Статьи

Кому и зачем нужен энергоаудит?

19 Окт 2011

Термин "энергоаудит" пришел в Россию в начале 1990-х годов, и его популяризация была связана с развитием таких международных программ, как TACIS и U.S.A.I.D. В последние годы энергетическое обследование стало нормой для промышленных предприятий, а теперь учет энергоэффективности начинают осваивать организации социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Ресурсы уходят на отопление

Первыми с необходимостью экономить энергетические ресурсы столкнулись предприятия. На заре рыночных реформ их руководители поняли, что эра безграничных энергоресурсов закончилась, и за лишние киловатты придется дорого платить. Сегодня предприятия - главные потребители услуг энергоаудиторов. Жилищно-коммунальное хозяйство и организации бюджетной сферы к такому аудиту прибегают пока нечасто. "Бюджетная сфера является значимым потребителем энергоресурсов, - отметила руководитель проекта "Энергоэффективность в Волжском регионе" К.К. Турилова. - На ее долю приходится приблизительно 9% совокупного конечного потребления энергии в стране. Согласно исследованию ЦЭНЭФ в структуре этого энергопотребления наибольшую долю (приблизительно 60%) "съедает" отопление1.

По словам К.К. Туриловой, руководители учреждений социальной сферы не всегда представляют, насколько велик технический потенциал сбережения ресурсов в зданиях вузов, школ, театров и т.д. В системе отопления зданий он составляет в среднем 49% от совокупного потребления энергии бюджетным сектором, в системе газоснабжения - 22%, в системе энергоснабжения - 48%. Эксперт приводит пример: в одной московской школе на долю освещения приходилось 74% всего потребления электроэнергии, при этом требования к оптимальному уровню освещенности, который обеспечивал бы сохранение хорошего зрения школьников и учителей, все равно не соблюдались. "Экономия электроэнергии в подобных зданиях заслуживает особого внимания, - добавила К.К. Турилова. - Вклад организаций социальной сферы в формирование пиковых нагрузок и дефицита энергомощности в два-три раза превышает их долю в общем потреблении электроэнергии.

Примечание. Опыт российских регионов показывает, что технический потенциал энергосбережения в учреждениях здравоохранения составляет 60%, в образовательных учреждениях - 80%. Повсеместно наблюдаемые "недотопы" и "перетопы" приводят к значительному перерасходу энергии.

Если реализовать меры по повышению энергоэффективности данной сферы, то за год экономия по оплате коммунальных услуг в ней может достигнуть 3-5 млрд. долларов США".

Однако в самих организациях, как правило, не знают, с чего начать повышение энергоэффективности. В сознании многих руководителей эффективность использования электроэнергии связана со снижением потребления энергоресурсов, а не с усилиями по повышению их отдачи (например, с достижением более высокого уровня освещенности, более комфортной температуры в помещениях). Пока редко применяются современные методы энергетического менеджмента, большой консерватизм проявляется при выборе оборудования и технологий.

Сэкономить до 20%

Первым шагом к энергосбережению является энергоаудит - энергетическое обследование. "Его результаты позволяют провести анализ состояния потребления энергии, определить потенциальные возможности экономии энергоресурсов, - пояснил представитель Нижегородского регионального инновационного центра энергосбережения (НИЦЭ) Г.Я. Вагин. - На практике возникают ситуации, когда проведение энергоаудита просто необходимо. Например, Министерство образования выделило и оплачивает лимит потребления энергоресурсов конкретного вуза. Если выделенного объема недостаточно, учреждению стоит провести всестороннее энергетическое обследование и обосновать новый лимит".

Как рассказал Г.Я. Вагин, несколько лет назад сотрудники НИЦЭ проводили энергоаудит организаций бюджетной сферы Нижегородской области. Обследование показало, что главными причинами завышенного потребления электроэнергии в них оказались:

- слабый контроль руководства за расходом энергоносителей;

- отсутствие в организациях энергетических паспортов, а также счетчиков расхода тепловой энергии и холодной воды;

- отсутствие автоматического регулирования систем освещения;

- неправильный выбор типов осветительных приборов.

Для всех обследованных организаций были разработаны рекомендации по энергосбережению и произведена оценка сроков окупаемости сберегающих мероприятий. По словам Г.Я. Вагина, результаты работы показали, что в данных организациях можно сэкономить 15-20% потребляемых энергоресурсов, а срок окупаемости мероприятий не превысит три года.

Когда начать?

Энергоаудит проводится для оценки эффективности использования организациями топливно-энергетических ресурсов. Это может быть оценка расходования как электрической, так и тепловой энергии, природного газа, твердого топлива, продуктов переработки нефти. Цель такого мероприятия - определить возможности повышения энергоэффективности организации, будь то вуз, школа, больница или театр.

Существует несколько причин, по которым бюджетные организации и автономные учреждения не спешат обращаться к энергоаудиторам:

1. Нет четких условий, при которых проведение энергетического обследования обязательно.

2. У потребителей энергоресурсов отсутствует мотивация к проведению энергетического обследования.

3. Не разработана единая методическая база проведения энергоаудита.

4. Отсутствует единая ценовая политика при определении стоимости подобных работ.

5. Нет популяризации результатов проведенных энергоаудитов.

"При наличии очевидных пробелов проводить энергоаудит организациям социальной сферы все-таки нужно, - уверен генеральный директор ООО "ЭКО" ("Энерджи Консалтинг") И.Ф. Игнатов. - Что даст такое обследование руководителю? Во-первых, выявит сверхнормативные потери и неэффективное расходование целевых средств. Во-вторых, поможет создать безаварийное и современное энергохозяйство".

Единого мнения о том, когда именно руководителю учреждения надо задуматься о проведении энергоаудита, не существует. Имеются лишь Рекомендации по проведению энергетических обследований организаций, утвержденные Приказом Минпромэнерго РФ от 04.07.2006 N 141, согласно которым обследования должны проводиться не реже чем раз в пять лет. Однако, по словам И.Ф. Игнатова, сигналом к проведению энергоаудита должны быть не рекомендации министерства, а жизненные реалии. Например, если потребление ТЭР составляет 6 000 т условного топлива в год - энергетическое обследование можно делать один раз в пять лет. Если же в результате плановых проверок установлено увеличение потребности в ТЭР более чем на 25% нормы, придется прибегнуть к внеплановому энергоаудиту.

К сведению. К альтернативным вариантам энергоснабжения относится переход на более дешевый вид топлива или автономное теплоснабжение, применение современного оборудования, позволяющего более эффективно использовать топливо, реконструкция энергоустановок, котлов, коммуникаций, а также автоматизация управления объектами энергоснабжения.

Более частые, чем раз в пять лет, визиты энергоаудиторов возможны и по другим причинам. Например, обследование надо проводить в начале эксплуатации оборудования потребителем ТЭР, а также в ситуации, когда требуется срочно внести изменения в энергетический паспорт или сравнить показатели.

"Своим клиентам мы советуем руководствоваться следующим правилом, - рассказал И.Ф. Игнатов. - Если доля энергозатрат в общей структуре расходов составляет 5-10% - энергоаудит можно пока не проводить, если 11-15% - обследование необходимо. Доля в 16-20% и более говорит о том, что энергоаудит нужно проводить срочно".

Сроки проведения

Энергетическое обследование организации проходит в несколько этапов. Первый из них - подписание договора с энергоаудитором. В документе обязательно должна быть четко прописана цель проведения мероприятий (внеплановое энергетическое обследование, внесение изменений в энергетический паспорт и т.д.). Это позволит специалистам сконцентрироваться на одной задаче и тем самым сократить время проведения работ, а руководителю обследуемой организации - сэкономить средства.

Второй этап - сбор данных по энергопотреблению в учреждении. При проведении энергоаудита на производстве этот этап бывает очень длительным (до полугода), но в организациях бюджетной сферы на то, чтобы собрать первичные данные о потреблении энергоресурсов, разобраться в особенностях работы оборудования, систем и составить отчет, у аудиторов уходит месяц. В отчете специалисты, проводившие обследование, дают оценку потенциала энергосбережения и делают предложения относительно направлений работы на следующем этапе.

Третий этап энергоаудита - уточнение и корректировка ранее полученных данных. Для этого аудиторы собирают информацию, необходимую для заполнения форм энергетического паспорта. При недостаточности или недостоверности данных проводится детальное обследование оборудования или объектов. При этом по каждой обследуемой системе и объекту выявляются параметры режимов работы, энерго- и ресурсопотребления. Если информация снова недостоверна, возможно, потребуются инструментальные замеры.

После проведения третьего этапа аудиторы составляют окончательные редакции отчета, паспорта и перечня мероприятий, которые будут основой проекта программы энергосбережения для данной организации. Затем в уполномоченном органе утверждается и регистрируется энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов.

Примечание. В среднем на проведение энергоаудита в бюджетной сфере уходит три-четыре месяца.

Сроки проведения энергоаудита зависят от того, как долго придется специалистам согласовывать детали и подробности отчетных документов с руководством и специалистами обследуемой организации. Обычно это самый щекотливый пункт сотрудничества заказчика и подрядчика, так как на основе итоговой программы энергосбережения определяется и размер будущих инвестиций в новое оборудование или системы.

Особенности энергоаудита в бюджетной сфере

Однако при проведении энергоаудита необходимо учитывать особенности организаций бюджетной сферы. По словам И.Ф. Игнатова, внутри этой сферы учреждения сильно отличаются друг от друга по структуре своего потребления. Так, в дошкольных учреждениях основной расход электроэнергии приходится на электротермические установки пищеблоков. На освещение уходит от 10 до 15% общего энергопотребления. В учреждениях образования имеется пять направлений, по которым расходуется электроэнергия: освещение (50-70% общего потребления образовательного учреждения), объекты с электродвигателями (10-30%), различные нагревательные установки (кипятильники, электрические плиты и т.д.), которые расходуют от 10% до 20% электроэнергии, а также компьютеры (до 10%) и лабораторные стенды. В свою очередь, административные учреждения тратят энергоресурсы по четырем направлениям: на освещение (40-60%), работу объектов с электродвигателями (10-30%), на нагревательные установки (20-40%) и компьютеры (10-20%).

"Из-за большого разнообразия потребителей бюджетной сферы единой методики проведения энергоаудита для них не существует, - заметил И.Ф. Игнатов. - Поэтому и для подрядчика, и для заказчика будет лучше, если руководитель организации предоставит аудитору достаточное количество справочной информации по источникам потребления (например, соотношение нормативного расхода энергоносителей к реальному)".

Примечание. Установка приборов учета - первый шаг к реализации энергосберегающих мероприятий. Приборы учета делают понятной зависимость между величиной энергопотребления и расходами на энергоресурсы, а также помогают уменьшить затраты по оплате коммунальных услуг за счет более низкого уровня фактического потребления.

Характеристика объектов, потребляющих энергоресурсы, измерения параметров энергоносителей за последние полгода, методы составления энергетических балансов в организации - вся эта информация может помочь в работе аудитору. "Но самое главное, чем может содействовать руководитель обследуемого учреждения компании, которая будет проводить энергоаудит, - сформировать у своего коллектива желание сотрудничать с фирмой извне, - подчеркнул И.Ф. Игнатов. - Зачастую сотрудники организаций с предубеждением относятся к работе аудиторов. Последствия такого отношения довольно печальны: данные собраны неполно, нюансы энергопотребления не учтены. В результате сроки обследования затянуты, а организация вынуждена нести лишние траты".

  В.И. Шишалова,


Источник: "Руководитель автономного учреждения", N 4, апрель 2010 г.


*(1) Здесь и далее - цитаты из интервью, взятых автором статьи.

Начало активности (дата): 19.10.2011

← Возврат к списку