Статьи

Маркировка: на что ориентироваться

4 Июл 2012

Маркировка и стандарты энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования получили распространение в международной практике с 90-х годов прошлого века. При этом требования по энергопотреблению изделий применялись и ранее, в том числе в СССР. Эти показатели включались в ГОСТы, технические условия, технические паспорта изделий. Значения показателей энергопотребления определялись в специальных лабораториях по стандартизированным методикам.

Александр Наумов, руководитель рабочей группы проекта «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации», к. т. н.

Алексей Туликов, руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГБУ «РЭА» Минэнерго России

Качественное отличие требований, которые были установлены в 1990-х годах, состояло в том, что были определены критерии сравнительного анализа энергопотребления однотипной техники, оформленные в так называемую модель «кодекса лучшей мировой практики». Суть модели состоит в сравнении удельных показателей энергоемкости для достижения полезного эффекта использования изделия. Нераскрытый потенциал.

Нераскрытый потенциал

Одна из главных задач проекта Минобрнауки России, Программы развития ООН и Глобального экономического фонда «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации» – способствовать продвижению маркировки и стандартов энергоэффективности в Российской Федерации на основе анализа международного опыта. Основное внимание в проекте уделено инженерному оборудованию зданий, включая водяные насосы промышленные кондиционеры, холодильные установки для цен-тральных систем кондиционирования, и бытовым электроприборам, в том числе холодильникам, морозильникам, стиральным машинам.

В России до недавнего времени основным законодательным актом, устанавливающим правовые основы деятельности в области энергосбережения, являлся Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении». Более чем за 13-летнюю историю применения данный федеральный закон так и не оправдал возложенных на него надежд. Связано это было, с одной стороны, с общей концепций и подходами к развитию законодательства, которые доминировали в середине 90-годов прошлого века. Так, большинство федеральных законов, включая закон № 28-ФЗ, которые были приняты в это время, носили рамочный характер. С другой стороны, на федеральном уровне отсутствовала устойчивая система управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности. Непродолжительная работа Госэнергонадзора не позволила добиться существенных сдвигов в данной области, за исключением активизации деятельности энергоаудиторов.

За период реализации закона № 28-ФЗ энергоемкость валового внутреннего продукта РФ снизилась незначительно, а ее разрыв по этому показателю с технически развитыми странами Европы, Америки и Азии только увеличился. К относительным успехам того периода можно отнести достигнутую экономию примерно в 20–30 % расходов тепловой энергии в системах отопления жилых и общественных зданий за счет нормативного повышения требований по теплозащите ограждающих конструкций зданий.

Тем не менее в законе № 28-ФЗ содержался определенный задел для формирования отечественной системы технического регулирования в области установления требований к энергетической эффективности продукции и производственных процессов. Так, в ст. 5 закона было предусмотрено, что в государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, было установлено требование о том, чтобы в соответствующую нормативно-техническую документацию включались показатели эффективного использования энергетических ресурсов.

При этом требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, были обязательны для выполнения на всей территории РФ.

Равным образом были установлены требования в отношении подтверждения соответствия показателям энергоэффективности в форме обязательной сертификации энергопотребляющей продукции любого назначения, а также энергетических ресурсов. При этом было определено, что соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования. Поскольку действовавшая н момент принятия закона № 28-ФЗ система технического регулирования, основу которой составляли законы РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» и от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», предусматривала возможность установления указанных требований и тем самым обеспечивала их обязательную силу, то можно утверждать, что на тот момент в законодательстве были созданы все необходимые предпосылки для развития стандартов и маркировки инженерного оборудования зданий и бытовых энергопотребляющих устройств.

Однако данный потенциал оказался нераскрытым. Так, принятые ГОСТ Р 51388-99 «Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения» и ГОСТ Р 51380-99 «Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям» оказались практически не востребованными.

Торможение на витке

Новый виток развития нормативной правовой базы в области внедрения стандартов и маркировки энергетической эффективности связан с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон № 261-ФЗ ориентирован на: интеграцию в международную стратегию энергосбережения и повышения энергетической эффективности мировой экономики; создание системы стандартов и маркировки энергетической эффективности; защиту отечественного рынка от энергорасточительного оборудования как импортируемого, так и производимого на территории Российской Федерации; преодоление таможенных барьеров в международной торговле; гармонизацию нормативно-правовой и нормативно-технической базы энергосбережения и повышения энергетической эффективности с международными стандартами и стандарта и Европейского союза.

Внедрение стандартов и маркировки энергетической эффективности в рамках нового законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности связано с реализацией комплекса мер, включая:

- разработку и принятие новых и пересмотр действующих национальных стандартов и технических регламентов, распространяющихся на энергопотребляющее оборудование;

- создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая расширение объема официальной статистической информации;

- установление, с одной стороны, экономических стимулов к применению стандартов и маркировки энергетической эффективности, а с другой – обязательных требований по их применению и ответственности за нарушение данных требований.

Анализ первых полутора лет работы с момента принятия закона № 261-ФЗ показал, что формирование необходимой подзаконной нормативной правовой базы к нему осуществлялось с большими задержками, при этом качество принятых актов имеет серьезные недостатки, которые создают препятствия для эффективного применения законодательства.

Так, приказ Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. № 768 «Об утверждении Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара» вступил в силу только 14 декабря 2010 года, за 17 дней до вступления в силу требования о маркировке энергопотребляющих бытовых устройств, что, по существу, блокировало поставки на рынок как отечественной, так и импортной продукции. Многие торговые сети были вынуждены под угрозой штрафных санкций изъять энергопотребляющую продукцию из продажи, другие же – незаконно продавать немаркированную продукцию.

Перечни видов и категорий товаров (с учетом их характеристик), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, утвержденные соответственно постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1222 и приказом Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. № 769, в соответствии с ч. 2 ст. 10 закона № 261-ФЗ распространяются только на 16 видов энергопотребляющего оборудования, в то время как в мировой практике введены стандарты и маркировка более чем на 45 видов товаров и более чем на 100 категорий изделий. Правила осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности были утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 318, то есть более чем через год после вступления в силу закона № 261-ФЗ. Отсутствие данных правил существенно сдерживало развитие правоприменительной практики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в части соблюдения требований об обязательном указании классов энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 1 июня 2010 г. № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» в первом квартале 2011 года должна была быть создана государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Из-за задержек с финансированием данной работы формирование системы до настоящего времени не завершено и ввод ее в эксплуатацию перенесен на IV квартал. Именно эта система должна обрабатывать и предоставлять информацию о ходе реализации закона № 261-ФЗ и под-законных актов, включая данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров и данные о нарушениях законодательства.

Требования к маркировке энергетической эффективности, установленные в законодательстве об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, по существу, подменяют требования, которые при прочих равных условиях должны были бы быть установлены актами технического регулирования. В соответствии с законом № 184-ФЗ действующие в настоящее время требования используются до вступления в силу соответствующих технических регламентов, но после их введения в действие будут применятся в части, не противоречащей им.

В последнее время работы по техническому регулированию и стандартизации в области энергетической эффективности активизированы. Приказом Росстандарта от 9 июля 2009 г. № 1985 был создан Технический комитет№ 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент». В рамках деятельности комитета была разработана среднесрочная Программа развития национальных стандартов, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандартами в области энергоэффективности и энергосбережения на 2009–2011 гг. Однако программа получилась избыточной и охватывает несколько сотен национальных стандартов, большая часть которых только косвенно затрагивает вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

При этом в связи с формированием наднациональной системы технического регулирования в рамках ЕврАзЭс и Таможенного союза закон № 184-ФЗ утрачивает свою роль в качестве основополагающего акта Российской Федерации в области технического регулирования и ведущую роль в установлении технических требований энергетической эффективности в настоящее время будут играть нормативные акты, принимаемые наднациональными органами.

Так, в соответствии с п. 47 . Графика разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 492, ожидается разработка технического регламента Таможенного союза в области установления требований энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировки.

Не копирование, а проработка

В ходе реализации проекта «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации» были определены первоочередные шаги по совершенствованию законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и технического регулирования в данной области с учетом международного опыта, а также разработаны соответствующие предложения, включая проекты необходимых нормативно-правовых актов. Анализ отечественного законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и международного опыта внедрения стандартов и маркировки энергетической эффективности, проведенный в рамках проекта, позволил выявить следующие основные направления совершенствования нормативно-правовой и нормативно-технической базы:

- использование программного метода и разработку соответствующих программ и планов по внедрению стандартов и маркировки энергетической эффективности с указанием целевых показателей и мероприятий по их достижению;

- внедрение показателей стоимости жизненного цикла изделия (LCC) в дополнение к иным показателям энергетической эффективности при использовании маркировки энергетической эффективности и в системе государственных и муниципальных закупок;

- возврат к системе технического регулирования в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности и маркировки энергетической эффективности вместо ведомственного нормотворчества;

- систематизацию перечней разрабатываемых в настоящее время технических регламентов, национальных стандартов путем ограничения их минимально необходимыми, имеющими прямое отношение к энергосбережению и повышению энергетической эффективности актами;

- совершенствование мер экономического стимулирования и государственной поддержки, направленных на внедрение бытовых электроприборов и инженерного оборудования зданий высокой энергетической эффективности, поддержку отечественных производителей в части модернизации производства и повышения конкурентоспособности на основе использования лучших мировых технологий;

- развитие установленных законодательством требований в области обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров, включая систему законодательных ограничений производства и продажи оборудования низкой энергетической эффективности;

- внедрение системы мониторинга реализации законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и совершенствование системы государственной статистики.

На основе проведенного анализа были подготовлены проекты следующих первоочередных нормативных правовых актов, которые могут быть использованы для совершенствования российского законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внедрения системы стандартов и маркировки энергетической эффективности:

- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О техническом регулировании»;

- проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения повышения энергетической эффективности инженерного оборудования зданий и бытовых энергопотребляющих устройств».

Дальнейшее развитие проекта связано с детализацией предложенных мер государственного регулирования и формированием предложений по комплексному изменению и дополнению законодательства с учетом последних тенденций в зарубежных государствах, которые могли бы быть использованы уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также экспертным сообществом для формирования необходимой нормативно-правовой и нормативно-технической базы и сбалансированной практики ее применения.

Для справки:

В США была предложена система оценки энергоемкости изделий, получившая название Energy Guide. По этой системе из всего диапазона энергоемкости однотипных изделий выбирался 25-процентный диапазон наименьшего энергопотребления, обладатели которого получали престижный знак Energy Star. В Европе маркировка энергоэффективности была инициирована специалистами Германии, но вскоре стала системой всего Европейского союза. Отличие европейской модели от американской состоит в оценке энергоемкости изделий по семи классам (A–G), где класс А – самый энергоэффективный, G – самый энергорасточительный. К настоящему времени маркировкой энергоэффективности пользуются более 50 стран, модели которых близки или совпадают либо с американской, либо с европейской системой. При этом маркировка энергоэффективности, зародившись как система добровольной сертификации, к настоящему времени превратилась в действенный экономический и административный регулятор энергетической политики стран.

Новый импульс маркировка энергоэффективности получила в 2005 г. с введением критерия «Стоимость жизненного цикла» (Life Circle Cost). Показатель LCC, характеризующий стоимость изделий и издержки на энергию за период эксплуатации, оказался эффективно-экономической моделью, стимулирующей как покупательский спрос энергоэффективной техники, так и инвестиции в ее разработку.

* * *

Опыт ряда государств показывает возможность быстрого создания комплексной программы внедрения стандартов и маркировки энергетической эффективности, опираясь на результаты работы, проделанной другими государствами. В то же время западные постиндустриальные модели эффективны в определенных социально-экономических условиях, с учетом развитого рынка и правосознания. Поэтому при заимствовании соответствующих требований вместо их слепого копирования необходима не только серьезная техническая, но и экономическая и юридическая проработка.

Источник: Журнал "Энергоэффективность  и энергосбережение" № 10, 2011 г.


Начало активности (дата): 04.07.2012 09:32:25

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений