Энергетический менеджмент - основа для реализации энергосервисных контрактов
3 Фев 2012
В статье Бегалова Владимира Анатольевича, заместителя директора ГБУ Свердловской области «Институт энергосбережения», приведены основные этапы формирования энергоменеджмента предприятия.
Энергетический менеджмент целесообразно рассматривать как совокупность управленческих методов повышения энергоэффективности, в отличие от инженерных, технических, технологических и прочих. Выделяя управленческие (организационные, административные) способы влияния на энергетическую эффективность, следует понимать определенную условность такого деления. Очевидно, что лишь совокупность различных мер – как управленческих, так и следующих за ними технических, – индивидуально подобранная для каждого конкретного случая, даст оптимальный результат. В статье Бегалова Владимира Анатольевича, заместителя директора ГБУ Свердловской области «Институт энергосбережения», приведены основные этапы формирования энергоменеджмента предприятия.
Сегодня абсолютно оправдан тезис о взаимозависимости энергоэффективности и надежности работы предприятия. В современных условиях, когда экономика глобализуется, границы рынков стираются, а индустрия так зависима от энергетических ресурсов и конъюнктуры рынков энергии, конкуренция все заметнее перемещается на поле энергоэффективности продукции и услуг, а долгосрочное преимущество получают именно те, кто сумел создать эффективную систему энергоменеджмента. Общепризнано, что энергетический менеджмент – важнейший элемент политики качества.
Энергетический менеджмент целесообразно рассматривать как совокупность управленческих методов повышения энергоэффективности, в отличие от инженерных, технических, технологических и прочих. Выделяя управленческие (организационные, административные) способы влияния на энергетическую эффективность, следует понимать определенную условность такого деления. Очевидно, что лишь совокупность различных мер – как управленческих, так и следующих за ними технических, – индивидуально подобранная для каждого конкретного случая, даст оптимальный результат. Сами по себе инженерные решения и технические инновации также приведут к более эффективному использованию энергетических ресурсов на предприятии, однако, именно их подчинение выстроенной на предприятии управленческой системе сделает устойчивым как процесс повышения энергоэффективности, так и в целом функционирование компании.
Не раз отмечалось, насколько огромен и одновременно недорог в реализации организационный потенциал энергосбережения. Анализ принятой в Свердловской области Региональной программы повышения энергоэффективности позволяет говорить о том, что эффект от оргмероприятий и энергоменеджмента в 1,9 раза выше, чем в среднем по всем мероприятиям Программы, и в 2,2 раза – чем от технических и технологических мер.
В более традиционном понимании энергетический менеджмент предусматривает ряд функций, выполнение которых дает объективную информацию об основных потребителях топлива и энергии, энергоэффективности различных процессов и отдельных видов продукции, резервах снижения энергопотребления.
Перечислим ключевые направления.
-
Институциональные изменения. Прежде всего, необходимо соответствующим образом изменить структуру управления организацией, в зависимости от ее величины и сложности. Из числа топ-менеджеров следует назначить ответственного за эту работу, наделив его полномочиями и предоставив ресурсы. Например, возможно создание на этапе планирования рабочей группы, которая могла бы скоординировать деятельность различных подразделений (производственных, финансовых, коммерческих и проч.), разработать необходимые процедуры, описать их регламентирующими документами.
-
Обучение персонала. О приоритете энергоэффективности необходимо соответствующим образом проинформировать как высший менеджмент, так и руководителей среднего звена, и рядовых сотрудников. В результате каждый должен четко понимать, как это отразится на его должностных обязанностях, в какие сроки и что он должен будет делать. Такое информирование – мера не единоразовая. От первого объявления о разворачивании работы по повышению энергоэффективности до отлаженного механизма и прозрачности в функциях и ответственности может пройти весьма значительное время, в течение которого необходимо будет проводить обучение и тренинги, разрабатывать инструкции и положения. Скорее всего, в первую очередь потребуется обучение общего плана, которое можно провести собственными силами – о необходимости и экономическом эффекте энергосбережения, о плане работы для этого и ожидаемых результатах. На следующем этапе, когда работа развернется в отдельных подразделениях, возникнет потребность в более узкоспециализированных знаниях, например, по использованию нового оборудования, эксплуатации приборов учета и регулирования, применению новых технологий и т.д. К реализации такого обучения, конечно, разумно привлечь профессионалов со стороны.
-
Стимулирование. Логичным продолжением работы с персоналом будут мотивационные и стимулирующие меры и даже механизмы для сотрудников и подразделений, добившихся лучших результатов в экономии ресурсов и энергии и повышении энергоэффективности. Даже в организациях бюджетной сферы новое законодательство предусматривает возможность направления сэкономленных бюджетных средств на цели премирования работников, способствовавших такой экономии.
-
Нельзя упустить важнейший момент – энергетическое обследование. Составленный и заполненный по его итогам энергетический паспорт. Энергетическое обследование будет, скорее всего, содержать и аудит договоров с поставщиками энергетических ресурсов, зачастую там есть что оптимизировать. Cтанет формальным результатом, однако важно проследить за его реальным наполнением. А именно – что прояснены участки, скрывающие основной потенциал энергосбережения, предложены рекомендации по его реализации. Желательно не просто типовые рекомендации, которые можно встретить на профильных сайтах, а индивидуальные, соответствующие конкретным условиям предприятия. Форма энергетического паспорта организации типовая и утверждается нормативно, однако предприятие-заказчик вправе наравне с энергопаспортом попросить энергоаудитора представить выявленные сведения и в других подходящих по ситуации формах. Когда в стране получит большее развитие практика энергосервисных контрактов, аудитор будет еще жестче отвечать за свои рекомендации. предприятия. Его нельзя отнести ни чисто к инженерным, ни к управленческим мероприятиям, как сложно переоценить его важность. Объектами энергообследования должны стать как здания, так и системы (например, в случае наличия собственной котельной), и технологические процессы. Именно энергоаудит покажет истинную картину происходящего в сфере потребления энергоресурсов. Согласно законодательству, проводить энергетический аудит вправе только компания, состоящая в одной из саморегулируемых организаций энергоаудиторов (такая система пришла на смену лицензированию деятельности в этой сфере и призвана гарантировать качество предоставляемой услуги).
-
Установка приборов учета. Самый банальный пункт, однако, как показывает практика, уже только факт мониторинга расхода энергии и затрат на нее дает их снижение за счет поведенческих и психологических аспектов. Если же к учету добавить регулирование, эффект значительно увеличивается. И эту меру также нельзя отнести исключительно к технологическим, поскольку она требует обучения персонала, а в ряде случаев и управленческой перестройки технологических, административных, бухгалтерских процессов. Кроме того, автоматизация в данном случае даст богатейший материал для анализа и предложения новых мер по снижению энергопотребления.
Так кратко можно описать базовые меры энергетического менеджмента на предприятии. В то же время, энергоменеджмент как целостная система, выстроенная на предприятии под его конкретные нужды и условия (в отличие от отдельныхоргмероприятий), позволяет говорить о мультипликативном эффекте и значительном повышении результативности.Действительно, ведь система энергетического менеджмента, будучи однажды внедренной и выстроенной, не просто решает сиюминутные задачи, а позволяет впоследствии ожидать оперативной и адекватной реакции всех задействованных подразделений (по горизонтали) и уровней (по вертикали) управления предприятием на изменяющиеся внешние и внутренние условия.
В то же время, финансовые затраты на внедрение энергоменеджмента обычно не столь высоки, как для реализации инженерно-технических мероприятий. Часто эксперты предлагают рассматривать эти вложенные средства не как убытки, а как инвестиции. Больше для успеха в данном случае востребованы другие – административные и интеллектуальные ресурсы, мотивация и организация.
Целью внедрения системы энергетического менеджмента является повышение устойчивости (в том числе финансовой) предприятия, улучшение его конкурентных позиций как через снижение издержек и себестоимости продукции, так и через повышение эффективности менеджмента в целом.
Какие задачи решает внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии?
- появление нового пласта управления компанией – управления потреблением энергии;
- вовлечение в этот процесс управленцев (руководителей подразделений), традиционно не задействованных в решении энергетических задач предприятия;
- создание путем регламентов, стандартов и документированных процедур такой системы управления энергией и энергозатратами на предприятии, которая обеспечит устойчивость и корректность принятия решений в меняющихся условиях.
Один из простых, но финансово затратных способов наладить в компании энергоменеджмент – пригласить консалтинговую компанию, специализирующуюся в данном сегменте. Сегодня на рынке представлен целый ряд фирм, предлагающих услуги по внедрению, в т.ч., управления качеством по стандарту ISO 50001 DIN EN 16001 (Energymanagementsystems — Requirementswithguidanceforuse, Системы энергоменеджмента — Требования с руководством по использованию).
Однако львиную долю работы менеджмент предприятия может провести самостоятельно. Чтобы получить представление о порядке действий и их составе, рассмотрим типовые этапы, по которым работают со своими клиентами консалтинговые компании (использованы материалы EnvidatecOst).
-
Диагностический аудит: проверка практической деятельности предприятия на соответствие требованияммеждународного стандарта ISO 50001 DIN EN 16001 (документация, аудит систем (электроэнергия, тепло, сжатый воздух, охлаждение и кондиционирование, топливо и т.п.), наблюдения, интервью). Результат – выявление проблемных областей и рисков, формулировка выводов и рекомендаций.
-
Обучение и вовлечение сотрудников предприятия в процесс энергетического менеджмента. Это может быть как высшее руководство, так и сотрудники, наделенные определенными полномочиями, например, внутренние аудиторы. В результате эти люди создадут и внедрят систему энергоменеджмента на предприятии, а затем и будут ею управлять.
-
Планирование разработки системы энергоменеджмента для понимания объема работ, распределения сроков и ответственности. Назначается руководитель, ответственный за внедрение системы энергоменеджмента на предприятии, из числаруководителей структурных подразделений создаются рабочие группы по отдельным вопросам. Составляется список документов, которые необходимо разработать, с указанием ответственных и сроков. Затем на основе этих регламентирующих и процедурных документов разрабатывается план мероприятий по их реализации в практической деятельности компании.
-
Разработка системы энергоменеджмента. Для прохождения сертификации по существующим стандартам необходимо разработать ряд обязательных элементов. Даже если цель сертификации не стоит, целесообразно, тем не менее, рассмотреть список этих элементов: разработанные политика и цели в области системы энергетического менеджмента; определение энергетических систем, определение процессов энергоменеджмента предприятия; формирование схем взаимодействия подразделений и взаимосвязей процессов; оценка энергоэффективности; разработка обязательной документации (в частности, руководства по энергоменеджменту).
-
Внедрение системы энергоменеджмента. Реализация разработанной модели на практике: информирование персонала о требованиях, ответственности, полномочиях; реализация мероприятий, предусмотренных в созданных на предыдущем этапе документах по энергоменеджменту; практическое выстраивание взаимодействия подразделений; мониторинг систем – потребителей топлива и энергии.
-
Внутренние аудиты. Анализ результативности и определение возможностей улучшения системы энергоменеджмента.
В случае, если предприятие намерено пройти сертификацию, за этими этапами последует предсертификационный аудит для определения готовности к ней. После чего предприятие выходит на собственно сертификационный аудитна соответствие требованиям международного стандарта ISO 50001 DIN EN 16001, который проводится независимым международным сертифицирующим органом.
В необходимости заниматься созданием системы энергоменеджмента на предприятии можно сомневаться и откладывать начало этой работы, однако рискну высказать тезис, что выполнение энергосервисного контракта невозможно в компании, где нет выстроенной системы энергетического менеджмента. Однако связь энергосервиса с энергоменеджментом – отдельная тема.
В заключении следует отметить, что внедренная адекватная система энергетического менеджмента на предприятии, включающая в себя такие разделы как энергетическое обследование, энергетический мониторинг и планирование не только обеспечивают экономию энергетических ресурсов за счет организационных мероприятий, но и создают предпосылки для выполнения энергосервисных контрактов по технической и технологической модернизации предприятия. Представители энергосервисной компании должны быть уверены в объективности данных о достигнутом уровне и динамике энергопотребления предприятия в предшествующий период, в достоверности информации о потреблении энергетических ресурсов, а также в наличии обученного персонала и технически грамотной системы эксплуатации оборудования.
Начало активности (дата): 03.02.2012 10:15:55
← Возврат к списку