Статьи

Системные проблемы энергоаудита и энергосервиса

30 Сен 2011

До конца 2012 года энергетические паспорта должны быть примерно у 1,5 млн. объектов недвижимости. Однако правила проведения энергоаудита, установленные Минэнерго РФ, так и не зарегистрированы в Минюсте, а между тем по ним работают частные энергоаудиторские компании. Данная ситуация порождает множество проблем и вопросов, которые не могут не волновать участников рынка. 

Ценообразование в энергоаудите
Целью энергоаудита является техническая и экономическая оптимизация энергохозяйств. Критерии эффективности энергоаудита функционально подобны критериям, использующимся при аудите финансово-хозяйственной деятельности. Основными среди них являются: достоверность (степень точности) данных, нормативность, полная зависимость и соответствие законодательству. Однако границы управляемости правоотношениями при заключении договоров на проведение энергоаудита нормативно и законодательно пока не установлены: правила проведения энергоаудита носят ведомственный характер (установлены Министерством энергетики России) и не зарегистрированы в Минюсте. При этом по этим правилам уже работают частные энергоаудиторские компании. Похожие проблемы возникают и при определении стоимости проведения энергетического обследования. Ведь практика показывает, что отсутствие ориентиров в тарифном регулировании в этой сфере приводит к тому, что под видом энергетического обследования энергоаудитор за баснословно низкую цену в лучшем случае может провести поверхностный осмотр здания. Отсутствие адекватной стоимостной оценки энергетического обследования, зачастую закладываемой до начала проведения работ, является одной из главных проблем этой сферы. Если в результате проведений энергоаудитором мероприятий по повышению энергоэффективности ресурсоснабжающая организация будет иметь конкретный экономический эффект в натуральном и денежном выражении, то энергоаудитор при существующей на данный момент системе расчета и оплаты своих услуг получает определенное заранее денежное вознаграждение. Однако состояние энергогенерирующих/энергопередающих или энергопринимающих мощностей и активов ресурсоснабжающей организации, особенно в сфере коммунального хозяйства, зачастую таково, что проводимые мероприятия будут направлены на проведение ремонтных работ с привлечением необходимых инвестиций (что и так понятно без проведения энергоаудита, а в рамках инвестиционной программы будет жестко контролироваться органами регулирования) и с точки зрения энергоэффективности будут иметь весьма незначительный экономический эффект в ввиду того, мероприятия в рамках утвержденной инвестиционной программы могут растянуться на очень большой срок (от 3 лет и более), и экономия энергоресурсов или увеличение производительности силового оборудования не покроет единовременных расходов для ресурсоснабжающей организации. В этом случае энергоаудит может превратиться в фиксацию существующих проблем и рекомендации ресурсоснабжающей организации провести определенные мероприятия, без какого-либо вмешательства в сферу реконструкции, модернизации и т. п. Решением данной проблемы может послужить подход, когда затраты на проведение мероприятий в соответствии с энергоаудитом для энергосбережения и повышения энергоэффективности закладываются отдельно в расходную часть ресурсоснабжающей организации и согласовываются с регулирующими органами не только в виде инвестиционной надбавки к тарифу (что может затянуть исполнение и расчеты по энергосервисному контракту на годы), а как составная часть затрат на утверждение тарифа (что позволит получать эффект от энергосервисного контракта уже в первый год его реализации). В этом случае повышение производительности (в результате возрастания мощностей и модернизации оборудования, а также строительства новых энергетических объектов) приведет к возрастанию объемов снабжения энергетическими ресурсами. Однако, это не скажется на чрезмерном росте тарифов в силу того что, затраты на содержание возросших энергомощностей будут покрываться за счет того же увеличения объема отпуска энергетических ресурсов потребителям.

Обязательный энергосервис
Эффективной мерой, позволяющей обеспечить реализацию предлагаемых мероприятий по энергосбережению, является энергосервисный контракт, который по сути служит гарантией внедрения по итогам энергетического обследования решений, обеспечивающих ощутимый эффект в заранее обозначенных границах, а не формальное исполнением федерального закона «для галочки». Таким образом, энергосервисный контракт будет также служить залогом правильной (необходимой для ресурсоснабжающей организации) и эффективной работы энергоаудиторов.
В результате энергосервисный контракт будет являться документом, подтверждающим двусторонние обязательства, в рамках которых каждая из сторон (заказчик и исполнитель) считается должником другой стороны (обязана что-то сделать в ее пользу) и одновременно ее кредитором (имеет право что-либо требовать).
В настоящее время энергосервисный контракт является нетрадиционным подходом к энергохозяйствованию, который делает возможным внедрение и реализацию проекта энергосбережения.
Проект может давать и иную экономию (воды, материала, рабочей силы, отходов, штрафов за экологические загрязнения и т. д.), которые также можно отнести к преимуществам проекта, при этом от потребителя энергии не требуются никакие вложения. Большую часть риска берет на себя специализированная компания, которая реализует проект, и все затраты затем возмещаются за счет экономии платежей за энергию. Энергосервисный контракт часто узко понимается как нетрадиционный метод финансирования потребителей, а не как легкий доступ к оздоровлению финансов. Обеспечение финансирования, однако, затрагивает целый комплекс сервисных услуг – от энергетического аудита, разработки проекта и его реализации до сервисного обслуживания, долгосрочного развития и программ энергосберегающих мероприятий.
Таким образом, положения закона об энергосбережении будут распространяются и на договорные отношения, складывающиеся на рынках (оптовом и розничном) как электрической, так и тепловой энергии, ведь субъекты этих рынков будут вправе включать в договоры, регламентирующие отношения по производству и передаче энергии, условия энергосервисного контракта.

Эффективно для ТСЖ
Одной из наиболее важных сфер применения энергосервиса и энергоаудита является жилищно-коммунальное хозяйство – «больная мозоль» российской экономики, сфера, в которой уже многие годы кажутся неразрешимыми такие проблемы, как изношенность инфраструктуры, засилье монополистов и, как следствие, безудержный рост тарифов на все виды коммунальных услуг. Государственная политика в этой сфере выражается только в одном – бесконечном вливании денежных потоков, которые расходуются в основном на распределение между монополистами и дальнейшую растрату на неэффективные проекты. Недавно были приняты федеральные законы, обязывающие создавать на местах ТСЖ, ЖСК и УК, призванные решать насущные проблемы в жилом фонде и разделять полномочия между ресурсоснабжающими, сбытовыми и обслуживающими организациями. Однако вместо этого ситуация только осложнилась, сводясь к фактически бесконтрольной распределительной деятельности с их стороны и зачастую к необоснованному росту платежей в сфере ЖКХ. 
В настоящее время энергосервисное обслуживание является одним из действенных способов улучшения качества и снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг и представляет собой комплексную программу внедрения ряда технологий, существенно повышающих энергоэффективность отдельно взятых домов, а значит, и сокращающих расходы коммунальные услуги.
Энергосервис наиболее эффективен для жилых домов с уже созданными ТСЖ. Во-первых, ТСЖ позволят быстрее осуществить мониторинг проблем с оплатой и корректностью учета энергоресурсов в течение года, а во-вторых, такая форма управления многоквартирным домом позволит наиболее успешно реализовать положения энергосервисного контракта.
Сегодня в мировой практике в сфере ЖКХ существует три вида контрактов: гарантированная экономия, разделение экономии и быстрая окупаемость. Вне зависимости от варианта, ТСЖ, как сторона, заключившая договор, гарантированно получит экономию потребляемых ресурсов, оговоренную в контракте. При этом вся разница в видах энергосервисных контрактов будет состоять лишь в способе оплаты услуг энергосервисной компании. 

Гарантированная экономия
В настоящее время в качестве основного законодательство предлагает подход, суть которого состоит в обеспечении гарантированной экономии для заказчика, т. е. энергосервисная компания заключает энергосервисный контракт с заказчиком на базе снижения затрат на потребляемые энергоносители. На основании энергоаудита энергохозяйства заказчика, помимо внедрения энергосберегающих решений, энергосервисная компания также берет на себя ответственность за покрытие затрат конечных поставщиков энергии. Особо стоит отметить, что величина достигнутой экономии не будет прямо влиять на платежи заказчика. При этом энергосервисная компания должна компенсировать затраты как на оплату энергоносителей, так и на разработку проекта энергосбережения из экономии бюджета заказчика после внедрения и реализации мероприятий по энергосбережению. 
Однако на практике при заключении энергоаудиторских контрактов часто применяется метод разделения доходов от экономии проводимых мероприятий. Энергосервисная компания и заказчик в этом случае разделяют доходы от экономии затрат на энергию в течение срока действия такого договора. Расчет размера доходов от экономии должен быть произведен на основании доступного для проверки метода. При данном подходе, доля заказчика обычно составляет около 20%, при этом энергосервисная компания из своей части дохода должна выплатить долг (оплата кредита на выполнение работ или закупку оборудования, а также оговоренная оплата услуг, разделенная на срок действия контракта) и компенсировать собственные затраты при реализации энергосервисного контракта. Оставшееся часть дохода и будет составляет её прибыль. При этом, ввиду изначальной неизвестности стоимости проекта заказчик может на любом этапе реализации контракта пересмотреть соотношение разделения как доходной, так и расходной части.

Проблемы и решения
Для того чтобы энергоаудит и энегосервисные мероприятия не превратились в формальность, а реально приносили экономический и энергосберегающий эффект, энергосервисная компания и заказчик должны прежде всего сконцентрироваться на тех мероприятиях, которые гарантировано обеспечат необходимый энергетический эффект.
По нашему опыту, одним из наиболее эффективных способов расчета энегоаудиторских и энергосервисных контрактов, является комбинированный подход. Часто заказчик опасается за выбор мероприятий, которые должны принести закладываемый в расчет экономический и энегоэффект, основанный на разделении зон ответственности за мероприятия и доходов от полученной экономии, что является дополнительной мотивацией при исполнении договорных отношений.
Дополнительной проблемой, с которой сталкиваются субъекты энергетического рынка (т. е. потенциальные заказчики энегосервисных контрактов), является неопределенность в вопросе отношения затрат на реализацию энергосервисных мероприятий в налоговой политике этого субъекта. Необходимо, чтобы в этой сфере и политика государства, и нарабатываемая практика в области налогообложения экономически была выгодна заказчику.

Источник http://urenergo.ru/

Начало активности (дата): 30.09.2011

← Возврат к списку