Статьи

Энергоаудит и энергоэффективность

29 Янв 2010

Первым шагом на пути повышения энергоэффективности является проведение энергоаудита. И хотя результат энергоаудита носит всего лишь рекомендательный характер, и реализация энергосберегающих мероприятий – это следующий шаг, главное – чтобы энергетические обследования были проведены специалистами, и заключение о состоянии объекта было верным. 

В. М. Смотрелкин, заместитель начальника отдела энергоэффективности КП «Московская энергетическая дирекция»

Первым шагом на пути повышения энергоэффективности является проведение энергоаудита. И хотя результат энергоаудита носит всего лишь рекомендательный характер, и реализация энергосберегающих мероприятий – это следующий шаг, главное – чтобы энергетические обследования были проведены специалистами, и заключение о состоянии объекта было верным. В статье анализируются причины низкого интереса к услугам энергоаудиторских компаний, дается оценка профессионализму организаций, работающих в этой области, и предлагается возможный выход из сложившейся ситуации.

Об энергоаудите во всех без исключения сферах хозяйственной и потребительской деятельности написано неисчислимое количество статей в специализированных и популярных изданиях, проведен анализ и имеет место вывод о безусловной его эффективности. С использованием результатов энергоаудита защищена не одна диссертация по тематике энергосбережения.

Какова основная цель энергоаудита? Профессионально проведенный энергоаудит, базирующийся на, безусловно, достоверных данных о хозяйственной деятельности объекта, создает основу для оптимизации его энергоресурсопотребления и финансовых затрат.

Почему энергоаудит до сих пор не востребован в должной мере?

Результаты энергоаудита дают прозрачность энергоресурсопотребления обследуемого объекта. А далее вступают в силу факторы отношения к энергоресурсопотреблению периода дикой рыночной экономики:

1. Позиция подавляющего числа коммерческих предприятий (в том числе с немалым пакетом акций государства):

  • «Как используем ресурсы – это наше внутреннее дело»;
  • «Повысят тарифы – все равно затраты будут заложены в себестоимость продукции»;
  • «Нет свободных средств на энергоаудит».

Федеральный Закон об энергосбережении 1996 года, актуальный в свое время, давно потерял свою значимость. Однако на протяжении десятка лет противодействующему лобби в парламенте удается сохранить беззубый на данный момент развития экономики страны закон практически без изменения. Только принятие федерального закона об энергосбережении прямого действия может переломить существующую ситуацию. Кроме того, назрела необходимость актуализации формы паспорта промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов.

2. Позиция организаций, финансируемых из бюджета Москвы:

  • «А что это за слово «энергоаудит», и для чего он нужен?»
  • «На какую сумму ни предъявим счета – оплатят все».

Московскую правовую и нормативную базу энергосбережения и энергоэффективности необходимо создать в кратчайшие сроки с применением системного подхода. В столице должна быть создана система и орган управления энергосбережением и энергоэффективностью, имеющий статус самостоятельной структуры правительства Москвы. Энергоаудит должен являться одной из составных частей системы.

«Точечные» воздействия на эффективность использования энергоресурсов в масштабах города не смогут никоим образом способствовать отдалению надвигающегося энергетического кризиса региона.

Кто проводит энергоаудит?

Энергоаудит проводят специализированные организации – энергоаудиторские фирмы. На территории Москвы в системе добровольной регистрации при Департаменте топливно-энергетического хозяйства г. Москвы участвуют 34 энергоаудиторские фирмы, 32 – московские и две – подмосковные. Большинство из них зарегистрировано для проведения только энергоаудита, но некоторые, помимо этого, и для обследования наружных ограждающих конструкций тепловизионным методом. Часть фирм зарегистрирована только для проведения обследования наружных ограждающих конструкций тепловизионным методом. Зарегистрированные при Департаменте топливно-энергетического хозяйства г. Москвы энергоаудиторские фирмы очень разнятся и по квалификации сотрудников, и по составу приборного парка. Участниками системы сертификации качества являются только две фирмы.

Московский регион не привлекателен для иногородних фирм, в то время как многие московские фирмы проводят работу по всей территории России.

Энергоаудит очень близок к научно-исследовательской работе (обследование важных объектов, таких как нефтеперерабатывающие заводы, крупные больничные комплексы, школы, поликлиники), поэтому требования к исполнителям должны предъявляться высокие.

В Москве к практическому энергоаудиту имеют отношение всего 100–150 чел.

Стоимость энергоаудита

Негосударственные предприятия оплачивают проведение энергоаудита из собственных средств, бюджетные – за счет соответствующего бюджета.

Утвержденных расценок на работы по энергоаудиту не существует, следовательно, цена является предметом договора между заказчиком и энергоаудиторской фирмой.

Исходя из трудозатрат на энергоаудит, получаемого экономического эффекта, стоимость профессионально проведенного энергоаудита предприятия, потребляющего 6 тыс. т. у. т., составляет 700–800 тыс. руб. Это подтверждено практикой других российских регионов. Длительность проведения энергоаудита составляет около полугода.

Профессионально проведенный энергоаудит, базирующийся на, безусловно, достоверных данных о хозяйственной деятельности объекта, создает основу для оптимизации его энергоресурсопотребления и финансовых затрат

К сожалению, используя право свободного выбора, предприятия часто договариваются с недобросовестными или малоквалифицированными энерго-аудиторскими фирмами на оказание услуг по цене в 2–2,5 раза ниже обычной. В результате появляются энергетические паспорта потребителей топливно-энергетических ресурсов, выполненные практически полностью по информации, представленной предприятием. Как следствие, нерациональные потери составляют доли процента, расчетно-нормативное потребление на десятки процентов выше фактического, направления внедрения энергосберегающих мероприятий выбраны неэффективно и т. д.

Ценовой демпинг вынуждает высоко квалифицированных энергоаудиторов искать объекты в других российских регионах, а их место занимают менее квалифицированные кадры, снижая эффективность энергоаудита на территории Москвы.

Выходом из сложившейся ситуации послужит скорейшее утверждение Ценника на проведение работ по энергетическому обследованию и энергетической паспортизации бюджетных организаций Комплекса социальной сферы города, разработанного Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы.

Актуальность утверждения Ценника определяется и начавшимся процессом разворачивания работ по энергоаудиту на объектах ЖКХ и комплекса социальной сферы города.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. Об энергосбережении [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 13 марта 1996 г.: одобр. Советом Федерации 20 марта 1996 г.

2. Об энергосбережении в г. Москве [Текст]: закон г. Москвы № 35 от 05.07.2006 г. // Вестник мэра и Правительства Москвы. – 2006. – № 43.

3. Постановление Правительства Москвы от 11.12. 2007 года № 1078-ПП «О концепции городской целевой программы “Энергосбережение в г. Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года” и о первоочередных мероприятиях на 2008 год».

4. Постановление Правительства Москвы от 10.06.2008 года № 503-ПП «О совершенствовании нормативной базы эффективности Комплекса социальной сферы г. Москвы» (вместе с «Положением об энергетической паспортизации и декларировании энергопотребления бюджетных учреждений Комплекса социальной сферы г. Москвы и государственных унитарных предприятий г. Москвы»).

5. Постановление Правительства Москвы от 03.06. 2008 года № 452-ПП «О проведении экспресс-аудита энергопотребления в бюджетных учреждениях и жилых домах г. Москвы».

6. ГОСТ Р 51379–99. Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы [Текст]. – Введ. 2000–09–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001.

7. Смотрелкин, В. М. О системе лимитирования (нормирования) потребления энергоресурсов бюджетными организациями Комплекса социальной сферы г. Москвы [Текст] / В. М. Смотрелкин // Энергосбережение. – 2007. – № 2.

8. Смотрелкин, В. М. Совершенствование правовой и нормативной базы управления энергоэффективностью и энергосбережением в Москве [Текст] / В. М. Смотрелкин // Энергосбережение. – 2007. – № 3.

9. Смотрелкин, В. М. Городская система управления энергоэффективностью и энергосбережением [Текст] / В. М. Смотрелкин // Энергосбережение. – 2008. – № 3.


Опубликовано в журнале Энергосбережение №6/2008

Источник: www.abok.ru

Начало активности (дата): 29.01.2010

← Возврат к списку