Статьи

Политика по повышению энергоэффективности в Томской области переходит в новую фазу

26 Мар 2014

О реализации в Томской области требований, заложенных в ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», о вводе системы управления энергохозяйством государственных учреждений, а также о потенциале использования возоб­новляемых источников энергии в нашем регионе рассказывает председатель комитета координации реформы энерго­сбережения областного департамента экономики Артем Дроздов.

drozdov_cr.jpg

Платформа готова

– Артем Александрович, как проходит реализация областной программы повышения энергетической эффективности?

– Мы завершили первый этап: выполнили все основные требования, заложенные в законе об энергосбережении. В 99% государственных учреждений провели энергетические обследования, разработали программы по энергосбережению, установили приборы учета ресурсов, обучили ответственных за энергосбережение. Это было необходимо сделать, чтобы осознанно и системно перейти к реализации конкретных мероприятий по оздоровлению энергохозяйства учреждений бюджетной сферы.

– Получается, следующий этап реформы энерго­сбережения – реализация конкретных проектов по повышению энергоэффективности. Какие проблемы могут возникнуть на этом пути?

– Обследования показали, что для реализации мероприятий нужны огромные средства, и денег ни федерального, ни регионального бюджета для этого явно не хватит. В отношении бюджетной сферы применим механизм энергосервисных контрактов для окупаемых мероприятий. При этом неокупаемые затраты лежат на плечах регионального бюджета. Поэтому предстоит объединять средства, которые областные учреждения получают по программам капремонта и по программе энергосбережения. Объединение средств будет происходить под эгидой комплексной модернизации учреждений. Нужно, чтобы этот механизм заработал, а сформулировать его – одна из целей 2014 года. Это что касается бюджетной сферы, так как реализация политики с 2015 года будет в основном настроена на промышленный сектор, но это отдельная тема для разговора.

– Для этого вы ждете больше активности от энергосервисных компаний?

– Мы ждем большей активности от учреждений бюджетной сферы. Руководителям учреждений, в первую очередь как управленцам, необходимо при модернизации учреждений использовать все существующие механизмы финансирования.

Мы же, в свою очередь, готовы обеспечить необходимую методологическую поддержку. Например, сейчас на примере одного из департаментов прорабатывается положение о возможности распределения средств, высвобожденных за счет экономии энергоресурсов, в пользу фонда оплаты труда. Данная норма есть в ФЗ № 261, но в региональные нормы по цепочке «департамент финансов – отраслевой департамент – учреждение» она никак не встроена.

Правда мы видим некоторую проблему в том, что энерго­аудитом и энергосервисом по закону должны быть две разные организации. Это сделано для защиты конкуренции, но энергосервисные компании зачастую не доверяют проведенным кем-то другим энергетическим обследованиям. И у них есть на то основания, которые явились следствием стихийно сформированного после выхода ФЗ № 261 рынка аудиторов, живущих за счет бюджетных средств.

Реализация механизма энергосервисных контрактов, при котором контракт является частью комплекса процессов по модернизации учреждения, начнется в 2015 году. Если бы энергосервис не был отделен от энергоаудита, то все было бы намного проще и эффективнее. Впрочем, какая-то часть энергосервисных контрактов в областных и муниципальных государственных учреждениях уже заключена.

Польза от ЕРИС

– Что последует за кампанией по установке приборов учета потребления всех энергоресурсов?

– В этом году мы планируем опробовать единую региональную информационную систему (ЕРИС) управления энергохозяйством государственных учреждений. В ближайшее время к ней будут подключены первые десять организаций. Информация со всех приборов учета в них будет доступна в одном месте. Это позволит улучшить и внешний, и внутренний контроль: благодаря статистике можно будет оценить не расчетную, а реальную эффективность от каких-либо мероприятий по повышению энергоэффективности, лучше планировать расходы на ЖКХ и так далее. Например, организация установила тепловой узел с погодным регулированием. С помощью баз данных можно будет сравнить энергопотребление до и после и выработать рекомендации для других учреждений.

Вопрос ребром

– Актуальны ли для Томской области возобновляемые источники энергии и местные энергоресурсы?

– Использование возобновляемых источников энергии в нашем регионе технически возможно в конкретных районах и экономически обосновано. Мы совместно с Международной финансовой корпорацией, Томским центром ресурсосбережения и энергоэффективности, Томским политехническим университетом, и в частности с профессором Борисом Лукутиным, проделали большую работу по учету и оценке использования всех возможных ВИЭ в Томской области: энергии солнца, ветра и воды, торфа, геотермальных вод, древесного топлива. Идейным вдохновителем и куратором работы выступил профессор Лукутин. Получившаяся картина представлена на сайте green.tsu.ru/tomres. Там же есть информация обо всех действующих локальных традиционных источниках энергии. Просчитать экономическую целесообразность замены дизельных электростанций на ветросолнечные или угольных котельных на древесные теперь можно на любой территории. Дополнительный потенциал появляется у местных энергоресурсов. У нас огромные запасы древесины, а соответственно, и отходов. Зачем мы возим уголь из Кемеровской области? Например, в Верхнекетском районе отходов деревообработки достаточно, чтобы обеспечить работу всех котельных муниципального образования на долгие годы. Многие районы могут выиграть от замены дизельных электростанций и котельных на газогенераторные станции. Нужно ответить на принципиальный вопрос: принимаем ли мы ВИЭ в региональную экономику, а соответственно, в топливно-энергетический баланс или нет? Мы считаем, что возобновляемая энергетика Томской области нужна. Но окончательное решение должно быть принято на уровне руководства региона. В ближайшее время будет проведено совместное заседание, где мы соберем всех заинтересованных лиц, представим свои наработки и поднимем этот вопрос.

Энергосбережение по всем фронтам

С вступлением в силу ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в Томской области была разработана долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Томской области на 2010–2012 годы и на перспективу до 2020 года». Программы энергосбережения разработаны и утверждены всеми 20 муниципальными образованиями Томской области.

Начало активности (дата): 26.03.2014

← Возврат к списку