Статьи

Энергосбережение по всем фронтам

15 Май 2014

Программа повышения энергетической эффективности в России переживает модернизацию: цели остаются прежними (понизить к 2020 году энергоемкость ВВП на 40 процентов), а вот методы меняются. 

Теперь в сфере внимания властей не только бюджетные учреждения, но и крупный бизнес. Потому что большой экономии можно добиться только там, где большие объемы. В связи с этим увеличивается роль в реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности предприятий производства, передачи электроэнергии и крупных потребителей.

drozdov_cr.jpg

Начать с себя

О необходимости всячески экономить ресурсы в России говорили давно, но цели и задачи были систематизированы, а работа в целом выведена на новый уровень менее десяти лет назад. Если раньше страна пыталась развиваться только за счет наращивания объемов производства, то в последние годы преобладает смешанный путь – наращивание объемов и снижение издержек.

Главная цель любой энергосберегающей политики – не тотальное сокращение расхода всех энергоресурсов, а оптимизация их потребления. Поэтому речь изначально шла о необходимости рационального использования ресурсов.

В июне 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». В нем предписано к 2020 году снизить энергоемкость ВВП РФ не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом, а также обеспечить рациональное и экологически ответственное использование энергетических ресурсов. Некоторые основные требования, необходимые для достижения этой цели, разработало Министерство энергетики РФ: в конце 2009 года вступил в силу федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Он вводил запрет на частичный оборот энергорасточительных товаров, прописывал требования по установке приборов учета используемых энергоресурсов, требования к зданиям, строениям и сооружениям, меры по повышению энергоэффективности в жилом фонде, в государственном секторе, в частном секторе экономики и др.

Власти решили, что начинать надо с себя – все бюджетные учреждения обязали провести энергетические обследования. Огромная роль в реализации мероприятий, предусмотренных законом, ложилась на регионы. Каждый субъект РФ, а также каждый муниципалитет должны были разработать программу по энергосбережению и обеспечить ее реализацию.

На откуп регионам

В Томской области региональная программа по энергосбережению появилась задолго до выхода ФЗ №261, еще в прошлом веке. Но после вступления в силу закона нужно было разработать новую программу, которая бы соответствовала всем федеральным требованиям. Такая программа была разработана и в регионе, и в каждом районе области.

В первое время политика по энергосбережению была направлена на то, чтобы всесторонне оценить ситуацию, выявить все имеющиеся проблемы, «черные дыры» в потреблении энергии. На это ушло четыре года – с 2009 по 2012 включительно.

В каждом регионе была создана некая управляющая структура для реализации мероприятий, заложенных в законе об энергосбережении. В большинстве субъектов РФ подобный контроль доверили профильным структурам – министерствам и департаментам по энергетике. В Томской области эти функции на себя взял отдел по энергосбережению департамента экономики администрации региона.

– Департамент экономики является межотраслевым, поэтому может оценить ситуацию со стороны и правильно выстроить все процессы, – объясняет такой выбор председатель Комитета координации реформы энергосбережения департамента экономики администрации Томской области Артем Дроздов.

Выстраивать пришлось многое. ФЗ №261 указывает на то, что нужно сделать – провести энергетические обследования во всех бюджетных учреждениях, заменить счетчики, обучить специалистов, курирующих энергосбережение и так далее. Однако в законе не было прописано, как это должно происходить. Поэтому специалисты областного департамента экономики разрабатывали методологию, техническое задание, типовой договор на проведение энергоаудита – то есть всячески помогали бюджетным учреждениям. Отдельной и непростой задачей было, например, объяснить директорам школ необходимость проведения энергетических обследований и рассказать, какое место они занимают во всем процессе управления энергохозяйством учреждения.

Комплексный подход

Результат достигнут – почти в 100 процентах бюджетных учреждений области проведены энергетические обследования и обновлены приборы учета.

– На общем уровне картина была ясна и без обследований:  всем ясно, что инженерные сети в школах и прочих учреждениях старые и очень ветхие, – говорит Артём Дроздов. – Но когда конкретно, по каждому учреждению, по каждой сети видно, в чем проблема, как ее можно исправить и сколько это будет стоить – это очень важно.

Следующий шаг напрашивается сам собой – устранение проблем,которые были выявлены в ходе обследований. Проблем, как иожидалось, было выявлено много. И если на аудит федеральнойи областной субсидии хватало, точтобы заткнуть «черные дыры»в энерго– и ресурсоснабжениитолько в бюджетных учреждениях,нужны миллиарды рублей. Которые ни областной, ни федеральный бюджет выделить не способны.

В Томской области нашли способ, позволяющий и повысить энергоэффективность, и в целом улучшить состояние государственных и муниципальных учреждений – комплексные энергоэффективные проекты. В таких проектах ставка делается не на разовые мероприятия, а на комплексную модернизацию, что в итоге позволяет получить лучшие показатели при оптимальных затратах за счет объединения разных бюджетных источников финансирования.

Кроме того, стоит отметить эффективность отраслевых подпрограмм, среди которых «Повышение энергетической эффективности котельных в Томской области», «Школьное окно» и др. Для Томской области подобные вещи очень важны, потому что бюджетные потребители составляют огромный пласт в энергоемкости региона. Однако это способно решить проблему лишь частично. К тому же в Минэнерго сочли, что модернизировать учреждения за счет средств программы по энергосбережению – не очень правильно, более верно направлять средства на крупные проекты муниципального значения.

В дальнейшем реализовывать некоторую часть мероприятий планируется за счет энергосервисных контрактов – очень популярного в Европе механизма. По нему инвестор получает прибыль за счет снижения энергозатрат благодаря проведенной модернизации. Планируется, что этот механизм, пусть и с оговорками (в большинстве учреждений ситуация с инженерной инфраструктурой слишком плохая, чтобы можно было сразу говорить об экономии), но расширит сферу применения в 2014-2015 годах.

По-крупному

Экономить электроэнергию и прочие ресурсы можно на всех стадиях: производство, транспортировка и потребление. Первые годы регионы занимались преимущественно только третьей частью, причем не всей, а, в основном, бюджетными организациями. Теперь Министерство энергетики РФ призывает регионы обратить внимание на производителей и транспортировщиков энергии, а также на крупных потребителей.

Проблема в том, что большинство из организаций, которые относятся к этим группам – частные или получастные структуры. То есть обязать их реализовывать мероприятия по энергосбережению достаточно проблематично. С другой стороны, эти организации, как и любой бизнес, думают о своем развитии и модернизации. И стараются не только повысить объемы,но и снизить издержки. Поэтомупочти у всех есть инвестпрограммы, подразумевающие, в том числе, и мероприятия по повышениюэнергетической эффективности.В рамках реализации политики предлагается объединить средства и усилия между такими организациями и структурами власти для получения общего результата.

– Возьмем для примера какую-нибудь теплоснабжающую организацию, – рассказывает Артем Дроздов. – У них есть инвестиционная программа, состоящая из ряда мероприятий – замены задвижек, котлов, перекладки труб итак далее. Она разбита по годам и всумме составляет, условно говоря,100 миллионов рублей. Допустим,что в год компания может тратитьна развитие только 20 миллионоврублей. Новые подходы Минэнерго говорят о том, что мы можем деньги из федерального и областного бюджета направлять в помощь крупным компаниям, чтобы компенсировать часть затрат на закупку оборудования, например, по расширению сетей для подключения новых жилых домов, по ремонту сетей, строительству новых источников тепла и т.д.

Субсидия предоставляется на выгодных условиях: на один бюджетный рубль требуется привлечение двух внебюджетных. По расчету Минэнерго, такое софинансирование позволит многим компаниям осуществить те необходимые региону мероприятия по модернизации и снижению энергоемкости, которые они откладывают из-за нехватки средств.

В 2015 году Томская область планирует опробовать новую схему по всем трем направлениям – производители, транспортировщики и крупные потребители энергии, в том числе, бюджетная сфера как единый потребитель. В каждой из групп будет выбрано по одному предприятию, причем обязательно с государственным участием. Большая роль в реализации политики по энергосбережению отводится Центру по энергосбережению Томской области, который будет являть собой региональный институт развития.

Александр Иванов

Начало активности (дата): 15.05.2014

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений