Статьи

Энергоаудит на пороге перемен

9 Дек 2011

Сколько тратится энергии, в том числе, сколько теряется; каков потенциал и какими мерами его можно реализовать; где помогут внедрение энергоменеджмента и оргмероприятия, а где необходима модернизация существующего или установка нового оборудования, приборов учета, средств автоматизации. На все эти вопросы может ответить энергоаудит.Рассказал Дмитрий Серебряков,исполнительный директор СРО НП "Союз "Энергоэффективность"

Нет сомнений, что энергоаудит сегодня – одна из наиболее востребованных и перспективных отраслей консультирования. Помимо обязательных энергетических обследований (а им подлежат все бюджетные организации, предприятия-крупные потребители топливно-энергетических ресурсов, организации с регулируемыми видами деятельности), все больший спрос на услуги энергоаудита возникает на свободном рынке. Собственники предприятий, зданий, управляющие компании, ТСЖ – все заинтересованы в снижении непроизводительных издержек, поиске резервов экономии. Сколько тратится энергии, в том числе, сколько теряется; каков потенциал и какими мерами его можно реализовать; где помогут внедрение энергоменеджмента и оргмероприятия, а где необходима модернизация существующего или установка нового оборудования, приборов учета, средств автоматизации. На все эти вопросы может ответить энергоаудит.

Несмотря на то, что в сегодняшних масштабах отрасль очень молодая, она развивается чрезвычайно высокими темпами. За два года после принятия федерального Закона №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…" были зарегистрированы более сотни саморегулируемых организаций, объединившие почти пять тысяч энергоаудиторских компаний. Созданы законодательные основы, формально есть все необходимое для разворачивания работы и проведения массовых энергетических обследований, без которых нельзя двигаться дальше в деле повышения энергоэффективности экономики и социальной сферы. 

Тем не менее, эксперты и представители профессионального сообщества все чаще бьют тревогу, говоря о барьерах на пути развития института энергообследований и недостатках в нормативно-правовой базе. Надо ли говорить, что эти проблемы касаются не только цеха энергоаудиторов – они напрямую влияют на рынок в целом, на заказчиков и потребителей, да и способны воспрепятствовать реформе энергоэффективности в целом.
1. "Болезнь роста", количество и качество.
Количество энергоаудиторских организаций в России за последние два года выросло в сотни раз. При этом формальные требования, которые необходимо выполнить для регистрации, нельзя назвать строгими.
В этом вопросе камень преткновения – обучение будущих специалистов по энергоаудиту. Вызывают справедливые нарекания существующий уровень требований, когда человек с высшим образованием любого профиля, даже не инженерного, может, отучившись на 72-часовых курсах, в ряде случаев – заочно, - получить необходимое свидетельство и на его основе допуск к работам. Эту ситуацию необходимо срочно менять.
Относительно невысок и финансовый порог вхождения на рынок. Кроме того, так сложилось, что самые различные по профилю своей основной деятельности компании посчитали нужным для своего бизнеса получить допуски к работам по энергообследованиям – это проектировщики, строители, производители и поставщики измерительного и другого энергоэффективного оборудования. Таким образом, компаний много, но не все они готовы оказывать соответствующие услуги, а главное, сложно гарантировать их качество. Саморегулируемая организация, членом которой является энергоаудиторская компания, по законодательству отвечает за качество работы последней, однако на практике эти механизмы еще не отработаны, да и в любом случае, заказчику нужны не разборки и споры, а изначально ответственный и грамотный исполнитель. Поэтому СРО одними из первых ратуют за ужесточение критериев профессиональной пригодности энергоаудиторских компаний.
2. Остро не хватает методик, научных основ.
В отсутствии утвержденных соответствующими регулирующими органами регламентов, методик и инструкций саморегулируемые организации взяли на себя функцию их разработки. Мы пытаемся преодолеть разрозненность, привлечь лучших специалистов, учесть передовой опыт, однако дело идет, прямо скажем, медленно – оно требует времени, а главное – эмпирических данных, которые еще просто не наработаны; синхронизации показателей со статистическими формами, а главное – серьезного их анализа. В этих условиях экономика проектов считается по усредненным показателям, невозможно делать четких выводов об эффекте и окупаемости тех или иных мероприятий. Минэнерго России признается, что нет просчитанных экономических моделей проектов по энергоэффективности, которые легли бы в основу технико-экономических обоснований. А без этого никакие контракты на энергосервисные услуги невозможны – слишком неопределенны условия и велики риски.
3. Форма энергопаспорта.
Энергетический паспорт – основной документ в процессе энергоаудита, его результат, база для последующей реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. Паспорт является критерием качества работы энергоаудитора. В то же время, действующая сегодня форма энергетического паспорта не удовлетворяет требованиям времени, не способствует эффективной работе. И Минэнерго России, и Российское энергетическое агентство (РЭА) заявляют о скором утверждении новых форм энергетического паспорта. Как представители профессионального сообщества мы участвуем в процессе их обсуждения, работая в составе Рабочей группы РЭА.
Нужна дифференциация паспорта в зависимости от категории организации (нельзя сравнивать, например, Белоярскую атомную станцию и детский сад), необходимо разрешить заполнять только те формы, которые имеют отношение к конкретному объекту. Скорее всего, появится возможность проводить обследование и выдавать паспорт не на всю организацию, а на отдельные объекты (что актуально для больших организаций, либо компаний с очень отличающимися функционально объектами). Чиновники говорят о появлении энергодеклараций, т.е. упрощенной форме энергопаспорта для организаций с нулевым или незначительным потреблением ТЭР. Напротив, особо крупные предприятия-потребители будут проходить энергоаудит в два этапа: экспресс-обследование для оценки объема и сложности работ сначала, и последующее полное обследование, возможно, с привлечением государственных субсидий возможно.
В любом случае, чрезвычайно важно обеспечить безконфликтный переход с одной формы энергопаспорта на другую.
4. Ценообразование.
На новом, только формирующемся рынке мало кто из заказчиков четко информирован о необходимом и возможном составе и качестве услуг, да и сами энергоаудиторы еще не наработали в новых условиях значительного опыта. При этом совершенно отсутствуют какие-либо рекомендации или ориентиры в вопросе установления цены на услуги. Это ведет к путанице, спорам, разбросу цен по регионам в несколько раз. Эксперты предлагают различные варианты и принципы ценообразования, но, в любом случае, эти ориентиры должны быть публично обсуждены и закреплены нормативно.
Другая сопутствующая проблема, возникающая на стыке определения цены и качества услуг – недобросовестность отдельных компаний, предлагающих услуги энергоаудита по смехотворным ценам, и выигрывающим на этом основании конкурсы. Ни о каком качестве услуги в этом случае говорить не приходится, а зачастую услуга и вообще не предоставляется. Защититься от таких атак чрезвычайно сложно как заказчикам, так и добросовестным поставщикам услуг, а причина – в несоответствии реалиям действующих положений закона №94-ФЗ "О государственных и муниципальных закупках…", как и в отсутствии понимания в формировании цен на услуги энергоаудита.
5. Обработка энергопаспортов
Несмотря на то, что процедура прохождения энергопаспорта по инстанциям прописана в нормативной базе, на практике процесс не запущен, и даже наоборот, стопорится. Минэнерго России, на которое возложена функция государственной регистрации сделанных энергопаспортов, вынуждено терпеть многочисленные упреки саморегулируемых организаций и компаний-энергоаудиторов: срываются сроки проверки паспортов, критерии, по которым тот или иной паспорт регистрируется либо возвращается на доработку, непрозрачны; копится очередь из сданных, но не прошедших проверку документов. А это, в свою очередь, негативно влияет на репутацию и бизнес компаний. Кроме того, пока паспорта рассматриваются в бумажной форме, этот сизифов труд не дает никаких перспектив для сбора столь необходимого фактического материала, проведения анализа. Только автоматизация процесса наведет в этом вопросе порядок.
6. Проблемы бюджетной сферы.
Рискну выделить их отдельным блоком: в предстоящем году необходимо обследовать все учреждения, финансируемые из различных уровней бюджетов, а это порядка полумиллиона организаций в России. Кроме названных выше общих проблем отрасли, бюджетный сектор сталкивается с целым рядом специфических затруднений. Так, непонятно, какую сумму закладывать в смете на проведение энергоаудита. Существующие практики бюджетирования не способствуют долгосрочному финансовому планированию, не стимулируют заинтересованность в достижении экономии. Самое перспективное направление взаимодействия для бюджетных учреждений и энергоаудиторских компаний – переход на энергосервисные контракты, однако пока они встречают столько препятствий, что оказываются малореальны. Надо навести порядок в ценообразовании; ввести практику закрепления за бюджетными учреждениями базового объема субсидий на определенный период для обеспечения выплат по энергосервисным договорам; доработать и запустить механизм государственных и муниципальных гарантий, что помогло бы привлечь частные инвестиции в проекты энергоэффективности.
Для оптимизации процесса, подбора более профессионального подрядчика и удешевления работ главным распорядителям бюджетных средств было бы целесообразно объединять несколько объектов одного типа, функциональности и масштаба в общие лоты.
7. Нехватка инфраструктуры
Молодой рынок испытывает недостаток в профессиональной помощи, чтобы лучше разъяснить и заказчику, и подрядчику требования к договору, помочь защитить их интересы, профессионально оценить экономическую стороны отдельных проектов, подготовить документы для привлечения инвестиций, провести переговоры с инвесторами и т.п. Именно для этого государство организовало Федеральную энергосервисную компанию; в этом направлении действуют и РЭА, и ряд международных институтов (ЕБРР, Рудеа и прочие).
Саморегулируемые организации по мере сил берут на себя разъяснительную работу, привлекают экспертов, пытаются давать обратную связь. Так, 6 СРО из Москвы, Екатеринбурга, Томска, Казани создали первый в России Союз саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, цель которого – объединить усилия, выработать позицию и донести ее до органов власти. На повестке дня – именно озвученные проблемы отрасли.
В определенной степени они являются естественным следствием бурно растущего рынка. И чем скорее мы совместно сможем их решить, тем увереннее будем работать на своем поприще – осуществляя энергетические обследования и обеспечивая энергоэффективное будущее экономики России.

Дмитрий Серебряков,исполнительный директор СРО НП "Союз "Энергоэффективность"

                                                                                                 Источник: http://www.ines-ur.ru

Начало активности (дата): 09.12.2011 17:09:21

← Возврат к списку