Статьи

Энергосбережение как главная составляющая управления многоквартирными домами

1 Июн 2010

В настоящее время в России уделяется особое внимание проблемам энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрим возможности повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) в условиях реформирования отрасли и становления новых схем договорных отношений управляющей компании с потребителями жилищно-коммунальных услуг и поставщиками ресурсов на примере сферы ЖКХ г. Екатеринбурга.

Д. Г. Высокинский, начальник финансово-экономического отдела ЗАО «УК “Верх-Исетская”»

Прежде чем сформулировать возможные пути повышения энергоэффективности МКД, проанализируем сложившуюся ситуацию в ЖКХ и созданную правовую среду, а также обозначим основные проблемы энергосбережения в МКД.

В стране наблюдается рост тарифов на энергоресурсы при снижении качества услуг, что имеет множество причин и предпосылок, усиливающихся в условиях длительного реформирования жилищно-коммунальной отрасли, а также мирового экономического кризиса. В прошлые годы низкая стоимость энергоносителей делала экономически нецелесообразным строительство зданий с высоким сопротивлением теплопередаче наружных ограждающих конструкций. Отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, природного газа приводило к их расточительному использованию. Также повышенному потреблению энергоресурсов способствует невысокая эффективность автономных теплогенераторов и бытовых электроприборов [1]. Это усугубляется низкой культурой населения в части энергосберегающего потребления и значительными потерями во внутридомовых и магистральных сетях. Можно признать, что в России самая затратная и неэффективная энергетика именно в сфере ЖКХ.

В рассматриваемых далее примерах в качестве ответственного лица за содержание многоквартирного дома и исполнителя жилищно-коммунальных услуг будем рассматривать управляющую компанию как наиболее оптимальный способ управления многоквартирным домом.

Как правило, при отсутствии приборов учета энергоресурсов предоставление коммунальных услуг является финансовым бременем, которое вынуждена нести управляющая компания. Связано это с использованием ресурсоснабжающими организациями балансового метода учета расходов коммунальных ресурсов, когда потери энергии, вызванные износом магистральных инженерных сетей (не относящихся к балансовой принадлежности МКД), списываются в качестве расходов энергии конкретных многоквартирных домов. В свою очередь управляющая компания производит начисление за пользование коммунальными услугами по нормативам потребления (установленным органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года) и несет прямые убытки из-за разницы значений объемов потребления, начисленных потребителю и предъявленных ресурсоснабжающей организации [2].

Расчеты потребителей за коммунальные услуги осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу), установленных государственными органами регулирования тарифов для реализации поставщиками коммунальных ресурсов производственных и инвестиционных программ развития.

Частные компании, оказывающие коммунальные услуги, так же как и частные операторы, управляющие коммунальными сетями, являются заложниками действующей системы регулирования тарифов и нормативов. Сфера обеспечения энергоресурсами находится между большой политикой и большой энергетикой. С одной стороны, правила игры (утверждение тарифов и нормативов) определяют федеральная власть и органы местного самоуправления, у управляющих организаций нет возможности влиять на эти процессы. С другой стороны, коммунальная сфера замкнута на естественные монополии. У покупателей коммунальных ресурсов (управляющих организаций) практически нет выбора поставщика, а значит – возможности влиять на стоимость товара. Кроме того, тарифы и нормативы меняются каждый год, что не дает управляющим компаниям возможности составления долгосрочных бизнес-планов. Поэтому в современных условиях управляющие компании практически не имеют возможности зарабатывать на продаже энергоресурсов [3].

Таким образом, управляющая компания, не имея прибавочной стоимости при оказании коммунальных услуг, должна сама обезопасится от убытков и в интересах жителей заниматься  общедомовых (ОПУ) и индивидуальных (квартирных) приборов учета (ИПУ) энергоресурсов

В случае нехватки финансирования со стороны государства необходимо проводить общее собрание собственников и представлять жителям подробный бизнес-план установки прибора учета с указанием выгоды как для жителей, так и для управляющей компании. Например, для жителя повышается размер платы за капитальный ремонт в течение определенного периода (1–2 года), но установка прибора учета позволяет существенно снизить размер платы за коммунальные услуги [2].

Повышению энергоэффективности также может служить привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.) [3].

К числу законодательных и нормативно-правоых актов, направленнх на решение проблем энергосбережения в России, можно отнести следующие ( представлены в хронологическом порядке):

  • Федеральный закон от 03.04.1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
  • Правила проведения энергетических обследований организаций, утвержденные Минтопэнерго РФ 25.03.1998 года.
  • Постановление Правительства РФ от 15.06.1998 года № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России».
  • Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 года № 1234-р.
  • Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ «Об утверждении рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)» № 141 от 04.07.2006 года.
  • Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В развитие нового Федерального закона № 261-ФЗ должны быть приняты специальные нормы и правила, пересмотрены действующие нормативы в строительстве, приняты соответствующие технологические регламенты и система экологических стандартов. Новый федеральный закон принципиально отличается от предыдущего (№ 28-ФЗ) даже определениями основных понятий в сфере энергосбережения. Данный нормативный акт регулирует отношения в части всех энергоресурсов, включая воду, в рамках систем централизованного снабжения.

Схема реализации комплексных мер по энергосбережению МКД

Реализацию комплексных мероприятий по энергосбережению МКД предлагается осуществлять согласно схеме, которая предусматривает вовлечение в процесс решения системных задач по энергосбережению МКД и взаимодействие всех социальных институтов: органов государственной власти, органов контроля и органов регулирования отношений в сфере ЖКХ в лице саморегулируемых организаций (СРО), бизнес-сообщества, научной среды и общественности, каждый из которых должен выполнять свои функции.

Функции власти

Органы власти (федеральные, региональные, муниципальные) разрабатывают стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, обеспечивают энергетическую безопасность территории. Не принимают непосредственного участия в отношениях, возникающих между субъектами хозяйствования в ЖКХ (за исключением регулирования тарифов естественных монополий и выполнения социальных обязательств).

Контролирующие органы осуществляют контроль за соблюдением жилищного законодательства, законов по энергосбережению и защите прав потребителей, а также правильностью формирования тарифов на коммунальные услуги.

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли или рынка предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. СРО обеспечивает необходимый образовательный и профессиональный уровень органов управления МКД. В СРО состоят абсолютно все управляющие компании и ТСЖ, что обеспечивает необходимый уровень профессионализма органов управления домами.

Таблица
Структура энергетического паспорта МКД
Статические данные Динамические данные
Общая характеристика проекта здания Количество проживающих
Расчетные характеристики здания Оснащенность индивидуальными приборами учета (по всем коммунальным ресурсам (КР))
Сведения о функциональном назначении и типе здания Доля энергетических расходов в общих расходах МКД
Объемно-планировочные и компоновочные показатели здания Удельный расход каждого КР на одного проживающего в год
Показатели энергоэффективности и теплотехнические показатели Удельный расход каждого КР на 1 м2 общей площади МКД в год
Сведения о сопоставлении с нормируемыми показателями Доля затрат в местах общего пользования для каждого КР
Рекомендации по повышению энергоэффективности здания Расчетные потери КР в сетях
Класс энергоэффективности здания Планируемый объем затрат на мероприятия по энергосбережению

Функции науки

Представим функции науки на примере г. Екатеринбурга, где научным флагманом развития энергосберегающих знаний и технологий в настоящее время является ГУ СО «Институт энергосбережения», разрабатывающий следующие направления:

1. Аналитика и прогнозирование:

  • анализ производства и потребления, ввоза и вывоза ТЭР в регионе, расчеты топливно-энергетического баланса региона;
  • сценарные условия и прогноз энергоэффективности экономики региона;
  • оценка возможных последствий роста тарифов на природный газ и электроэнергию для экономики и бюджета области;
  • обобщение лучшего зарубежного и отечественного опыта.

2. Научно-исследовательская и методическая работа:

  • методики расчета показателей энергоэффективности региональной экономики, отраслей и видов экономической деятельности, регионального топливно-энергетического баланса, рейтинга энергоэффективности муниципальных образований;
  • методики энергообследований систем электро-, теплоснабжения объектов ЖКХ, тепловых сетей, котельных, подразделений электрических сетей;
  • временный регламент согласования энергетических паспортов организаций и технических паспортов котельных;
  • пособие по оценке эффективности работы муниципальных котельных;
  • учебник с грифом УМО «Основы энергосбережения»;
  • электронный учебник «Организация работ по энергосбережению в муниципальных образованиях Свердловской области» (совместно с кафедрой «Энергосбережение» УГТУ-УПИ);
  • серия брошюр для профессионалов энергетического сектора «Энергетическая составляющая успеха».

3. Энергетические обследования (позволяют определить фактическое состояние объекта и его соответствие действующим нормативам; выявить резервы энергосбережения и экономии ресурсов):

  • здания с выдачей вкладыша в энергетический паспорт (экспресс-обследования, тепловизионные, компьютерное моделирование энергетических процессов в здании и рекомендации по их оптимизации с точки зрения экономии ресурсов и комфорта пребывания);
  • предприятия и технологического оборудования (с выдачей энергетического паспорта): котельных, насосных станций и подстанций;
  • инженерных сетей: электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, сжатый воздух.

4. Согласование энергетических паспортов и лимитирование:

  • согласование энергетических паспортов организаций и технических паспортов котельных;
  • согласование списков получателей бюджетных средств областного и местных бюджетов с лимитами потребления электрической и тепловой энергии в натуральном выражении (на основании Постановления Правительства Свердловской области от 10.10.08 года № 1084-ПП) [4].

Функции общества

Управдомы (старшие по домам) совместно с представителями органов Роспотребнадзора и комитета по защите прав потребителей утверждают планы мероприятий по энергосбережению МКД и порядок расчетов за жилищно-коммунальные услуги, возникающий при реализации этих планов. Положительные примеры с указанием степени эффективности проведенных мероприятий по энергосбережению отражаются в материалах СМИ.

Стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, реализация стратегического плана развития города и общегородские концепции энергосбережения рассматриваются Общественной палатой города.

Для повышения эффективности управления жилищным фондом необходимо активное взаимодействие с собственниками помещений (развитие института старших по домам) с целью формирования подробных планов развития каждого МКД:

  • финансово-экономическая отчетность и планирование;
  • планы капитального и текущего ремонтов;
  • информационно-аналитическая деятельность;
  • утверждение тарифов на содержание жилья и капитальный ремонт;
  • снижение количества жалоб и обращений.

Функции бизнеса

Управляющие компании, оказывающие жилищно-коммунальные услуги потребителям, являясь представителем интересов собственников помещений МКД (заказчиков), заключают энергосервисные договоры с частными компаниями, которые занимаются мероприятиями энергоаудита и энергосервиса. В последнее время уже формируется рынок услуг энергосервиса.

Энергетическое обследование (энергоаудит) – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверных сведений об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисная компания имеет следующие направления работы:

1. Паспортизация МКД.

По каждому МКД в управлении необходимо сформировать энергетический паспорт, содержащий статические и динамические показатели (таблица). Кроме того, показатели (индикаторы) энергоэффективности должны удовлетворять определенным требованиям, например, однозначность, устойчивость, надежность, эффективность, селективность, объективность и т. п. [1].

2. Выполнение комплекса расчетно-аналитических работ по энергоэффективности зданий:

  • сравнительный анализ объемов потребления;
  • расчет обоснованных нормативов потребления коммунальных услуг;
  • анализ эффективности энергосберегающих мероприятий;
  • написание технических заданий на проекты автоматизации;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности УК (взаимодействие с ГУ СО «Институт энергосбережения»).

3. Определение источников финансирования работ по энергосбережению МКД.

По решению общего собрания собственников помещений МКД часть доходов каждого дома направляется в специальный фонд энергосбережения МКД. Возможными источниками могут быть:

  • доля платы за капитальный ремонт в зависимости от необходимости МКД в капитальном ремонте;
  • дополнительные доходные источники МКД (размещение средств наружной рекламы или оборудования операторов связи, сдача в аренду помещений, относящихся к общему имуществу МКД);
  • положительный экономический эффект от мероприятий по энергосбережению (разница показаний общедомовых приборов учета с нормативами потребления коммунальных услуг в данном доме).

4. Установка общедомовых приборов учета энергоресурсов.

5. Определение приоритетов включения домов в титульные списки по проведению капитального ремонта с обеспечением мер по энергосбережению.

Также необходимо рассмотреть вопрос о проведении ремонта систем центрального отопления в домах, а также о модернизации инженерных систем [5].

6. Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов.

По установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения и двухтарифных приборов учета электроэнергии в домах проводятся:

  • расчет необходимого количества индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии для рентабельности установки;
  • информационные акции (реклама);
  • подписание договоров на рассрочку платежей за установку индивидуальных приборов учета (возможность оплаты из разницы показаний индивидуальных приборов учета с нормативами потребления);
  • установка приборов;
  • опломбирование и предоставление данных для расчета.

Необходима установка индивидуальных приборов учета с возможностью автоматизированного учета данных (дистанционного снятия показаний), а также установка индивидуальных приборов учета электроэнергии с возможностью отключения в случае наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в установленном законом порядке.

7. Расчет энергоэффективности включает:

  • проведение тепловизионных обследований МКД после завершения ремонтных работ;
  • осуществление индивидуальной настройки энергетических параметров после внедрения энергосберегающих мероприятий в каждом доме;
  • приведение энергопотребления всех домов к единому значению норматива на квадратный метр (в порядке очередности);
  • составление рекомендаций по энергосбережению.

8. Обслуживание инженерных сетей МКД в соответствии с правилами эксплуатации.

Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению, проводимых управляющими компаниями сферы ЖКХ г. Екатеринбурга

Для примера рассмотрим реальный многоквартирный дом общей жилой площадью 7 234, 84 м2, в нем 156 квартир, средняя площадь каждой − 46,38 м2, количество зарегистрированных граждан – 349.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) установлен в декабре 2008 года, что позволяет сравнивать фактическое и рассчитанное по балансовому методу значения потребления энергетических ресурсов 2008 и 2009 годов по месяцам.

Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения и водоотведения установлен с момента сдачи в эксплуатацию МКД. Все квартиры оснащены индивидуальными приборами учета водоснабжения и водоотведения (размер платы за отопление рассчитывается по нормативу потребления и корректируется 1 раз в год в соответствии с предъявкой поставщика).

На рис. 1 приведено сравнение суммарных показаний индивидуальных приборов учета с нормативным потреблением коммунальных услуг: отопления, водоснабжения и водоотведения. Там же представлено соотнесение объемов потребления поставщиков коммунальных услуг, рассчитанных по балансовому методу и определенных по общедомовым приборам учета до и после проведения мероприятий по энергосбережению (ремонт и замена внутридомовых инженерных сетей, использование энергосберегающих материалов при капитальном ремонте МКД (строительных) и для отопления и освещения мест общего пользования (расходных)). Расчет произведен по тарифам 2009 года.

Рисунок 1.

Сравнение экономических показателей потребления энергоресурсов в МКД (отопление, водоснабжение и водоотведение)

На рис. 2 показан эффект от установки приборов учета тепловой энергии (стоимостью 170 тыс. руб.) и проведения первоначальных энергосберегающих мероприятий (стоимостью 300 тыс. руб.). Как видно из рисунка, окупаемость соответствующих мероприятий происходит в течение года.

Рисунок 2.

Эффект от установки приборов учета (ОПУ и ИПУ) энергоресурсов и проведения энергосберегающих мероприятий (ЭСМ)

Эффект от установки приборов учета водоснабжения в квартире с двумя стояками водоснабжения (стоимостью 9 тыс. руб.) общей площадью 52 м2 с тремя зарегистрированными и фактически проживающими гражданами приведен на рис. 2. Как видно из рисунка, срок окупаемости установки приборов для уменьшения платежей из-за разницы фактического потребления с нормативами составляет около года.

Таким образом, повышение энергетической эффективности жилых зданий должно стать комплексным процессом, в который вовлечены все социальные институты, каждый из которых решает свои задачи, и особое место в котором занимает бизнес в лице энергосервисных организаций. Положительный эффект энергосбережения ощутим на всех уровнях хозяйственной деятельности в стране.


Литература

1. Энергосбережение в жилищной и коммунальной сфере [Текст]: учеб. / Под общ. ред. Л. Н. Чернышова. – М., Екатеринбург: ООО «ИРА УТК», 2008. – 426 с.

2. Высокинский Д. Г. Пообъектный учет в системе управления многоквартирным домами в условиях реформирования ЖКХ [Текст] / Д. Г. Высокинский, А. М. Платонов // Материалы докладов НПК «Социально-экономическая политика современной России: проблемы и пути их решения». – Екатеринбург, 2009. – С. 66–70.

3. Фирсанова Е. Реформа ЖКХ: управляющие компании и ресурсоснабжение в оценках экспертов [Текст]: доклад / Е. Фирсанова. – М.: Профи-групп, 2007. – 56 с.

4. ГБУ СО «Институт энергосбережения» (ИНЭС). Функции ИНЭС / [Электронный ресурс]: http://www.ines-ur.ru/enersave_1.html.

5. Андреев А. Б. Энергоаудит – это атака на теплопотери в жилых домах [Текст] / А. Б. Андреев // Жилищное и коммунальное хозяйство. – 2010. – № 1. – С. 7–12.


Опубликовано в журнале Энергосбережение №3/2010.

Источник: www.abok.ru

Начало активности (дата): 01.06.2010

← Возврат к списку