Статьи

Энергосервис. Ожидание разрешения проблем и позиции сторон

2 Фев 2012

Сложилось такое впечатление, что как только будет проработана идеальная форма энергосервисного контракта, так тут же процесс пойдет. Во многих регионах сложилось такое мнение: сейчас утвердим хорошую форму энергосервисного контракта, проведем повсеместно энергетические обследования и результаты энергетических обследований оформим в виде энергосервисных контрактов, выставим на конкурс и проблема решена. На самом деле проблема не решается, поскольку она далеко не такая простая и проблема не только в форме энергосервисного контракта. О выгодах, ожиданиях и проблемах в статье Вице-президента НАЭВИ, эксперта-координатора международной программы ООН по энергоэффективности, Тихоненко Юрия Федоровича

ЗАКОН «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ …».

ГЛАВА 5. ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ ДОГОВОРЫ (КОНТРАКТЫ) …

До сих пор не стихают споры о том, каким должен быть энергосервисный контракт, что должно в него входить и как его реализовывать. Закон посвятил три статьи вопросам энергосервисного контракта. Для понимания сути энергосервисного контракта, т.е. статьи 19 закона, мы получили директивный документ: Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис». А для понимания статьи 20 – приказ Министерства экономического развития РФ №174 от 11 мая 2010 года, который предельно лаконично, буквально на полстраницы текста, изложил примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа).

Сложилось такое впечатление, что как только будет проработана идеальная форма энергосервисного контракта, так тут же процесс пойдет. Во многих регионах сложилось такое мнение: сейчас утвердим хорошую форму энергосервисного контракта, проведем повсеместно энергетические обследования и результаты энергетических обследований оформим в виде энергосервисных контрактов, выставим на конкурс и проблема решена. На самом деле проблема не решается, поскольку она далеко не такая простая и проблема не только в форме энергосервисного контракта.

Для того, чтобы в полной мере понять, что не все так просто, посмотрим на энергосервисный контракт глазами разных участников процесса. Обозначим четырех:
• непосредственный потребитель энергоресурсов, у которого должен реализовываться энергосервисный контракт;
• энергосервисная компания, которая реализует этот контракт;
• некий инвестор или банк, готовый (теоретически) профинансировать проект;
• орган исполнительной власти, который благодаря различным распорядительным документам, заинтересован в том, чтобы на его территории реализовывались энергосервисные контракты.

Энергосервис. Позиция потребителя

Наиболее распространенная позиция потребителя такова: если кто-то хочет у меня внедрить энергосберегающие мероприятия, то пусть приходит и за свои средства внедряет, а я готов буду всю экономию отдавать в счет погашения затрат, главное, чтобы срок возврата средств не превысил продолжительность жизни внедренного оборудования.

Если у потребителя заведомо было проведено энергетическое обследование и определен перечень рекомендуемых мероприятий и есть из чего выбирать для энергосервисного контракта, то это все равно не решает полностью проблему, поскольку в основе энергосервисного контракта, должен все-таки быть не перечень мероприятий из энергетического паспорта, а бизнес-план, проработанный по всем правилам. На данный момент такую глубокую проработку мероприятий энергоаудиторские компании не делают, следовательно, требуется дополнительные доработки с определенными затратами, а разработку бизнес-плана по логике должен делать тот, кто планирует привлекать средства на реализацию энергосервисного контракта. А поскольку таковым является энергосервисная компания, то ей, как говорится, и карты в руки. Сам потребитель энергоресурсов может занимать в этом случае пассивную позицию, если для него реальная экономия энергоресурсов будет делом добровольным. Если для реализации контракта объект, на котором планируется внедрять мероприятия, потребуется приводить в соответствие с требуемыми режимами и параметрами (требования п.14 Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636), то у потребителя может вообще пропасть всякая охота затевать реализацию энергосервисного контракта.

Пункт 14 выглядит так: «Заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.

В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий».
Чаще всего объекты не соответствуют всем требованиям и режимам, а приведение их в соответствие нередко дороже самого энергосервисного контракта.

Итак, позицию самого потребителя нельзя охарактеризовать как крайне заинтересованной в реализации энергосервисного контракта. Потребитель в лице бюджетного учреждения как правило равнодушен к тому, будет у него эффективнее использоваться энергия или нет, да и полномочий самостоятельно принимать решение о привлечении энергосервисной компании нет. У коммерческих компаний видимо пока присутствует недоверие к подобной форме услуг, которая воспринимается как бесплатный сыр в мышеловке. Все-таки у нас преобладает менталитет полагаться только на самих себя и к предложениям, связанным с энергосервисными услугами, относится с определенной осторожностью. Компании, которые пытаются предлагать свои услуги по энергосервису, не раз сталкивались с подобной позицией со стороны предполагаемых Заказчиков.

Позиция энергосервисной компании.

У тех компаний, которые располагают свободными оборотными средствами, достаточными для того, чтобы самостоятельно выходить на энергосервис, положение более-менее нормальное. Они сразу могут иметь дело с непосредственным заказчиком, или смело выходить на конкурс, если параметры конкурсной документации не вызывают сомнений. Хуже тем, кто оборотными средствами не располагает. Такие компании вынуждены прежде, чем выходить на конкурс, успеть заручиться поддержкой банков.

Для банков самое главное минимизация рисков и обеспечение заемных средств.
Возможные риски должны быть четко обозначены и сформулированы. Их устранение или хотя бы минимизация должно быть зафиксировано в официальных документах, имеющих соответствующий статус, это в первую очередь касается объектов бюджетной сферы, жилых домов. В противном случае банки или вообще не захотят рисковать и финансировать проекты, или будут предлагать высокий процент по кредитам, закладывая в него высокие риски.

Что касается обеспечения, то здесь с одной стороны вполне стандартные формы: залог, поручительство, гарантии, страхование, а с другой стороны тоже не все понятно. Если вести разговор о небольших компаниях, готовых участвовать в небольших контрактах, то у этих компаний может не оказаться имущества, годного для залога. Поручительство тоже не для всех доступно. Гарантии и страхование, как инструмент обеспечения пока не сформирован. Если говорить о крупных компаниях, которым есть, что заложить и которые имеют в своем арсенале и оборотные средства, и высокую репутацию, и тесные контакты с банками, то они пока себя никак не проявили в сфере энергосервиса на небольших объектах.

В результате энергосервис, который часто рассматривался, как благоприятное поле деятельности для малого и среднего бизнеса, пока для небольших компаний, в принципе, не доступен, а для крупных компаний, по все вероятности не очень интересен.

Итак, у энергосервисной компании на сегодня больше вопросов, чем ответов:
• Если предметом энергосервисного контракта (основные показатели экономии энергоресурсов) являются результаты энергетического обследования, выполненные недобросовестной или неквалифицированной компанией и фактические результаты будут не соответствовать заявленным, то кто и каким образом будет нести за это ответственность? И какова процедура экспертного заключения об истинной причине – является ли это следствием неверного расчета, или неправильно подобранного оборудования, или некачественно выполненной работы?
• В пункте 1 приложения к Постановлению Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 есть абзац: «При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком - включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт». Как это будет выглядеть на практике? Что тогда будет являться предметом конкурса в конкурсной документации? Если перечни мероприятий от разных участников будут сильно отличаться друг от друга, то по каким критериям будет определяться победитель?
• Энергосервисная компания провела своими силами обследование объекта, сформировала комплекс энергосберегающих мероприятий, оформила все в виде бизнес-плана или ТЭО, защитила расчеты в банке и получила положительное заключение банка по финансированию проекта или комплекса мероприятий. Может ли эта компания рассчитывать на реализацию такого проекта без конкурсного отбора или она все-равно должна будет направлять Заказчику свои предложения в виде заявки на участие в конкурсе и не более того? Если второй вариант единственно возможный, то много ли желающих найдется без всяких гарантий на успех тратить свое время, силы и деньги?

В итоге, прежде, чем принять решение участвовать в конкурсе или нет, энергосервисной компании приходится сталкиваться с рядом проблем, зачастую не зная с какой лучше начинать, но в любом случае, в той ситуации, которая сегодня сложилась, все риски, связанные с реализацией энергосервисного контракта, ложатся в первую очередь на энергосервисную компанию. Поэтому желание есть у многих, а вот смельчаков пока мало. Есть, конечно, отважные люди, которые идут на риск, и даже у некоторых вроде все получается, но это единичные случаи. А чтобы энергосервис приобрел массовый характер, наше государство должно немало потрудиться, в первую очередь не над текстами энергосервисных контрактов, а над тем, чтобы у компаний, готовых выходить на рынок энергосервисных услуг, страхов и опасений поубавилось.

Энергосервис. Позиция финансовых компаний

Не хочется говорить от имени банков и иных финансовых учреждений. Просто еще на стадии разработки Закона №261-ФЗ надо было собрать их представителей и поинтересоваться, по какой схеме, кого и как они готовы финансировать при реализации энергосервисных контрактов, и после этого стало бы понятно какие позиции надо закреплять законом и что писать в законе – о том, каким должен быть энергосервисный контракт или о том, что надо предпринять, чтобы этот контракт был востребован и энергосервис заработал.
Сегодня мы знаем только позицию Внешэкономбанка, который выдает кредиты от 2,5 млрд.рублей.

Здесь тоже много вопросов:

  • Готовы ли банки кредитовать мелкие контракты?
  • Каков приемлемый уровень финансирования, на какой срок и под какие проценты?
  • Может быть банки вообще не готовы финансировать проекты, стоимостью 5-10 млн. рублей (а по результатам энергетических обследований бюджетных организаций чаще всего на такой объем финансирования и выходят)?
  • Готовы ли банки работать с мелкими энергосервисными компаниями или они предпочитают кредитовать крупные, с хорошей репутацией?

На рынке энергосервисных услуг в США работают крупные компании, которые берут кредиты по 100 млн. долларов на 10-15 лет и под 1,5-2,5%. Компания, работая с такими деньгами, имеет возможность многократно оборачивать эти средства и получать приемлемую выгоду. И банкам выгодно иметь дело с малым количеством крупных надежных заемщиков, поскольку те имеют в своем штате профессиональные кадры по управлению финансами.

Что у нас, пока не ясно. Ясно только одно: если энергосервисная компания возьмет кредит под конкретный небольшой проект, с процентной ставкой больше 15%, то при самых благоприятных условиях эта компания по окончанию проекта не окажется в убытке, а чтобы получить хорошую прибыль, период возврата средств от полученной экономии должен затянуться на долгие годы.

Энергосервис. С позиции органа исполнительной власти

В силу того, что в перечне показателей, отражающих ход работ по энергосбережению в регионах и муниципалитетах, фигурирует количество проведенных энергосервисных контрактов, эта тема беспокоит органы исполнительной власти разных уровней. Но органы исполнительной власти должны придерживаться четких руководящих документов, а этих документов нет, если не считать те, которые уже упоминались. То, что есть крайне не достаточно.

Во многих регионах действуют местные законы или распорядительные документы по защите инвестиций. В принципе подобные документы, касающиеся вопросов развития и защиты энергосервисной деятельности, тоже должны появиться, но региональное законодательство все-таки должно опираться на федеральное и быть абсолютно конкретным, поскольку в большинстве своем будет касаться бюджетного финансирования, а опираться пока не на что.

Взять хотя бы новую редакцию пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.
Выдержка из пункта 3. Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Дополнения и поправки в Бюджетный кодекс внесены, а механизм применения этих поправок не прописан, а без четких комментариев по применению этой поправки вряд ли кто-то захочет этим воспользоваться, а без использования этой поправки энергосервис в бюджетной сфере обречен.

Подводя итоги сказанному

Подводя итоги, приходится делать неутешительный вывод о том, что к реализации энергосервисных контрактов никто из предполагаемых участников не готов и до реального процесса еще очень далеко.

Самое удивительное в том, что идея узаконить систему энергосервисных услуг (подчеркиваю, не требования к энергосервисному контракту, а именно к системе энергосервисных услуг, надеюсь, именно так рассматривался вопрос) появилась не в самый последний момент. Если кто-то помнит, первые варианты альтернативного закона энергосбережения, взамен №28-ФЗ, появились в начале 2000-х годов и, примерно в то же время с широким размахом прошла презентация открытия первой энергосервисной компании «Русэско» в составе НП «Энергоресурсосбережение». Эта компания просуществовала не долго, понимая преждевременность энергосервисной деятельности. Я это говорю к тому, что у авторов закона было достаточно времени, чтобы всесторонне изучить данный вопрос, и было у кого поинтересоваться, с какими проблемами пришлось на практике столкнуться энергосервисной компании. Можно было сформировать пакет всех барьеров, которые стоят на пути продвижения энергосервиса: и законодательные, и методологические, и финансовые и даже психологические, что тоже имеет место быть. Все это и послужило бы основой для формулировок в законе, которые должны были снять существующие барьеры или хотя бы указали путь, по которому надо двигаться.

Переоценить значимость энергосервиса трудно. С его помощью можно выйти совсем на другие масштабы экономии энергоресурсов. Помимо этого энергосервис открывает двери для малого бизнеса, дает возможность пустить в оборот финансовые ресурсы, которые в банках лежат мертвым грузом, увеличит спрос на энергоэффективные технологии, а значит позитивно повлиять на развитие отечественной промышленности. В общем, энергосервис можно смело рассматривать одним из ключевых направлений в области энергосбережения и обидно, что в законе эта тема представлена так скудно и однобоко.

Хочу привести пример из своего опыта, который наглядно иллюстрирует все вышесказанное.

В 2011 году по договоренности НАЭВИ с администрацией Новгородской области запланировали силами ОАО «УК «АЛЬЯНСЭНЕРГО» выполнить модернизацию систем наружного освещения в одиннадцати поселениях области. Компания взяла на себя все издержки по энергетическому обследованию систем наружного освещения. Энергетические обследования дали обнадеживающие результаты. В основном системы были оснащены светильниками с ртутными лампами, а кое-где, в некоторых деревнях, использовались даже лампы накаливания. Поэтому, когда рассматривали проект модернизации с заменой существующих светильников на светильники с натриевыми лампами, то вышли на простой срок окупаемости 1,6-1,8 года, вполне подходящий для энергосервисного контракта.

Оптимизм закончился, когда стали разрабатывать бизнес-планы по каждому проекту.

Первое, с чем столкнулись, это то, что при формировании бюджетов на потребляемую электрическую энергию планировался пятнадцатипроцентный рост стоимости электроэнергии, фактически электроэнергия выросла в цене чуть ли не в полтора раза. Если бы не произошла в мае прошлого года корректировка тарифов на электроэнергию, то сложилась бы ситуация, при которой энергосервисный контракт работал исключительно на сокращение долга перед поставщиками электрической энергии.

Второй сюрприз, который нас ожидал, это то, что в большинстве поселений системы наружного освещения имели смешанную форму собственности, т.е., например, опоры находятся в собственности местной сетевой компании, а светильники в собственности муниципалитета или вообще ни у кого не числятся на балансе.

Третье – муниципалитеты не готовы были давать муниципальную гарантию на исполнение контракта, что в свою очередь существенно повышает риски и сводит к нулю шанс получить в банке кредит на реализацию контрактов.

Четвертое. Многие системы наружного освещения не соответствовали существующим техническим требованиям. Приведение в соответствие зачастую должно предусматривать изменение шага и высоты опор, мощности светильников, прокладки дополнительных проводов для объединения сети и централизованного управления освещением, а это за собой вело дополнительные расходы, в разы превышающие стоимость замены светильников. Муниципалитеты не располагали достаточными средствами, чтобы выполнить эти дополнительные работы, а включение этих работ в состав энергосервисного контракта привела к тому, что окупаемость стала «зашкаливать» за 10 лет.

И последнее. В соответствие со знаменитым Законом №94-ФЗ, муниципалитеты обязаны на конкурсной основе отбирать энергосервисную компанию для реализации работ. Это значит, что мы, как энергосервисная компания, сделали всю подготовительную работу, включая разработку бизнес-плана, и должны передать в муниципалитеты материалы для проведения конкурсной процедуры по отбору исполнителя. В итоге мы столкнулись с вполне предсказуемой ситуацией: либо должны совместно с Заказчиком выполнить некие манипуляции, чтобы гарантированно оказаться победителями, а участвовать в этом абсолютно нет никакого желания, и даже не обсуждалось, либо получить шанс не оказаться в числе победителей. Иными словами результатами нашего труда могут воспользоваться другие организации, а мы не сможем получить компенсацию понесенных затрат (это четко оговорено пунктом 2 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636). А этого тоже очень бы не хотелось.
Пункт 2 (требования к условиям контракта). «Отсутствие компенсации участникам размещения заказов затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, открытый аукцион в электронной форме или ответа на запрос котировок».

В результате, несмотря на искреннее желание реализовать энергосервисные контракты, несмотря на то, что было потрачено немало сил, времени и собственных средств на проработку необходимых документов, все-таки были вынуждены отказаться от этих проектов и направить в администрацию Новгородской области письмо с извинениями по поводу того, что не смогли изыскать возможность найти приемлемый вариант для реализации этих проектов..

Этот пример очень наглядно и убедительно доказывает – как иногда бывает далеко от результатов энергетических обследований до реализации энергосервисного контракта на основе этих обследований.


Источник: Portal-energo.ru

Начало активности (дата): 02.02.2012 16:14:38

← Возврат к списку


0  
jingting17
cheap oakley sunglasses
red bottoms
james harden
air jordan 11 space jam
pandora charms
kyire 3
prada wallet
pandora uk
nike air max 270 men
prada bags
kd 9
jordan shoes
mulberry bag
nike air max 270
burberry scarf
pandora jewelry
skechers shoes
huarache shoes
air jordan
fitflop sale
oakley sunglasses
birkenstock sandals
pandora rings
Salomon Speedcross 3
nike air max 95
uggs for women
lacoste sale
Pandora Charms
ralph lauren shirts
supreme shirt
north face vest
michael kors bags
Hermes Wallets
goyard tote
nike vapormax
off white nike
nike air max 97
kevin durant shoes
air max 95 black
mcm handbags
ray ban eyeglasses
cartier bracelet
ralph lauren polo shirts
balenciaga bag
yeezy
moncler coat
ray ban glasses
nike air max 95 mens
north face coats
fitflop shoes
jordan 11 space jam
adidas yeezy
nike air max 270
ultra boost uncaged
salomon xa pro 3d
barbour jacket
ferragamo shoes men
coach bags
yeezy
nike shoes
mont blanc pens
asics womens running shoes
kate spade bags
mbt
lebron shoes
curry 4
yeezy boost 350
kyrie 4
mcm wallet
burberry shirt
pandora charms
chrome hearts bracelet
adidas nmd r1
christian louboutin
red bottoms
barbour
new balance golf shoes
moncler jacket mens
chrome hearts pendant
nike air vapormax
jimmy choo shoes
birkenstock
jordan retro 12
Yeezy Boost 350 V2
adidas trainers
uggs on sale
longchamp
pandora earrings
nike air max 95
goyard
michael kors outlet
salomon shoes
ed hardy clothing
bulgari jewelry
air max 90
moncler jacket
huaraches
ray ban eyeglasses
lebron 15
yeezy boost 350 v2
adidas yeezy
kate spade outlet
red valentino
moncler jacket mens
ecco boots
salvatore ferragamo
nike air max 270
nike air max 90
pandora jewelry
asics running shoes
under armour stephen curry
fitflop
hermes belt
red bottoms
pandora bracelet
jordan retro
nike kd
nmd
true religion
burberry
swarovski bracelet
polo
true religion outlet
ugg
uggs for women
ralph lauren dresses
air max
yeezy boost 350 v2
supreme shirt
didas ultra boost
nike air max 97
air vapormax
chrome hearts sunglasses
nike air vapormax
balenciaga sneakers
fitflop sale
skechers
pandora jewelry
moncler jacket
celine handbags
moncler jacket
rihanna fenty puma
air max 97 silver bullet
adidas ultra boost
ray ban sunglasses
longchamp backpack
kate spade
adidas originals superstar
swarovski necklace
air max
pandora earrings
under armour shoes
pandora earrings
coach outlet
salomon speedcross 4
mulberry bag
skechers uk
adidas nmd r1
Имя Цитировать 0  
0  
Sarah
Timberland Boots Outlet
Air Jordan 11
Pandora
Air Max UK
Jordan 9
Kate Spade Outlet
Yeezy Boost
Birkenstocks
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Charms Sale Clearance
Louboutin UK
Birkenstock Outlet
ECCO Shoes For Men
Christian Louboutin Outlet
Pandora
Jordan 11 Win Like 96
Christian Louboutin
Pandora Charms
Kyrie 4 Shoes
Bottega Veneta Handbags
Ferragamo Belt
Moncler Jackets
Jordan 10
Pandora Bracelet Charms
Fitflops
Air Max 270
Red Bottom Shoes
Moncler Coats
Christian Louboutin Shoes
Nike Air Force
Nike Shoes
Pandora Jewelry
Pandora
Fitflop
Valentino
Birkenstock Sandals On Sale
Ferragamo Outlet
Bottega Veneta
Timberland Outlet Store
Nike Outlet Store
Moncler UK
Birkenstock Sandals
Pandora
Nike Outlet
Fitflop Sandals
Pandora
Air Jordan 4
Adidas Yeezy
Nike Roshe Run
Adidas Yeezy
Air Max 98
Ed Hardy
Adidas Superstar Shoes
Retro Jordan
Goyard Bag
Pandora Jewelry
Goyard Handbags
Skechers
Adidas NMD
Pandora Rings
Adidas NMD XR1
Nike Air Vapormax
Nike Air Max
Valentino Outlet
Longchamp Outlet Online
Jordan 11 Low
Red Bottoms Louboutin
Jordan 8
Pandora Jewelry
Vans Sneakers
Nike Roshes
Adidas NMD
Kate Spade Handbags
Yeezys
Fitflop
Moncler Outlet Online
Pandora Jewelry Outlet
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Jewelry Outlet
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry Outlet
Pandora Bracelet Charms
Kate Spade Handbags
Jordan Shoes
Pandora
Pandora Bracelet
Curry 5
Jordans Retro
Nike Sneakers
Kate Spade
Pandora
Nike Outlet Store
Air Jordan
Adidas Yeezy
Adidas UK
Jordan 12
Air Jordan 14
Moncler Outlet
Birkenstock Outlet
Triple S Balenciaga
Pandora Charms
Air Jordan Retro 11
Air Jordan Shoes
Balenciaga Sneakers
Pandora Charms
Pandora Charm
Kyrie Irving Shoes
Pandora Jewelry
Fitflop Sandals
Pandora
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry Outlet
Timberland
Pandora Charms
Adidas Human Race
ECCO
Disney Pandora
Christian Louboutin Shoes
Christian Louboutin Heels
Ferragamo
Nike Factory Store
Adidas Yeezy
Christian Louboutin UK
Jordan Shoes
Kate Spade Outlet
Balenciaga Shoes
Pandora Bracelets
Air Max 270
Balenciaga
Pandora Bracelets
Pandora Charms
Fitflop Sale Clearance
Ralph Lauren UK
Pandora Jewelry
Pandora Outlet
Adidas NMD R1
Jordans Sneakers
Pandora Charms Jewelry
Pandora Outlet
Имя Цитировать 0  
0  
Guest
One of the most important things to carry is the Coach Bags Outlet. Every family's goal to find inexpensive good quality Coach Outlet Online. You should remember that buying cheap Coach Outlet Online is not your only focus. Thermal rating and overall design to ensure that the Michael Kors Outlet Canada you select will suit your purpose. So do your best in searching for the best Michael Kors Outlet for your situation. There is a plethora of online sites that offer this Michael Kors Sale. When buying Cheap Jordans For Saleonline, as it is with virtually any product, you should shop around. Look for customer reviews from people that have actually bought that particular Cheap Jordans For Sale. And being able to buy inexpensive Cheap NFL Jerseys From Chinagives families extra money to buy other things. Start your search now for Wholesale NFL Jerseys that are good value for money. For most people,buying designer Cheap Authentic NFL Jerseys are a rather substantial expenditure. Unless you're so wealthy that you can afford to buy designer Authentic NFL Jerseys without batting an eye. Carrying a designer item, even if you got Wholesale NFL Jerseys for cheap. There is a wide selection of Official NFL Jerseys you can choose from. Cheap NFL Jerseys From China-this is one of the most in demand cheap Jersey online stores.
Имя Цитировать 0  
0  
Guest
La Nike Air Max Mujer se ha convertido en una locura internacional durante mucho tiempo. En los últimos tiempos, muchas marcas han lanzado su colección de Camisetas Nba 2018. Hay tanto camisetas caras y camisetas baratas, especialmente la Camisetas Nba Baratas. Con el número creciente de fanáticos locos, la Camisetas Nba no solo está pensada para los jugadores. Las tiendas de deportes pueden querer Comprar Camisetas De Futbol. Para las tiendas, puede comprar Camisetas De Futbol Baratas de China y otros países a bajo precio. Estos Camisetas De Futbol Baratasestán hechos a medida y diseñados para dar el mejor ajuste. La mejor forma de Comprar Camisetas De Futbol es buscar en nuestra auténtica tienda en línea.
Имя Цитировать 0  
0  
XUXUXU
Acheter

Maillot Coupe Du Monde 2018
comme votre numéro un joueur est un gros plus pour passer une commande. La saison de football fournit encore plus de raisons d'acheter une bonne qualité

Maillot Pas Cher
. Les fans doivent avoir une bonne

Sac Michael Kors Pas Cher
pour représenter leur équipe préférée. Il peut y avoir beaucoup de différence dans la qualité de

Maillot De Foot Pas Cher
dans notre boutique en ligne.

Maillot Foot Pas Cher
bon marché peut vous fournir beaucoup de choix pour vous s'il vous plaît. Toute période de l'année est un bon moment pour acheter

Chaussures Louboutin Pas Cher
, et vous pouvez même l'avoir personnalisé, si vous le souhaitez. Comment obtenir les mêmes normes de haute qualité dans la

Maillot De Foot Pas Cher
? Maintenant, consultez notre site Web complet à la meilleure
Maillot Foot Pas Cher.
Имя Цитировать 0  
0  
Alfredo
Имя Цитировать 0  
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений