Статьи

Вентиляция и кондиционирование магазинов и торговых центров

19 Фев 2010

Сейчас никого не удивишь торговыми центрами с площадями 25–100 тыс. м2 и более. Конечно, чтобы обеспечить воздухом и холодом таких гигантов, требуются особенные технические решения, специальное оборудование и т.п. Давайте посмотрим, какие системы лучше применять в различных торговых центрах.

По большому счету, существует два кардинально отличающихся друг от друга торговых центров. Первый тип — это магазины-склады, которые представляют собой однообъемные помещения с высокими потолками, в которых находится один владелец или арендатор. Второй тип — одно или многоэтажные центры, предназначенные для сдачи в аренду десяткам и сотням арендаторам. Поэтому, в здании второго типа множество помещений различного размера, назначения и т.п.: бутики, рестораны, фитнесцентры и т.п. Ключевая разница состоит в организации системы вентиляции и кондиционирования (СКВ) — в однообъемных центрах нет необходимости регулирования температуры в каждом отдельном помещении, также нет необходимости подавать и удалять воздух из большого количества помещений.

Вентиляция,отопление и кондиционирование торговых центров-складов


 Блестящими примерами таких торговых центров являются «Ашан», «Леруа Мерлен», «Оби», «Метро» и т.п. В таких зданиях системы вентиляции, отоплении и кондиционирования зачастую (но не всегда) объединяют. По сути, в здании устанавливаются мощные вентиляционные установки с секцией охлаждения и нагрева, которые раздает воздух по помещениям через воздушную сеть.
Очень часто роль вентиляционной установки с секцией охлаждения и нагрева выполняет крышный кондиционер («руфтоп»). Главное отличие от приточной установки состоит в том, что в крышном кондиционере также находится моноблочная холодильная машина. Крышный кондиционер забирает воздух из помещения (рециркуляционный воздух) подогревает или охлаждает его и подает обратно в помещение, кроме того в «руфтопе» осуществляется подмес свежего (уличного) воздуха. Количество свежего воздуха определяется санитарными нормами и составляет 20 м3/ч на одного посетителя и 60 м3/ч на одного сотрудника. Такое же количество воздуха кондиционер выбрасывает на улицу, поддерживая баланс воздуха в помещении. В летнее время крышный кондиционер охлаждает воздух с помощью встроенного фреонового контура, в зимнее кондиционер подогревает воздух с помощью установленного водяного или газового калорифера. В случае водяного калорифера тепло поступает от котельной или ИТП. При работе на газе кондиционер оснащается газовой горелкой. Таким образом, в едином блоке совмещаются функции охлаждения и нагрева.

Самое главное ограничение возможности крышного кондиционера — это невозможность поддерживания различной температуры в разных помещениях, ведь холод (тепло) «идет» по одному воздуховоду, поэтому регулирование можно осуществить только с помощью воздушных заслонок, но такая схема практически нигде не применяется. Именно поэтому крышные кондиционеры используются для одно-объемных помещений.
Иногда вместо крышного кондиционера используется приточная вентиляционная установка с секцией водяного нагрева и водяного охлаждения. Секция водяного нагрева получает горячую воду (90–130 °С) от теплового пункта или котельной. Охлажденную воду с температурой 7 °С охладитель получает от холодильной машины (чиллера). Однообъемность помещения позволяет также существенно (на 20–25 %) снизить стоимость системы вентиляции и кондиционирования за счет снижения количества воздуховодов. Для большого помещения разумно устанавливать несколько агрегатов средней мощности, равномерно распределив их по площади кровли. Тогда можно полностью отказаться от вытяжного воздуховода — можно установить в кровле только большую вытяжную решетку из помещения, а приточный воздуховод сделать коротким и неразветвленным.
В магазинах IKEA применяется несколько другая схема, что связано с тем, что торговые центры имеют два этажа и множество фактически отдельных секций. В результате, секция «Свет» почти полностью отделена от секции «Гостиная» и т.п. — использовать единую воздушную сеть для охлаждения различных секций не получается. Поэтому, если вы обращали внимание, холод и тепло в секции магазина подаются не по воздуховодам, а с помощью больших фанкойлов (внутренние блоки СК). В зимнее время к фанкойлам подводится горячая вода от котельной, поэтому фанкойлы выполняют функцию отопительных приборов. В результате, в каждой секции магазина есть свои источники тепла или холода. Однако, мы бы выделили вариант с крышными кондиционерами как более подходящий с точки зрения удобства и стоимости эксплуатации, а также повышенной надежности благодаря использованию значительно большего количества единиц оборудования и др.

Вентиляция, отопление и кондиционирование много функциональных ТЦ

Главное и принципиальное отличие многофункциональных торговых центров — большое количество помещений различного размера и назначения. В этом случае невозможно использовать совмещенную систему вентиляции и кондиционирования без использования местных кондиционеровдоводчиков (VRF, фанкойлы и т.п.).Классической системой для многофункциональных центров является следующая. Система приточной вентиляции с секцией охлаждения подает воздух во все помещения. Расход воздуха — минимально необходимые по санитарным нормам 20 м3/ч на одного посетителя и 60 м3/ч на одного сотрудника. Секция охлаждения здесь играет простую роль — не вносить в помещения горячий воздух с улицы, т.е. фактически секция не охлаждает помещение. Вытяжные системы удаляют воздух из помещений арендаторов, санузлов, кухонь и т.п. В качестве кондиционирования используется система чиллерфанкойлы. Чиллер готовит охлажденную воду (7 °С) и направляет ее по трубопроводам к фанкойлам, которые доводят температуру в каждом помещении до заданной температуры.
Современные торговые центры выполняются по схеме shell & core, когда на этапе строительства устанавливаются только основное оборудование и прокладываются только магистральные коммуникации. Каждый аренда тор устанавливает для своего помещения воздуховоды, решетки, трубопроводы системы холодоснабжения, фанкойлы и т.п.Возьмем типичный пример торгового центра. Мы видим одно из небольших торговых помещений на первом этаже торгового центра под номером 21. При строительстве прокладываются воздуховоды для притока и вытяжки (зеленый и красный воздуховод), заводятся в помещения. В каждом помещении устанавливаются клапаны регулирования расхода (на схеме обозначаются «CAV»). Для данного магазина заведены воздуховоды с расходом воздуха 1800 м3/ч, размер воздуховода 450×250 мм. В нижней части мы видим два других воздуховода, размером 450×250 мм с расходом 1900 м3/ч, которые заходят в другое торговое помещение. При строительстве должны быть в полном объеме смонтированы системы вентиляции и кондиционирования для общественных зон: коридоры, холлы, санузлы и т.п. — устанавливаются приточные и вытяжные воздухораспределители, фанкойлы и т.п. В коридор (с эскалатором) подается воздух через отводы диаметром 200 мм.
Для кондиционирования применяется та же схема — торговый центр предоставляет арендаторам точки подключения к охлажденной воде (от чиллера).На картинке видно, что в магазине 50 заведены трубопроводы (горячая, охлажденная и обратная вода) с запорным краном. Обращаем внимание на то, что в торговых центрах применяются два вида фанкойлов — двух и четырехтрубные. В случае двухтрубной системы все фанкойлы всего центра могут работать в одном режиме — или все охлаждают или все греют.Однако, при двухтрубной схеме может настать такой период, особенно в промежуточное время года, когда в одних помещениях тепло или жарко (из-за большого количества световых приборов, посетителей и т.п.), а в других прохладно (менее насыщенных оборудованием или людьми, которые имеют общую стену с улицей и т.п.).В этом случае полезно применять четырехтрубную систему, когда к каждому фанкойлу подходит и горячая и холодная вода, поэтому он может в любой момент переключиться из одного режима в другой. Четырехтрубная система, конечно же, существенно дороже из-за большего количества трубопроводов, более сложных фанкойлов и т.п. Кроме того, обязательно нужно иметь в виду, что четырехтрубные фанкойлы чаще всего поставляются под заказ, и срок поставки доходит до 8–10 недель.


Самый экономный способ кондиционирования застройщика


В последнее время все чаще появляется альтернативный способ кондиционирования торговых центов по схеме shell & core, который позволяет:
  • сэкономить 10 % электроэнергии для системы кондиционирования по сравнению с традиционной системой чиллерфанкойлы;
  • на 30 % снизить затраты на систему кондиционирования по схеме shell & core.
Это осуществляется с помощью системы, которая имеет несколько названий. Американцы называют это так: система на «тепловых насосах», европейцы называются это «автономные чиллеры для системы с водяной петлей». Европейское определение более точно. Суть системы следующем: в каждом помещении арендатор устанавливает вместо фанкойлов один более мощный агрегат — автономный миничиллер с водяным охлаждением. Он выглядит как большой канальный фанкойл. Главное отличие от фанкойла состоит в том, что в миничиллере есть фреоновый контур и компрессор. К миничиллеру, как и к фанкойлу подводится вода, но не охлажденная (до 7 °C, к примеру), а уличной температуры. В случае с фанкойлами к ним подводится ледяная вода с температурой 7 °C от уличного чиллера, с помощью которой и охлаждается воздух помещения. В случае с миничиллером (располагаемом в помещении) воздух помещения охлаждает фреоновый контур миничиллера, а забранное тепло из помещения передается воде. Нагретая вода поступает к сухому охладителю (сухая градирня, dry cooler, вентиляторный охладитель, вентиляторная градирня), в котором под действием потока уличного воздуха она немного охлаждается до 30–35 °C и снова возвращается к миничиллерам для их охлаждения. В результате на улице установлен сухой охладитель, а от него идут трубопроводы с водой во все помещения, в которых установлены миничиллеры. Миничиллер, охлаждая воздух в помещении, выделяет большое количества тепла, которое передается воде, которая, в свою очередь, через сухой охладитель передается атмосфере. Застройщик устанавливает только сухой охладитель, насосную станцию, а также разводку основных трубопроводов до ввода их в помещения. В случае традиционной системы застройщик должен устанавливать на улице чиллер, который существенно дороже сухого охладителя.
Кстати говоря, сухой охладитель — не единственный способ охлаждения воды от миничиллеров. Более эффективна и существенно дешевле мокрая градирня. Красивой экзотикой является применение фонтанов в качестве мокрой градирни. Если рядом есть водоем, или есть возможность организовать скважину, тепло от чиллеров можно передать водоему или подземным водам. В этом случае нет необходимости вообще хоть что-то размещать на улице.

Начало активности (дата): 19.02.2010

← Возврат к списку