Статьи

Обучение энергоаудиту: пятимся из тупика?

4 Июл 2012

Структурный кризис в мировой энергетике большинства промышленных стран проявляется в том, что безудержный спрос на энергоресурсы и наращивание генерирующих мощностей ведут хозяйственные комплексы в тупик. Именно в связи с этим мировое сообщество озабочено эффективностью использования энергоресурсов как способом поддержания энерговооруженности при прогнозируемом вынужденном переходе на более дорогую альтернативную и более экологичную энергетику. По той же самой причине проблема преодоления энергорасточительности является стержневой в законе об энергосбережении и повышении энергетической эффективности № 261-ФЗ от 23.11.2009 года.

Дмитрий Огородников, член-корреспондент Академии экономических наук, ведущий аналитик Центра энергоэффективных технологий Московской объединенной энергетической компании (ОАО «МОЭК»).

Эшелоны профессионалов

Основам практики энергосбережения на производстве, в быту и в коммунальном хозяйстве, представлениям о культуре потребления энергетических ресурсов, начальным представлениям об энергетическом аудите и энергетическом менеджменте требуется обучать огромнейшее количество народа. Условно все это нуждающееся в обучении и повышении квалификации сообщество можно разделить на две неравновеликие группы: профессионально ориентированную и ориентированную потребительски.

Первый эшелон профессионалов – это, несомненно, сами энергоаудиторы, объединяемые на конец апреля 2011 года в 74 саморегулируемые организации (СРО) по проведению энергетических обследований. Нормы и правила позволяют оценить численность энергоаудиторов, нуждающихся сегодня в переподготовке и повышении квалификации, в количестве 7500–10 000 человек. С данной группой преподавателям и организаторам процесса дополнительного профессионального образования работать проще всего. Сами СРО постоянно организуют учебный процесс для входящих в партнерства фирм и компаний и активно вовлекают в него учебные центры соответствующего профиля.

Близка к первому эшелону вторая группа обучаемых – чиновники регионального и муниципального уровней управления, в зону профессиональной ответственности которых входит энергообеспечение коммунальной и социальной сферы. Численность данной кадровой группы оценивается в 3500–5000 человек. Сопоставимой по масштабам с обозначенными группами является численность специалистов, представляющих продавца энергоресурсов, или топливно-энергетический комплекс (около 15 тыс. человек), и более чем в 10 раз превышает количество работников и специалистов на стороне потребителя, нуждающихся в повышении уровня подготовки. Это та группа, которая по закону № 261-ФЗ отвечает за энергоэффективность и энергосбережение в организациях социальной сферы (медицинские и образовательные организации) и в жилищном хозяйстве (ТСЖ, управляющие компании и пр.). На текущий период многих из них по должности назначили ответственными за энергосбережение, но пока еще не вовлекли в обучение и профессиональную переподготовку. А по свидетельству аналитиков Совета Федерации, в трети российских регионов и этого не произошло, к исполнению закона № 261-ФЗ еще практически не приступали. Общая численность данной, наиболее массовой группы близка к 300 тыс. человек.

Если добавить к упомянутому потребности в обучении специалистов производственно-хозяйственного комплекса, картина станет еще внушительней. Мы выходим на задание обучить не менее 450 тыс. специалистов за период с 2011 по 2020 год, установленное Государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р.

В поисках облика специалиста

Если предположить, что в ближайшие годы в государстве требуется подготовить 400 тыс. специалистов (за 8 лет с учетом итога образовательных программ от момента издания нового закона), то годовой объем обучаемых составляет около 50 тыс. человек. Приняв во внимание сложившуюся по практике типичную учебную группу в 20 человек, мы получим потребность выполнения ежегодно2,5 тыс. учебных циклов. Опять же практика показывает, что участвующие в данной деятельности учебные заведения как правило, выполняют не более 10 циклов в течение года. Это в свою очередь означает, что нам требуется участие не менее 250 учреждений переподготовки кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО), специализирующихся на тематике энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Величина немалая, составляет ориентировочно десятую часть всех образовательных учреждений, входящих в систему ДПО Российской Федерации. И пока мы выносим за пределы внимания образовательные и учебные программы для населения, пропагандирующие соответствующие новации в образе жизни.

Осторожно оценив масштабы предстоящей работы, обратим внимание на то, как преподавательский корпус методически подготовлен к ее исполнению. Попытаемся определить, специалисты какого профиля необходимы в практике повышения энергетической эффективности, энергоаудита и перехода на систему энергетического менеджмента. Для начала примем во внимание принципиальную междисциплинарность проблемы повышения энергоэффективности, настоятельную потребность в сочетании (если не сказать, в симбиозе) инженерной аналитики и инструментальной диагностики, экономико-правовой аналитики, технологий менеджмента, требуемых как на всех этапах энергетического обследования, так и в последующих процессах проектирования, реализации и мониторинга программ энергосбережения.

Мощные в советский период отраслевые системы постоянного и периодичного повышения квалификации и переподготовки кадров в промышленности перестали финансироваться ведомствами, в результате чего в условиях кризиса промышленного производства отраслевые образовательные учреждения дополнительного профессионального образования вынуждены были минимизировать технологические направления переподготовки и повышения квалификации. Технические дисциплины замещались конъюнктурно выгодными направлениями вроде бухгалтерского учета и менеджмента. Остается обратиться к государственным образовательным стандартам на базовое и дополнительное профессиональное образование, в которых можно рассчитывать на инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучения нормы, позволяющую обеспечить требуемое качество обучения. И когда поиск необходимой специализации проводится по доступным федеральным образовательным стандартам, то не без удивления обнаруживается, что профессиональный облик специалиста необходимого профиля сформирован отнюдь не в описаниях профессиональных компетенций энергетиков, а в стандарте химико-технологического профиля.

Фрагменты компетенций

Рассмотрим фрагменты федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 241000 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», утвержденного в декабре 2010 г. Стандарт ориентирует на подготовку специалиста для:

- решения задач оптимизации технологических процессов и систем с позиции энерго- и ресурсосбережения;

- разработки норм выработки, технологических нормативов на расход сырья и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, выбора оборудования и технологической оснастки;

- внедрения в производство новых, энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов;

- оценки экономической эффективности технологических процессов, их экологической безопасности и технологических рисков при внедрении новых технологий;

- разработки и анализа альтернативных технологических процессов, прогнозирования технологиче-ских, экономических и экологических последствий;

- участия в разработке проектов новых энерго-, ресурсосберегающих и экологически безопасных производств.

Несмотря на то что вниманию представлены только фрагменты стандарта 241000, можно убедиться, что данный учебный процесс обеспечивает практически все базовые компетенции, необходимые для решения инженерных проблем повышения энергетической эффективности. Представляется, что так будут готовить именно тех специалистов, которые необходимы для реализации требований закона № 261-ФЗ.

В то же время для специалистов энергетического профиля нет федерального государственного образовательного стандарта подобного профиля, ориентированного на энергоэффективность. В действующих стандартах можно обнаружить только отдельные фрагменты профессиональных компетенций, жизненно необходимых для энергоаудита, энергоменеджмента и программ повышения энергетической эффективности. Так, в стандарте по направлению подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» можно обнаружить ориентацию на:

- проведение технических расчетов по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостный анализ проектов;

- обеспечение бесперебойной работы, правильной эксплуатации, ремонта и модернизации энергетического, теплотехнического и тепло-технологического оборудования, электрических и тепловых сетей, газо- и продуктопроводов;

- определение потребности производства в топливно-энергетических ресурсах, подготовку обоснования технического перевооружения, развития энергохозяйства, реконструкции и модернизации систем энергоснабжения.

Требования знаний, умений и навыков, связанных с энерго- и ресурсосбережением, для теплотехников включены отдельными фрагментами в стандарт направления 140100. Абсолютно аналогична ситуация при анализе содержания и ориентации стандарта 140400 «Электроэнергетика и электротехника». Несколько лучше, более детально по обеим энергетическим специальностям требования энергоэффективности включены в Примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования (квалификация –бакалавр), разработанные в качестве пилотных проектов будущих федеральных стандартов Московским энергетическим институтом. Аналогично более целостное и более собранное отражение проблем энергоэффективности можно обнаружить в стандарте по направлению 280100 «Природообустройство и водопользование». Это, в частности, важно потому, что закон № 261-ФЗ включил воду в энергетический ресурс, что не только разумно, но и справедливо, так как большая часть стоимости воды – это стоимость электроэнергии, затраченной на доставку воды потребителю.

Инициативу проявят СРО Однако вернемся к исходной точке анализа облика компетенций, необходимых для энергоэффективности, и вспомним о междисциплинарности. И тут мы можем обнаружить целый набор стандартов по обучению дисциплинам, связанным с обсуждаемой проблематикой. В такой набор целесообразно включить оформленные компетенции по следующим направлениям:

081200 – государственный аудит;

221400 – управление качеством;

090305 – информационно-аналитические системы безопасности;

280700 – техносферная безопасность;

080101 – экономическая безопасность.

Легко заметить, что уже существует и действует достаточное количество нормативов в системе образования, на базе которых можно сформулировать точно методически и определенно в предметной области стандарт по направлению «Энергоаудит и энергоменеджмент», столь необходимый для целей закона № 261-ФЗ. И с сожалением следует отметить, что в публично представленных планах головной организации по развитию системы федеральных образовательных стандартов, ФГУ «Федеральный институт развития образования», отсутствуют разработка и задание на разработку образовательных стандартов направления энергоэффективности. Скорее всего, инициативы по созданию требуемых стандартов можно ожидать от СРО по энергоаудиту и их профессиональных объединений. Обнадеживает то обстоятельство, что значительная доля активно практикующих энергоаудиторских компаний сформировалась при участии вузов и организаций высшей школы.

В заключение приведу краткий перечень вузов, начавших набор студентов по направлению подготовки 241000 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии». В их числе МИФИ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, РХТУ им Д.И. Менделеева, МГТУ МАМИ, Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, технологический университет, Лесотехническая академия, Государственный университет кино и телевидения в Санкт-Петербурге, технологические университеты в Екатеринбурге, Казани, Самаре, Тольятти, Томске, Омске, Новосибирске, Твери, Иванове. Всего 32 вуза, адреса которых легко обнаруживаются в Интернете, при поисковом запросе «Специальность 241000». И это помимо активно ведущейся образовательной работы во множестве вузов инженерного и энергетического профиля.

Источник: Журнал "Энергоэффективность и энергосбережение" № 5, 2011 г.

Начало активности (дата): 04.07.2012 11:19:16

← Возврат к списку