Статьи

Почему энергосервисные контракты не получили широкого применения

20 Фев 2012

Больше двух лет прошло с момента вступления в силу Федерального закона № 261 "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности". Его основной целью являлось стимулирование более бережного отношения к потреблению электрической и тепловой энергии через практику энергосервисных договоров (контрактов). Однако закон оказался сырой, до сих пор требующий уточнений и дополнений. А число реально заключенных и действующих энергосервисных контрактов минимально.

Тема энергосбережения обсуждалась на "круглом столе" под названием "Перспективы реализации энергосервисных контрактов в бюджетной сфере, ЖКХ и промышленности", который организовали и провели в Барнауле 16 февраля Российская гильдия энергоаудиторов, "Федеральная энергосервисная компания" ("ФЭСКО") и газета "Ваше дело". Мероприятие получилось достаточно дискуссионным и масштабным. В нем приняли участие представители многих малых и средних компаний, занимающихся энергоаудитом и внедрением сберегающих технологий. Это было вполне закономерно, поскольку № 261-ФЗ был призван способствовать широкому развитию сектора МСП в этой сфере. Малому бизнесу он интересен.

Однако практическая реализация закона пока не впечатляет. По словам Сергея Кренца, вице-президента НП "Региональный центр энергоэффективности и энергоаудита", потенциальных потребителей нового сервиса условно можно разделить на три группы: бюджетные организации, жилой фонд и промышленный сектор. Однако каждая из них имеет свои особенности при подписании подобных контрактов. Сергей Теодоров, заместитель генерального директора "ФЭСКО", подтвердил, что классических примеров внедрения энергосервиса — единицы по всей стране. Как правило, они реализуются в промышленном секторе. А вот у бюджетников и ЖКХ все непросто.

Предприниматель Дмитрий Матвеев рассказал о том, что часто обращается в бюджетные организации с предложением о сотрудничестве в рамках 261-го закона: "Однако там мне отвечают, что подписывать энергосервисный контракт им неинтересно и невыгодно. Потому что бюджетное финансирование строго определено. И если в ходе реализации контракта возникнет экономия средств, то неизвестно, куда их следует относить и как отражать в бухгалтерских документах".

Бюджетные ограничения приводят к тому, что в организациях озабочены лишь получением энергопаспортов (это требуется сделать в течение 2012 года) и заменой лампочек.

Виктор Гайдай, директор Новосибирского филиала "Российского энергетического агентства", пояснил, что бюджетным организациям все равно придется повышать свою эффективность. Прямую ответственность за реализацию закона несут региональные и муниципальные власти. Однако важно создать для всех стимулирующие механизмы применения контрактов. Один из вариантов уже найден и озвучен: Минрегионразвития недавно выпустило письмо с разъяснениями, что бюджетные организации могут использовать сэкономленные в результате внедрения новых технологий ресурсы на собственное усмотрение. Например, на погашение энергосервисного контракта, или могут вносить их в расходную часть бюджета следующего года.

Другая возможная мера — федеральный фонд, который позволит нащупать механизм финансирования энергосервисных договоров. Как рассказал г-н Теодоров, планируется, что в ближайшее время такой фонд будет создан "Внешэкономбанком" для выпуска ценной бумаги. "При рассмотрении проекта по энерго­сбережению ВЭБ должен будет лишь убедиться в объективности представленных расчетов. И если они верны, то ценная бумага будет выдана в качестве залога в кредитную организацию, которая финансирует проект", — пояснил представитель "ФЭСКО".
Сергей Теодоров, заместитель генерального директора "ФЭСКО России": "Наша компания была создана в прошлом году для реализации № 261-ФЗ в партнерстве с Российским энергетическим агентством. Сегодня практика энергосервисных контрактов в стране чрезвычайно мала и носит некий отложенный эффект. По сути, операция энергосервиса представляет собой лишь набор документов, включающих в себя кредитный договор, лизинговый договор, договор залога и т. д. Но многие нюансы не учтены. Требуется доработка законодательства, чем сегодня готов заняться Комитет по энергетике Госдумы РФ во главе с депутатом Грачевым. Любое бюджетное учреждение обязано через пять лет уменьшить свое энергопотребление на 15%. Но проблема состоит в том, что многие из руководителей даже не задумываются об этом. Они не понимают, что энергосбережение – это не просто менять лампочки. Это применение современных технологий и оборудования. Но бюджетники довольствуются тем, что проходят аудит, и им каждый год срезают финансирование на 3%. Тем не менее хорошие примеры есть. Один из проектов, которые можно внедрять по закону, связан с модернизацией городского электротранспорта. Российское энергетическое агентство взяло на себя продвижение этой программы в регионах. В семи из них уже заключены соглашения. Аналогичные проекты можно реализовать в ЖКХ и городском хозяйстве (уличное освещение, тепловые сети, котельные и т. д.)".

Факт

Компания "Алтайэнергосбыт" реализует свою программу энергосбережения. Она заключила около 10 энергосервисных контрактов с различными предприятиями края.


Источник: алтапресс.ru

Начало активности (дата): 20.02.2012 11:36:48

← Возврат к списку