Статьи

О планах инвестиционного энергоаудита и газозамещения в городах Украины

27 Июл 2012

«Как уже принято считать, вся деятельность по планированию работ с энергоэффективностью должна начинаться с энергоаудита. Но энергоаудит нужен не сам по себе в качестве констатации факта, он нужен для дальнейших действий, условиями которых является финансирование. С нашей позиции, энергоаудит должен готовить объект к инвестициям, приводя его к прединвестиционному состоянию.» Предлагаем изложение доклада Дмитрия Андреевича Чубенко, Президент международной ассоциации термоэнергетических компаний (МАТЭК), «Инвестиционный энергоаудит систем теплоснабжения крупных городов Украины».

Хотелось бы сразу отметить, что результат энергосбережения это во многом результат четко выраженной политической воли. Результаты такого подхода хорошо видны на примере Белоруссии. В этой стране 80% результата обеспечивается благодаря выстроенной системе организации повышения энергоэффективности. А результативность работы налицо: страна в течение 10 лет повысила уровень энергоэффективности отраслей экономики кратно.

МАТЭК это объединение энергетических компаний, которое помогает потребителям Украины организовывать работу по энергосбережению. В настоящее время Ассоциация имеет свои представительства в каждом крупном и среднем городе Украины. Наши представители помогают потребителям в организации работ по энергоаудиту, проектированию, монтажу, сервисному обслуживанию энергетических объектов и предприятий. На настоящее время участники ассоциации провели порядка 100 энергоаудитов в разных городах Украины. Наша ассоциация единственная на постсоветским пространстве, которая входит в европейскую ассоциацию CEETB, в состав которой входит около 450 тысяч предприятий. Чем мы отличаемся в своих подходах от наших европейских коллег? У них есть такое понятие, как техническое обеспечение зданий. Они рассматривают страну в качестве сообществ людей, которые живут или трудятся в зданиях. Обеспечивают надлежащее состояние здания и строители и электрики и тепловики и вентиллянционщики и т.д. Это хорошо организованный совместный труд на конечный результат, который, в том числе, включает показатели комфортности и энергоэффективности. Мы же часто видим только планируемый результат и относим его на одного – двух ответственных, например на строителей. Что не совсем правильно, поскольку строители могут нести ответственность только за реализации фрагмента общей проблемы.

Как уже принято считать, вся деятельность по планированию работ с энергоэффективностью должна начинаться с энергоаудита. Но энергоаудит нужен не сам по себе в качестве констатации факта, он нужен для дальнейших действий, условиями которых является финансирование. С нашей позиции, энергоаудит должен готовить объект к инвестициям, приводя его к прединвестиционному состоянию. В Украине задача сокращения потребления газа заявлена приоритетной на уровне председателя Правительства Украины. Члены нашей Ассоциации готовы к проведению энергоаудита в 60 городах Украины. Одной из целей проведения таких энергетических обследований является разработка инвест-программ по экономии и замещению газа. При этом мы ориентируемся на то, что бы не просто констатировать факт возможности р, но разработать коммерческие предложения, интересные для инвесторов и международных банков.

Возможностей для этого немало. В России предложены интересные технологии по сжиганию иловых отходов систем водоочистки, замены традиционных стальных трубопроводов на керамические. При этом в керамическую трубу сразу монтируется теплообменник, который может использоваться в качестве элемента теплового насоса. Очень интересна идея возврата к паропоршневым двигателям. В современных условиях и технологиях эти силовые установки могут быть весьма эффективны для получения тепла и электроэнергии с использованием любых видов топлива. В Германии крыши уже рассматривают в качестве площадок для тепловой и электрической генерации. Такая площадка в состоянии обеспечить необходимой энергией 3-4 этажной здание. В Чехии установка датчиков на радиаторы отопления в каждой квартире только за счет организации учета и соответствующих расчетов дает от 14 до 28% сокращения теплопотребления даже без утепления здания.

В этом отношении хотелось бы отметить, что при существующих реалиях мы не должны рассчитывать на государство в качестве главного инвестора программ энергосбережения. В Украине рассматривается закон о единой государственной системе мониторинга использования энергоресурсов. Современные технологии позволяют обеспечить такую работу в реальном масштабе времени, отслеживая каждый киловатт от его получения на территории Украины до его конечного использования. Так же отслеживается обратный путь финансов. Это огромная проблема. В Украине несоответствие произведенного и оплаченного может различаться в 4 раза! Если бы деньги из этой черной дыры можно было бы вернуть в нормальный товарооборот, то в Украине на многие вещи не нужно искать инвестиции.

Поскольку и потребление и расчеты происходят на местном уровне, мы, так же как в Европе, должны отдавать вопросы энергоэффективности и организации энергосбережения в компетенцию органов местного самоуправления. Именно эти органы должны отвечать за энергосбережение и комфорт жителей.

Начало активности (дата): 27.07.2012 11:15:13

← Возврат к списку