Статьи

Инвестиционный энергоаудит

12 Апр 2010

В настоящее время, в связи с реформированием ЖКХ, в случаях смены собственника промышленного предприятия, а также при подготовке решений для инвестирования проектов становится необходимой срочная оценка состояния системы энергоснабжения объекта, которым может быть и отдельное муниципальное образование в целом.

В.П. Грицына


Представим, что администрация муниципального образования принимает решение о повыении надежности и эффективности теплоснабжения поселка. Поселок снабжается теплом от нескольких поставщиков тепла по локальным теплосетям, не связанным между собой, причем котельных у поставщиков - десятки. 

В этом случае, для принятия решений о реорганизации системы теплоснабжения, вернее, для создания системы управления теплоснабжением поселка (города) необходимо решить следующие задачи: 
1) Оценить перспективу развития жилищного фонда поселка (возможно при отсутствии Генерального плана развития поселка); 
2) Определить возможности развития промышленности и сферы услуг (при сложности планирования в условиях перманентной «перестройки»);
3) Оценить техническое состояние котельных и сетей (при отсутствии достаточной документации в результате смены собственников в постсоветский период); 
4) Разработать Программу снижения затрат на производство и транспорт тепла, ранжировать этапы реализации энергосберегающих мероприятий и проектов на 3-5 лет с оценкой требуемых затрат; 
5) Разработать Программу снижения потерь тепла у потребителей (при недостатке достоверной информации по техническому состоянию зданий и сооружений); 
6) Оценить перспективы изменения тарифов на энергоресурсы на 3-5 лет; 
7) Подготовить Сводную Программу развития энергоэффективной и экономичной системы производства и потребления тепла; 
8) Подготовить Бизнес-план инвестиционного проекта для реализации Программы развития системы теплоснабжения поселка и оценить риски его реализации.

Очевидно, что каждая задача требует для своего решения значительного времени и работы специализированных и проектных организаций. 
Как оценивать стоимость этой работы? 
Подготовка 1-2 вариантов Бизнес-плана по данным Заказчика (по опыту последних лет) составляет 10-20 тыс. долларов (то есть в среднем 450 тыс. руб.). Разработка Генерального Плана развития поселка может составить несколько миллионов рублей.

Решение обозначенных задач необходимо готовить одновременно и быстро. Эти задачи могут быть решены квалифицированной энергоаудиторской организацией в рамках предпроектного или инвестиционного энергоаудита. 
В российской квалификации имеется понятие «предпроектный энергоаудит». Предпроектный энергоаудит подобен предпроектному обоснованию осуществимости проекта (feasibility study), которое делает проектная организация. 
В западной терминологии есть название прединвестиционный или инвестиционный энергоаудит. Термин «прединвестиционный энергоаудит», по нашему мнению, является более точным в случае, когда предприятию или потенциальному инвестору необходима оценка условий достаточности обеспечения энергоснабжения предприятия и минимизации затрат при реализации инвестиционного проекта. Для решения вышеприведенных задач модернизации системы отопления поселка необходим именно инвестиционный энергоаудит. 
Энергоаудит в данном случае будет предшествовать работе проектантов по ряду подпроектов данного инвестиционного проекта. На основе прединвестиционного энергоаудита должны быть обоснованы исходные данные для бизнес-плана проекта. 
После проектирования и строительства энергетического объекта или системы целесообразно проводить энергомониторинг эффективности проекта во взаимосвязи с меняющимися условиями производства, учитывая возможность корректировки проекта в течение всего срока его выполнения. 
Таким образом, энергоаудитор может выступать как инициатор проекта и далее, как консультант, участвовать в проекте. При этом ответственность энергоаудитора за результаты проекта значительно повышается.

При обосновании целесообразности осуществления проекта, например, при строительстве промышленной электростанции (или котельной), перед выполнением технико-экономическими расчетов и определением рентабельности, необходимо определить такие критерии как: отношения собственности, возможности реализации договорных отношений по топливоиспользованию, проблемы реализации тепловой и электрической энергии (эти решения можно назвать Концепцией проекта). 
Заказчик периодически или хотя бы раз в жизни сталкивается с необходимостью реализации конкретного проекта и ему иногда трудно определиться даже с Концепцией проекта. По крайней мере, этот процесс осознания необходимости реализации проекта занимает длительное время. Ориентация Заказчика на собственные силы приводит к потере времени, а время - это деньги. Например, задержка со строительством собственной электростанции мощностью 10 МВт на 1 год грозит отсрочкой получения потенциальной экономии затрат на электроэнергию в размере до 30 млн. руб.

Энергоаудиторы, как консультанты, работающие с широким кругом вопросов по производству энергии и энергообеспечению предприятий-потребителей энергии, могут и должны обеспечить Заказчику квалифицированную техническую услугу по подготовке предпроектных решений. Опытные консультанты должны анализировать и оценивать энергетические проекты за короткие сроки и определять, при каких условиях проекты являются технически и финансово осуществимы.

В данной заметке мы попытались определить задачи и отличия инвестиционного энергоаудита от обычного энергоаудита и предпроектных проработок. В качестве примера была взята одна из сложных задач, которые должны решаться в рамках Программы реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства. 
В соответствии с возрастающим уровнем требований повышается роль энергоаудитора, повышается и уровень требований к его квалификации, которая должна охватывать технические вопросы энергоснабжения, энергосбережения и возможности оценки финансовых и экономических вопросов. 

Источник: РосТепло.ru

Начало активности (дата): 12.04.2010

← Возврат к списку