Статьи

Маркировка: на что ориентироваться

4 Июл 2012

Маркировка и стандарты энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования получили распространение в международной практике с 90-х годов прошлого века. При этом требования по энергопотреблению изделий применялись и ранее, в том числе в СССР. Эти показатели включались в ГОСТы, технические условия, технические паспорта изделий. Значения показателей энергопотребления определялись в специальных лабораториях по стандартизированным методикам.

Александр Наумов, руководитель рабочей группы проекта «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации», к. т. н.

Алексей Туликов, руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГБУ «РЭА» Минэнерго России

Качественное отличие требований, которые были установлены в 1990-х годах, состояло в том, что были определены критерии сравнительного анализа энергопотребления однотипной техники, оформленные в так называемую модель «кодекса лучшей мировой практики». Суть модели состоит в сравнении удельных показателей энергоемкости для достижения полезного эффекта использования изделия. Нераскрытый потенциал.

Нераскрытый потенциал

Одна из главных задач проекта Минобрнауки России, Программы развития ООН и Глобального экономического фонда «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации» – способствовать продвижению маркировки и стандартов энергоэффективности в Российской Федерации на основе анализа международного опыта. Основное внимание в проекте уделено инженерному оборудованию зданий, включая водяные насосы промышленные кондиционеры, холодильные установки для цен-тральных систем кондиционирования, и бытовым электроприборам, в том числе холодильникам, морозильникам, стиральным машинам.

В России до недавнего времени основным законодательным актом, устанавливающим правовые основы деятельности в области энергосбережения, являлся Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении». Более чем за 13-летнюю историю применения данный федеральный закон так и не оправдал возложенных на него надежд. Связано это было, с одной стороны, с общей концепций и подходами к развитию законодательства, которые доминировали в середине 90-годов прошлого века. Так, большинство федеральных законов, включая закон № 28-ФЗ, которые были приняты в это время, носили рамочный характер. С другой стороны, на федеральном уровне отсутствовала устойчивая система управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности. Непродолжительная работа Госэнергонадзора не позволила добиться существенных сдвигов в данной области, за исключением активизации деятельности энергоаудиторов.

За период реализации закона № 28-ФЗ энергоемкость валового внутреннего продукта РФ снизилась незначительно, а ее разрыв по этому показателю с технически развитыми странами Европы, Америки и Азии только увеличился. К относительным успехам того периода можно отнести достигнутую экономию примерно в 20–30 % расходов тепловой энергии в системах отопления жилых и общественных зданий за счет нормативного повышения требований по теплозащите ограждающих конструкций зданий.

Тем не менее в законе № 28-ФЗ содержался определенный задел для формирования отечественной системы технического регулирования в области установления требований к энергетической эффективности продукции и производственных процессов. Так, в ст. 5 закона было предусмотрено, что в государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, было установлено требование о том, чтобы в соответствующую нормативно-техническую документацию включались показатели эффективного использования энергетических ресурсов.

При этом требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, были обязательны для выполнения на всей территории РФ.

Равным образом были установлены требования в отношении подтверждения соответствия показателям энергоэффективности в форме обязательной сертификации энергопотребляющей продукции любого назначения, а также энергетических ресурсов. При этом было определено, что соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования. Поскольку действовавшая н момент принятия закона № 28-ФЗ система технического регулирования, основу которой составляли законы РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» и от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», предусматривала возможность установления указанных требований и тем самым обеспечивала их обязательную силу, то можно утверждать, что на тот момент в законодательстве были созданы все необходимые предпосылки для развития стандартов и маркировки инженерного оборудования зданий и бытовых энергопотребляющих устройств.

Однако данный потенциал оказался нераскрытым. Так, принятые ГОСТ Р 51388-99 «Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения» и ГОСТ Р 51380-99 «Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям» оказались практически не востребованными.

Торможение на витке

Новый виток развития нормативной правовой базы в области внедрения стандартов и маркировки энергетической эффективности связан с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон № 261-ФЗ ориентирован на: интеграцию в международную стратегию энергосбережения и повышения энергетической эффективности мировой экономики; создание системы стандартов и маркировки энергетической эффективности; защиту отечественного рынка от энергорасточительного оборудования как импортируемого, так и производимого на территории Российской Федерации; преодоление таможенных барьеров в международной торговле; гармонизацию нормативно-правовой и нормативно-технической базы энергосбережения и повышения энергетической эффективности с международными стандартами и стандарта и Европейского союза.

Внедрение стандартов и маркировки энергетической эффективности в рамках нового законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности связано с реализацией комплекса мер, включая:

- разработку и принятие новых и пересмотр действующих национальных стандартов и технических регламентов, распространяющихся на энергопотребляющее оборудование;

- создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая расширение объема официальной статистической информации;

- установление, с одной стороны, экономических стимулов к применению стандартов и маркировки энергетической эффективности, а с другой – обязательных требований по их применению и ответственности за нарушение данных требований.

Анализ первых полутора лет работы с момента принятия закона № 261-ФЗ показал, что формирование необходимой подзаконной нормативной правовой базы к нему осуществлялось с большими задержками, при этом качество принятых актов имеет серьезные недостатки, которые создают препятствия для эффективного применения законодательства.

Так, приказ Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. № 768 «Об утверждении Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара» вступил в силу только 14 декабря 2010 года, за 17 дней до вступления в силу требования о маркировке энергопотребляющих бытовых устройств, что, по существу, блокировало поставки на рынок как отечественной, так и импортной продукции. Многие торговые сети были вынуждены под угрозой штрафных санкций изъять энергопотребляющую продукцию из продажи, другие же – незаконно продавать немаркированную продукцию.

Перечни видов и категорий товаров (с учетом их характеристик), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, утвержденные соответственно постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1222 и приказом Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. № 769, в соответствии с ч. 2 ст. 10 закона № 261-ФЗ распространяются только на 16 видов энергопотребляющего оборудования, в то время как в мировой практике введены стандарты и маркировка более чем на 45 видов товаров и более чем на 100 категорий изделий. Правила осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности были утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 318, то есть более чем через год после вступления в силу закона № 261-ФЗ. Отсутствие данных правил существенно сдерживало развитие правоприменительной практики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в части соблюдения требований об обязательном указании классов энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 1 июня 2010 г. № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» в первом квартале 2011 года должна была быть создана государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Из-за задержек с финансированием данной работы формирование системы до настоящего времени не завершено и ввод ее в эксплуатацию перенесен на IV квартал. Именно эта система должна обрабатывать и предоставлять информацию о ходе реализации закона № 261-ФЗ и под-законных актов, включая данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров и данные о нарушениях законодательства.

Требования к маркировке энергетической эффективности, установленные в законодательстве об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, по существу, подменяют требования, которые при прочих равных условиях должны были бы быть установлены актами технического регулирования. В соответствии с законом № 184-ФЗ действующие в настоящее время требования используются до вступления в силу соответствующих технических регламентов, но после их введения в действие будут применятся в части, не противоречащей им.

В последнее время работы по техническому регулированию и стандартизации в области энергетической эффективности активизированы. Приказом Росстандарта от 9 июля 2009 г. № 1985 был создан Технический комитет№ 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент». В рамках деятельности комитета была разработана среднесрочная Программа развития национальных стандартов, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандартами в области энергоэффективности и энергосбережения на 2009–2011 гг. Однако программа получилась избыточной и охватывает несколько сотен национальных стандартов, большая часть которых только косвенно затрагивает вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

При этом в связи с формированием наднациональной системы технического регулирования в рамках ЕврАзЭс и Таможенного союза закон № 184-ФЗ утрачивает свою роль в качестве основополагающего акта Российской Федерации в области технического регулирования и ведущую роль в установлении технических требований энергетической эффективности в настоящее время будут играть нормативные акты, принимаемые наднациональными органами.

Так, в соответствии с п. 47 . Графика разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 492, ожидается разработка технического регламента Таможенного союза в области установления требований энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировки.

Не копирование, а проработка

В ходе реализации проекта «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации» были определены первоочередные шаги по совершенствованию законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и технического регулирования в данной области с учетом международного опыта, а также разработаны соответствующие предложения, включая проекты необходимых нормативно-правовых актов. Анализ отечественного законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и международного опыта внедрения стандартов и маркировки энергетической эффективности, проведенный в рамках проекта, позволил выявить следующие основные направления совершенствования нормативно-правовой и нормативно-технической базы:

- использование программного метода и разработку соответствующих программ и планов по внедрению стандартов и маркировки энергетической эффективности с указанием целевых показателей и мероприятий по их достижению;

- внедрение показателей стоимости жизненного цикла изделия (LCC) в дополнение к иным показателям энергетической эффективности при использовании маркировки энергетической эффективности и в системе государственных и муниципальных закупок;

- возврат к системе технического регулирования в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности и маркировки энергетической эффективности вместо ведомственного нормотворчества;

- систематизацию перечней разрабатываемых в настоящее время технических регламентов, национальных стандартов путем ограничения их минимально необходимыми, имеющими прямое отношение к энергосбережению и повышению энергетической эффективности актами;

- совершенствование мер экономического стимулирования и государственной поддержки, направленных на внедрение бытовых электроприборов и инженерного оборудования зданий высокой энергетической эффективности, поддержку отечественных производителей в части модернизации производства и повышения конкурентоспособности на основе использования лучших мировых технологий;

- развитие установленных законодательством требований в области обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров, включая систему законодательных ограничений производства и продажи оборудования низкой энергетической эффективности;

- внедрение системы мониторинга реализации законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и совершенствование системы государственной статистики.

На основе проведенного анализа были подготовлены проекты следующих первоочередных нормативных правовых актов, которые могут быть использованы для совершенствования российского законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внедрения системы стандартов и маркировки энергетической эффективности:

- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О техническом регулировании»;

- проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения повышения энергетической эффективности инженерного оборудования зданий и бытовых энергопотребляющих устройств».

Дальнейшее развитие проекта связано с детализацией предложенных мер государственного регулирования и формированием предложений по комплексному изменению и дополнению законодательства с учетом последних тенденций в зарубежных государствах, которые могли бы быть использованы уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также экспертным сообществом для формирования необходимой нормативно-правовой и нормативно-технической базы и сбалансированной практики ее применения.

Для справки:

В США была предложена система оценки энергоемкости изделий, получившая название Energy Guide. По этой системе из всего диапазона энергоемкости однотипных изделий выбирался 25-процентный диапазон наименьшего энергопотребления, обладатели которого получали престижный знак Energy Star. В Европе маркировка энергоэффективности была инициирована специалистами Германии, но вскоре стала системой всего Европейского союза. Отличие европейской модели от американской состоит в оценке энергоемкости изделий по семи классам (A–G), где класс А – самый энергоэффективный, G – самый энергорасточительный. К настоящему времени маркировкой энергоэффективности пользуются более 50 стран, модели которых близки или совпадают либо с американской, либо с европейской системой. При этом маркировка энергоэффективности, зародившись как система добровольной сертификации, к настоящему времени превратилась в действенный экономический и административный регулятор энергетической политики стран.

Новый импульс маркировка энергоэффективности получила в 2005 г. с введением критерия «Стоимость жизненного цикла» (Life Circle Cost). Показатель LCC, характеризующий стоимость изделий и издержки на энергию за период эксплуатации, оказался эффективно-экономической моделью, стимулирующей как покупательский спрос энергоэффективной техники, так и инвестиции в ее разработку.

* * *

Опыт ряда государств показывает возможность быстрого создания комплексной программы внедрения стандартов и маркировки энергетической эффективности, опираясь на результаты работы, проделанной другими государствами. В то же время западные постиндустриальные модели эффективны в определенных социально-экономических условиях, с учетом развитого рынка и правосознания. Поэтому при заимствовании соответствующих требований вместо их слепого копирования необходима не только серьезная техническая, но и экономическая и юридическая проработка.

Источник: Журнал "Энергоэффективность  и энергосбережение" № 10, 2011 г.


Начало активности (дата): 04.07.2012 09:32:25

← Возврат к списку


Страницы: 1 2 3 След.
0  
Rohan Smith
It was wondering if I could use this write-up on my other website, I will link it back to your website though. Snapchat app download
Имя Цитировать 0  
0  
Guest
The things you give are very convincing, I have read it many times and feel very logical. This is my own opinion, but many people may not be like that, but I hope you continue to develop to have more similar articles.

http://mutilateadoll2game.com/
Имя Цитировать 0  
0  
hilai
The information is very special, I will have to follow you, the information you bring is very real, reflecting correctly and objectively, it is very useful for society to grow together. happy wheels
Имя Цитировать 0  
0  
Guest
Имя Цитировать 0  
0  
liza
If you aren't already a contributor, you'll locate a free ESPN+ trial.

Select ESPN Account >> Log in to an ESPN account. Follow the next steps to trigger ESPN on your Roku: You may have only a few moments to use that code, and you are going to need to revisit the station configurations to have a fresh code. If you don't know your username and password, then you are going to need to speak to your provider.
If you register to ESPN+, subsequently
The ESPN channel should automatically trigger or log you over a few seconds. In the event you have more than one Roku, subsequently ESPN will be added to every Roku on your accounts, however you are going to need to trigger ESPN on every Roku by following this process for each device.
From the channel's home screen, scroll directly to the gear icon in the menu bar at the summit of the screen to get the Settings menu.
Enter the activation code displayed on your Roku and click the Continue button.
Enter the activation code displayed on your Roku and click the Continue button.
Concerning the Select Provider screen, select your satellite, cable, or even streaming TV service provider.



best web hosting
roku.com/link
roku.com/link
espn.com/activate
mcafee.com/activate
espn.com/activate
garmin updates
Dell printer customer service
xfinity.com/activate
pbs.org/activate
yahoo customer service
hbogo.com/activate
hulu activate
Имя Цитировать 0  
0  
roku.com/link
Имя Цитировать 0  
0  
IDN Poker
Kronospoker Situs Judi Online IDN PokerIDN Poker Mobile serta Agen Poker Terpercaya Indonesia untuk permainan Poker OnlineDomino Qiu QiuCemeqq, Capsa Susun dan Super10.
Имя Цитировать 0  
0  
Guest
Имя Цитировать 0  
0  
Guest
Great article. Thanks for sharing.
https://www.kuekong.com
https://www.queco.org
Имя Цитировать 0  
0  
Guest
Имя Цитировать 0  
Страницы: 1 2 3 След.
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений