2 Сен 2010
Отметим наиболее существенные изменения, внесенные в требования некоторых основополагающих статей новой Директивы EPBD.
Ст. 3. Выбор методологии вычисления энергетических характеристик зданий
Страны-члены ЕС должны применить методологию расчетов энергетических характеристик зданий в соответствии с общими правилами, изложенными в приложении I, которое содержит некоторые новые требования и учитывает важные европейские стандарты:
1. Энергетические характеристики здания должны определяться на основе расчетного или фактического ежегодного потребления энергии, которая расходуется на различные типичные нужды. Эти характеристики должны отражать потребности на отопление и охлаждение зданий (исключая перетопы), чтобы поддерживать заданное качество внутреннего микроклимата здания, и потребности в горячей воде.
2. Энергетические характеристики здания должны быть выражены в понятной форме и отражены конкретными значениями. Обязательно указывать числовое значение использования первичной энергии (топлива), рассчитанное на основе ежегодных данных, учитывающих все национальные и региональные особенности, включая ее добычу и транспортировку. Методология вычисления энергетических характеристик зданий должна учитывать действующие европейские стандарты и быть совместимой с соответствующим законодательством ЕС, включая Директиву 2009/28/EC о содействии использования энергии от возобновляемых источников.
Ст. 4. Регулирование требований к энергетическим характеристикам зданий
Страны-члены ЕС должны принять необходимые меры, чтобы гарантировать, что установлены минимально возможные национальные требования к энергетическим характеристикам зданий или их инженерным системам и одновременно достигнуты оптимальные уровни стоимости энергосберегающих мероприятий для их достижения. Определение последних выполняется в соответствии с методологией, приведенной в ст. 5.
Ст. 5. Вычисление оптимальных экономических затрат
Комиссия ЕС должна установить к 30 июня 2011 года структуру сравнительной методологии для вычисления оптимальных уровней стоимости энергосберегающих мероприятий в процессе достижения минимальных требований энергетических характеристик зданий и их инженерных систем. Данная структура должна быть разработана в соответствии с новым приложением I и дифференцироваться между новыми и существующими зданиями, а также учитывать различные категории зданий.
Ст. 6. Новые здания
Новые здания должны удовлетворять набору минимальных требований к энергетическим характеристикам в соответствии со ст. 4. На стадии проектирования здания необходимо просчитать техническую, экологическую и экономическую возможности применения доступных альтернативных источников энергии, таких как:
Ст.7. Существующие здания
Энергетические характеристики существующих зданий после проведения в них капитального ремонта или частичной модернизации должны удовлетворять комплексу минимальных требований, предъявляемых к ним в соответствии со ст. 4, насколько это возможно выполнить технически, функционально и экономически. Требования будут относиться к отремонтированному зданию в целом или отдельному инженерному узлу. В этих зданиях, также как и в новых, необходимо рассмотреть возможность применения дополнительных альтернативных источников энергии.
Ст. 8. Инженерные системы зданий
C целью оптимизации использования энергии инженерным оборудованием зданий установлены нормативы к отдельным системам здания, распространяющиеся на все их энергетические характеристики, включая задачи правильной установки и эксплуатации, подбора соответствующих габаритов, регулирования и контроля. Данные требования применимы для инженерных систем как новых, так и существующих зданий после замены или частичной модернизации в них инженерных систем, к числу которых относятся:
Ст. 9. Здания с минимальным или нулевым потреблением энергии
Страны-члены ЕС должны гарантировать, что:
Должны быть составлены государственные национальные планы для увеличения количества зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии. Планы могут разбиваться на этапы, включающие различные категории зданий.
Ст. 9а. Экономические стимулы и рыночные барьеры
Рассматриваются возможности ускорения процесса внедрения новых улучшенных нормативов к энергетическим характеристикам зданий и увеличения доли зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии благодаря соответствующему финансированию и применению различных экономических инструментов. Страны-члены ЕС должны разработать стратегию и определить конкретные экономические стимулы и выявить препятствия, учитывая национальные особенности.
Ст. 10 Энергетический сертификат здания
1. Страны-члены ЕС должны сформулировать необходимые критерии для создания системы сертификации по энергетическим характеристикам зданий (энергетический паспорт). Энергетический сертификат должен включать фактические значения энергетических характеристик здания и их нормативные значения, соответствующие минимальным требованиям Директивы. Это позволит владельцам или арендаторам оценить энергопотребление здания в целом или отдельной инженерной системы. Энергетический сертификат может включать дополнительную информацию, например ежегодное энергопотребление для общественных зданий, процентную долю энергии, полученную от возобновляемых источников, в общем энергопотреблении здания и т. п.
2. Энергетический сертификат должен включать рекомендации по улучшению стоимостных показателей для здания в целом или его инженерного оборудования, если при сравнении фактических значений энергетических характеристик здания с нормативными (указанными в Директиве) энергосберегающий потенциал незначителен.
3. Рекомендации, включенные в энергетический сертификат здания, должны касаться:
4. Энергетический сертификат должен включать указание, как владелец или арендатор могут получить более подробную информацию, включая данные о рентабельности энергосберегающих рекомендаций, предлагаемых сертификатом.
Ст.11. выдача энергетических сертификатов
Страны-члены ЕС должны гарантировать, что энергетический сертификат обязательно будет выдаваться на:
Энергетический сертификат общественных зданий (общей полезной площадью более 500 м2***), занимаемых органами государственной власти и активно посещаемых населением, должен находиться в доступном месте.
Ст.13. Проверки систем отопления
Предполагается обеспечить регулярный осмотр доступных частей отопительных систем, таких как система регулирования отоплением и циркуляционные насосы, с котлами эффективной номинальной тепловой мощностью более 20 кВт. Осмотр должен включать оценку эффективности котла и его настройку в соответствии с требованиями здания.
Ст. 14. Осмотр систем вентиляции и кондиционирования воздуха
Вводится обязательный регулярный осмотр доступных частей систем вентиляции и кондиционирования воздуха эффективной номинальной мощностью более 12 кВт. Проверка оборудования должна включать оценку эффективности данных системы и их настройку в соответствии с потребностями здания. После этого перенастройка системы вентиляции и кондиционирования воздуха производится только в случае, если была произведена какая-либо замена оборудования, или с целью достижения нормативных требований по охлаждающим показателям здания. Возможно уменьшить частоту проведения таких осмотров или облегчить их за счет, например, совмещения автоматического контроля и системы управления.
Ст. 15. Отчеты по результатам осмотра систем отопления и кондиционирования воздуха
Отчеты по результатам проверки систем отопления и кондиционирования воздуха должны составляться после каждой проверки (какие показатели должны содержать отчет, приводится в ст. 13, 14.). Помимо результатов, они должны давать рекомендации по повышению эффективности работы осмотренной системы.
Ст. 16.Экспертиза
Страны-члены ЕС должны гарантировать, что энергетический сертификат зданий и проверки систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха будут выполняться независимыми и компетентными экспертами, которые должны быть аккредитованы и могут работать как самостоятельно, так и в государственных или частных предприятиях.
СТ.17. Независимые органы надзора
Независимые органы надзора за энергетическими сертификатами здания и отчетами по результатам осмотров систем отопления и кондиционирования воздуха создаются в соответствии с приложением II новой Директивы. Страны-члены ЕС могут сформировать отдельно дополнительные органы, контролирующие данное направление.
Итак, перед Европой стоит сложная задача по внедрению новых требований, повышающих энергоэффективность зданий и уделяющих большое внимание экологическим аспектам. Важное требование о повышении качества внутреннего воздуха приводится в нескольких статьях новой Директивы EPBD, но пока остается открытым вопрос: каким образом проблемы внутреннего микроклимата могут быть включены в энергетические сертификаты зданий?
Материал предоставлен журналом REHVA (№ 2, 2010 год)
* В статье «Новые требования к энергетическим характеристикам зданий в Европе» (Энергосбережение, 2009, № 3, с. 50) сообщалось о внесении некоторых изменений в статьи действующей Директивы EPBD, принятой в 2002 году.
** Через 5 лет после вступления в силу новой Директивы EPBD (ст. 25) порог по площади общественных зданий будет снижен до 250 м2.
*** То же.
Опубликовано в журнале "Энергосбережение" №4/2010
Начало активности (дата): 02.09.2010