эксплуатация сегментов системы будет осуществляться оператором самостоятельно или совместно со специализированными организациями. Это означает, что соответствующие положения части 6 статьи 8 закона № 382-ФЗ позволяют подключать к системе сбора информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК существующих информационных интеграторов, которые в настоящее время собирают указанную информацию на основании соглашений с хозяйствующими субъектами. Субъектами, предоставляющими информацию для включения в систему, являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие различные виды деятельности в сфере ТЭК. Законом № 382-ФЗ установлены специальные нормы, которые направлены на минимизацию административной нагрузки на данные субъекты. Так, пунктом 2 статьи 6 Закона установлен принцип, который заключается в однократности сбора информации для включения в государственную информационную систему ТЭК в случае, если аналогичная по содержанию, степени детализации и периодичности предоставления информация направлялась в обязательном порядке соответствующим субъектом для включения в указанную или иную государственную информационную систему.

Данный принцип также закреплен в части 4 статьи 11 закона № 382-ФЗ уже в качестве права субъектов не предоставлять информацию повторно, если она уже ранее предоставлялась. Для обеспечения сбора информации, которая уже содержится в других государственных информационных системах, в статье 14 закона предусмотрены специальные положения. В этом случае соответствующая информация подлежит включению в ГИС ТЭК в автоматизированном режиме из иных государственных информационных систем. В общем случае информация для включения в ГИС ТЭК предоставляется соответствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, который создается и направляется в уполномоченный орган с использованием программных средств системы. При этом уполномоченный орган должен обеспечить предоставление субъектам системы права использования программных средств ГИС ТЭК, в том числе путем их воспроизведения безвозмездно в объеме, необходимом для обеспечения исполнения такими субъектами обязанности по предоставлению информации для включения в систему.

В соответствии с частью 4 статьи 12 закона № 382-ФЗ доступ пользователей государственной информационной системы ТЭК к общедоступной информации, содержащейся в системе, обеспечивается оператором системы путем размещения указанной информации на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет. Получение информации, содержащейся в ГИС ТЭК, доступ к которой ограничен федеральными законами, например к информации, составляющей коммерческую тайну, будет обеспечиваться только тем пользователям, которые обладают правом доступа к этой информации, с использованием программно-технических средств системы. На очереди –подзаконные акты Закон № 382-ФЗ ориентирован на поэтапное создание государственной информационной системы ТЭК, при котором интеграционный сегмент будет введен в эксплуатацию с 1 января 2013 г., а основные отраслевые сегменты – с 1 января 2014 г. Соответственно вступление в силу обязанности по предоставлению информации для включения в указанные сегменты системы также будет осуществляться поэтапно. Предполагается, что в течение одного года со дня вступления в силу закона № 382-ФЗ Правительство Российской Федерации и уполномоченный орган обеспечат создание условий для ввода в эксплуатацию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, включая принятие необходимых подзаконных актов. Последующая реализация закона № 382-ФЗ будет способствовать системности действий субъектов энергетической политики, а также обеспечивать сбор, обработку информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК для ее вовлечения в сферу государственного управления и социально-экономического прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса.

О законе:

Закон № 382-ФЗ направлен на системное решение указанных проблем и формирование комплексного правового регулирования отношений, возникающие в связи с созданием, эксплуатацией и совершенствованием государственной информационной системы (ГИС) ТЭК, включая сбор, обработку информации для включения в данную систему, хранение такой информации, обеспечение доступа к ней, ее предоставление и распространение.

Целью принятия закона № 382-ФЗ является создание правовых и организационных основ для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК. Ключевым принципом создания, эксплуатации и совершенствования ГИС ТЭК является полнота, достоверность, своевременность предоставления информации для включения в систему и общедоступность такой информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Законом № 382-ФЗ предусмотрено три основных вида участников государственной информационной системы ТЭК. Таковыми являются оператор системы, субъекты системы, предоставляющие в обязательном порядке информацию для включения в систему, а также ее пользователи.

Для справки:

Закон № 382-ФЗ в целом разработан с учетом практики российского законодательства в сфере нормативно-правового обеспечения создания государственных информационных систем, в частности государственной автоматизированной системы «Выборы», для которой принят отдельный федеральный закон. Также в ходе разработки закона был проанализирован зарубежный опыт правового регулирования в рассматриваемой сфере, прежде всего опыт Австралии, США и Канады. Так, в Австралии в 2007 г. был принят закон о предоставлении информации о парниковом эффекте и энергетике. Данным законом с 1 июля 2008 г. установлена национальная система предоставления информации корпорациями о выделении парниковых газов, производстве потреблении энергии.

В США в 1977 г. конгресс принял закон об образовании министерства энергетики, которым предусматривалось создание Управления энергетической информации (УЭИ) США – независимого статистического агентства в структуре министерства энергетики. Миссия УЭИ состоит в том, чтобы обеспечить формирование объективных и политически не ангажированных данных, прогнозов, аналитики, обеспечить доведение до сведения общественности информации о состоянии отрасли и ее взаимодействия с экономикой и окружающей средой. В соответствии с законом об образовании министерства энергетики создана государственная информационная система энергетики, функции оператора которой осуществляет УЭИ. Система содержит информацию, необходимую для формирования отраслевых данных, и инструменты для анализа энергоснабжения и потребления на территории США. Формируемые в системе информационные ресурсы направлены прежде всего на удовлетворение информационных потребностей Федерального энергетического управления, конгресса, государственных служащих США, которые наделены полномочиями по принятию решений в сфере энергетической политики Российская Федерация находится в особых природно-климатических и географических условиях, которые обусловливают повышенную роль ТЭК не только для экономики, но и для обеспечения безопасности всех сфер жизнедеятельности. Решения в части информационно-аналитического обеспечения, которые приемлемы для зарубежных государств, могут оказаться неэффективными в российских условиях. Поэтому, хотя разработка закона № 382-ФЗ и осуществлялась с учетом законодательного опыта США, а также других государств, в которых созданы государственные информационные системы и обеспечен сбор информации в сфере ТЭК, но при этом учитывались различия правовых систем и особенности тех задач, которые предполагается решить путем создания государственной информационной системы ТЭК.

Источник: Журнал "Энергоэффективность и энергосбережение" №2, 2012 г.

Начало активности (дата): 04.07.2012 09:49:50

← Возврат к списку