Статьи

Энергосервисный контракт: почему он выгоден собственнику?

18 Апр 2011

В федеральном Законе № 261 «Об энергосбережении» довольно подробно разъясняется, что такое энергосервисный контракт и устанавливаются правовые основы для его заключения и исполнения. И, тем не менее, в Череповце ни в 2010 году, ни в нынешнем до сих пор не заключено ни одного такого контракта. Более того, во всей России их так мало, что можно пересчитать по пальцам. Почему? Прежде всего потому, что мало кто знает о том, что это такое и чем такой контракт выгоден собственникам.

Цитируем закон: «энергосервисный договор — договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком». Формирование перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, возможно как на основании энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, так и на основании актуальных сведений об объекте.

Давайте возьмем для примера обыкновенный многоквартирный дом. Допустим, что для кардинального снижения потребления тепла домом (будь это товарищество собственников жилья или дом, обслуживаемый управляющей компанией, это неважно) требуется заменить устаревшее оборудование на современный индивидуальный автоматизированный пункт отопления и горячего водоснабжения. Стоят эти работы, к примеру, 1,2 миллиона рублей.

Естественно, собственники заявляют, что таких денег у них нет и платить они не готовы. Но в том-то и суть энергосервисного договора, что платить собственникам не нужно. Заключается он сроком до пяти лет. После проведения мероприятий потребление тепла снижается, но жильцы продолжают платить в том размере, как если бы их дом продолжал получать прежнее количество гигакалорий. И платят вплоть до той поры, пока продолжается действие договора, а он заключается, как правило, на тот срок, который необходим для полной окупаемости мероприятий.

Разница между объемами потребления до заключения контракта и фактическими значениями потребления после реализации мероприятий идет в бюджет энергосервисной компании и покрывает ее расходы на проведение работ и закупку оборудования. И, естественно, приносит ей прибыль. Сразу возникает вопрос: а что произойдет, если во время действия этого договора та же «Теплоэнергия» повысит тариф?

К сожалению, чудес не бывает. Зафиксированы показания счетчика в количественном, а не в ценовом эквиваленте; платить придется по новым тарифам. Энергосервисный контракт может касаться не только тепла. Например, если он охватывает такую статью расходов, как плата за электроэнергию, то в нем могут оказаться такие мероприятия, как замена ламп накаливания на энергосберегающие, установка в подъездах датчиков движения, подключение здания к системе диспетчеризации для своевременного выключения света утром и включения ночью и так далее.

Если он касается воды, то могут быть предложены восстановление циркуляционной линии горячего водоснабжения, замена запорной арматуры. Кстати говоря, мероприятия могут стоить и не миллионы, а гораздо меньше. Допустим, это сто тысяч, истратив которые энергосервисная компания гарантирует снижение водопотребления на десять процентов. Договор заключается сроком на год, в течение которого собственники жилья платят по-прежнему,а за счет образовавшейся разницы компания покрывает свои издержки и получает прибыль. Через год жильцы начинают платить за воду на десять процентов меньше.

Новое оборудование, установленное энергосервисной компанией, остается в ее собственности и на ее балансе на весь срок действия договора. После его завершения оно переходит в собственность дома. Есть еще один нюанс. Совершенно не обязательно, чтобы вся разница между реальным потреблением и тем, что было зафиксировано на момент заключения договора, уходила на счета компании. Возможен вариант, при котором 20 30 процентов экономии остаются дому, и жильцы начинают ощущать выгоду сразу же. Это, так сказать, агитационный момент: в таком случае договор, естественно, будет заключен на более длительный срок, но будет меньше сомневающихся, меньше недовольных и жалующихся.

Почему договоры на энергосервис в жилом фонде составляются на срок пять лет? Это не оговорено Законом, но дело в том, что в России энергосервисом занялись в основном управляющие компании. А по жилищному законодательству договор управления перезаключается именно через пять лет. Следовательно, через пять лет жильцы вправе поменять управляющую компанию на другую... а энергосервисная компания останется прежней?
Нереально — обязательно возникнет конфликт. Как видим, энергосервисный контракт выгоден и удобен для всех. Для компании — потому что она получает прибыль. Но прежде всего — для собственников жилья (или предприятий и учреждений), которые получают новое оборудование, утепление здания, усовершенствование системы освещения и пр., рассчитываясь за реализованные мероприятия в течение срока действия договора, т. е. со значительной рассрочкой платежа. Сразу возникает вопрос — почему в Череповце до сих пор не заключено ни одного такого договора? Во-первых,существовал некий законодательный вакуум. В Законе № 261 есть статья об энергосервисе, но не был проработан механизм возврата денег и не был проработан, собственно, сам по себе договор. Частично этот вакуум был ликвидирован в августе 2010 года, когда Правительством РФ было утверждено постановление о требованиях к условиям контракта на энергосервис (№ 636 от 18.08.2010 г.). Кроме того, в 2010 году Минэнерго были опубликованы рекомендации к составлению договора на энергосервис для бюджетных учреждений.


Остался ряд нюансов, касающихся реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах, где часть квартир принадлежит муниципалитету. Даже если общее собрание собственников квартир примет решение о выполнении и оплате энергосервисных мероприятий, это решение будет неправомерным в отношении арендаторов муниципальных квартир. Кроме того, на сегодняшний день слабо проработан вопрос контроля соблюдения исполнителем финансовой дисциплины. Во-вторых, есть еще одна препона.

«Это психологический барьер, — считает Алексей Суковатиков, руководитель группы управляющих компаний. — Наши люди консервативны и недоверчивы в том, что касается средств, которые надо вкладывать в усовершенствование собственного дома. Они хотят сначала посмотреть на другой такой же дом, который уже заключил такой контракт, поговорить с его жильцами, убедиться в том, что это на самом деле выгодно и удобно. Только после этого они (может быть!) согласятся с предложением заключить энергосервисный контракт».

Но есть все шансы на то, что в 2011 году такие договоры будут заключаться, причем в достаточно большом количестве. Законодательно они проработаны, экономические механизмы проработаны, неясностей не осталось. Уже готовятся проекты, которые управляющие компании готовы предложить своим клиентам-собственникам. И они будут настойчивы и убедительны. Поэтому стоит ожидать, что нынешний год станет стартовым для большой кампании по заключению энергосервисных контрактов.

Сторожев Юрий

Источник: http://chera.ru/

Начало активности (дата): 18.04.2011

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений