4 Июл 2012
В России, как и в большинстве зарубежных государств, где проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности находятся среди приоритетов национальной политики, одним из первоочередных инструментов ее реализации является организация проведения энергетических обследований. Однако, как и во многих других областях, отечественный законодатель выбирает свой особый путь при установлении соответствующих требований и формировании системы регулирования, а в данном случае – саморегулирования в области энергетического обследования.
Алексей Туликов, руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноваций ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.
Болевые точки аудита
Проблемы государственного регулирования в области энергетического обследования обсуждались 31 мая 2011 г. в Минэнерго России на совещании по вопросам проведения энергетических обследований с участием представителей саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. На совещании были обозначены различные проблемы, в том числе:
- низкое качество энергетических паспортов, представляемых в Минэнерго, и системные ошибки при их подготовке –около половины всех паспортов, направленных саморегулируемыми организациями в Минэнерго, было возвращено;
-неразвитая корпоративная и правовая культура, слабая осведомленность заказчиков энергетических обследований о требованиях законодательства, что тормозит полноценное развитие рынка энергетических обследований, поощряет формализм и демпинг при их проведении;
- недостаточная квалификация лиц, проводящих энергетические обследования, для обеспечения возможности использования результатов энергетических обследований в целях разработки программ и инициации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Уже сейчас очевидно, что для решения обозначенных проблем необходима, главным образом, дополнительная методическая и правовая проработка стандартов и правил саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, повышение квалификационных требований и организация полноценного обучения в области энергообследований. Частично этому должны будут способствовать административные регламенты, которые в настоящее время разрабатываются в Минэнерго России в соответствии с новыми требованиями, установленными правительством РФ.
Одновременно требуется и сбалансированное совершенствование положений законодательства. Здесь в настоящее время основное внимание уделяется не столько переносу сроков проведения первого обязательного энергетического обследования и внесению изменений в законодательство о государственных и муниципальных закупках, о которых в первую очередь заявляют представители рынка, сколько детализации установленных Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ требований.
Паспорт или декларация?
Следует отметить следующие предложения по совершенствованию общих положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ об обязательном энергетическом обследовании, которые прозвучали на совещании:
- предоставить право заполнять энергетические декларации вместо энергетического паспорта, если лицо, в отношении которого проведение энергетического обследования является обязательным, не имеет во владении и пользовании зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, и не осуществляет использование энергетических ресурсов по договорам купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов;
предоставить право составлять энергетический паспорт по результатам проведения обязательного энергетического обследования на обособленное структурное подразделение юридического лица, а также каждое здание, строение, сооружение и иной объект недвижимого имущества;
предусмотреть положения о проведении экспресс- энергообследований для крупных потребителей энергетических ресурсов; на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, возложить осуществление проверки соответствия энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования, предъявляемым к ним требованиям.
В рамках совершенствования правового статуса саморегулируемых организаций в области энергетического обследования в настоящее время рассматриваются следующие предложения:
- детализировать ответственность саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, в частности предоставить заказчикам проведения энергетического обследования право требовать от саморегулируемых организаций в области энергетического обследования обеспечения проведения энергетического обследования вместо их членов, которые не исполнили или ненадлежащим образом исполнили свои обязательства;
создать дополнительные условия для информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций, в том числе возложить на саморегулируемые организации обязанности опубликовывать на своем официальном сайте стандарты и правила, а также иные документы, распространяющиеся на членов таких организаций.
Работа для рабочей Группы
Также следует отметить предложение о введении в Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ положений об ассоциациях и иных объединениях саморегулируемых организаций в области энергетического обследования с возложением на них методического и информационного обеспечения в области энергетического обследования, в том числе разработки необходимых методик по ценообразованию, определению потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработки типовых стандартов и правил СРО в области энергообследования. Поскольку федеральные органы исполнительной власти пока не готовы взять на себя ответственность за разработку необходимого методического обеспечения, отнесение данных функций к ведению ассоциаций и иных объединений саморегулируемых организаций позволит ускорить решение соответствующих методических вопросов.
Кроме того, предлагается предусмотреть в Федеральном за коне от 23.11.2009 № 261-ФЗ положения, которые позволили бы обеспечить дополнительную связь результатов проведения энергетических обследований с программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципальных образований и регулируемых организаций, а также деятельностью энергосервисных компаний. Это позволит создать условия, при которых деятельность по проведению энергетических обследований не будет заканчиваться составлением формального энергетического паспорта, но будет иметь продолжение и приводить к реальному осуществлению разработанных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Свод и обработка соответствующих предложений, а также организация их публичного обсуждения осуществляются в рамках деятельности рабочей группы при Российском энергетическом агентстве, в которой принимают участие представители саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и энергоаудиторов, а также заказчиков проведения энергетических обследований. В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности данной рабочей группы является совершенствование требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 г. № 182. Работа над новыми формами энергетического паспорта практически завершена. Их утверждение ожидается после регистрации в Минюсте приказа Минрегиона, которым утверждены требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Источник: Журнал "Энергоэффективность и энергосбережение" № 6, 2011 г.
Начало активности (дата): 04.07.2012 11:00:01