Статьи

Специфика заключения энергосервисных контрактов в бюджетной и жилищной сфере

27 Окт 2011

В.М. Белов, руководитель проектного офиса «Энергоэффективность», ОАО «Межведомсвенный аналитический центр», г. Москва, член Наблюдательного совета НП «Энергоэффективный город». Доклад на круглом столе «Энергосбережение и энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве» в рамках XII Всероссийского Форума жилищно-коммунального хозяйства, 17 марта 2011 г., Москва, МВЦ «Крокус-Экспо». (Печатается с сокращениями).

Я бы говорил сегодня об энергосервисе как об основном инструменте выполнения задачи обеспечения необходимого уровня софинансирования из внебюджетных источников в рамках региональных программ энергосбережения.

Мы видим три основных сегмента, в которых может использоваться механизм энергосервиса. Первый - это энергосервис в бюджетной сфере. Задача запуска этого механизма в действие - это прямая зона ответственности для регионов и муниципалитетов.

Второй сегмент - это жилье, хотя там есть определенные процедурные сложности.

Третий сегмент - это промышленность, где внедрение может пойти легче всего и на сегодня большая часть энергосервисных договоров заключается именно на предприятиях промышленности. В этом сегменте нет государственного регулирования, это коммерческие взаимоотношения между корпоративными субъектами и поэтому реализовать такие проекты легче.

Я расскажу более подробно о первых двух сегментах.

В рамках деятельности Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модерниза-ции и технологическому развитию экономики России была проведена работа по анализу и выявлению окупаемых мероприятий, которые могут лечь в основу заключаемых энергосервисных договоров. По полученным результатам для бюджетных учреждений потенциал экономии составляет от 20 до 25% в натуральных показателях и в тепле и в электрической энергии. Конкретно для каждого учреждения эта цифра будет отличаться, ее можно определить только по итогам энергетического обследования. Этот потенциал может быть достигнут засчет мероприятий со сроком окупаемости в пределах пяти лет. И даже с учетом заемного финансирования в среднем 10-15% годовых, это абсолютно рыночные условия особенно для этого сектора.

Закон об энергосбережении № 261-ФЗ определил сроки проведения энергетических обследований и составление энергопаспортов бюджетных учреждений, часть этого времени вышла, поэтому мы ожидаем, что в ближайшее время пройдет большая часть энергетических обследований. Я призываю при формировании технического задания на энергоаудит обязательно включать в него проработку вопроса об окупаемости мероприятий и возможности заключения энергосервиса, хотя бы в части расчета срока окупаемости мероприятий. В энергопаспорте есть раздел «Рекомендованные мероприятия к внедрению», но там, к сожалению, не очень четко прописаны механизмы расчета их окупаемости и возврата инвестиций. В дополнительном техническом задании эти вопросы можно осветить и раскрыть и в результате бюджетное учреждение получит хорошую основу для формирования конкурсной документации на заключение энергосервисного контракта.

На главной странице сайта Министерства экономического развития РФ появилась ссылка*, по которой можно скачать проекты примерного государственного контракта на энергосервис и примерной конкурсной документации на заключение контракта на энергосервис. Пока мы расцениваем эту документацию как вариант к обсуждению с профессиональным сообществом, обратная связь приветствуется. Тем не менее, документы неплохо проработаны, в них освещена большая часть вопросов. На основе этих документов уже в ряде регионов объявлены конкурсы на заключение энергосервисных договоров (в Калуге конкурс уже объявлен, в Нижегородской и Тверской обл. идет подготовка к объявлению).

* Код доступа для скачивания проектов примерного государственного контракта на энергосервис и примерной конкурсной документации на заключение контракта на энергосервис с сайта Минэкономразвития РФ:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/efficiency/doc20110217_07

США

▪ Практический опыт на протяжении 30 - 40 лет

▪ Особенность – развитая система государственной поддержки

▪ Примеры:

− 5 млрд долл. США – фонд Программы помощи с утеплением (оплачивает расходы по ремонту домов семей с низким доходом с целью энергосбережения и экономии расходов по оплате ресурсов);

− 4 млрд долл. США выделено на модернизацию государственного жилья, для повышения энергоэффективности;

− 300 млн долл. США выделено на скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы

Франция

▪ Практический опыт – около 50 лет

▪ Особенность – развитие энергосервиса началось с социального и жилищного сектора

− Жилищный сектор – 33%

− Промышленность – 12%

− Бюджетный сектор – до 50%

Индия

▪ Практический опыт – около 10 лет

▪ Характерно – объединение проектов

▪ Городские власти г. Акола провели тендер на замену всех ламп на энергосберегающие. В 2007 г. компания АЕL выиграла тендер, вложила 120 тыс. долл. США за 95% от экономии. Срок контракта – 6 лет

Источник: ОАО «Межведомственный аналитический центр»

Табл. Правовое поле рынка энергосервисных услуг в РФ

Правовое поле рынка
энергосервисных услуг
в РФ

Основные положения

Что дает?

Федеральный закон № 261-ФЗ

«Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…»

Вводит понятие контракта на энергосервис.

Устанавливает предмет контракта и его основные положения

Позволяет без существенных правовых рисков заключать контракты на энергосервис для всех групп потребителей

Изменения в федеральном законе № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Устанавливает порядок определения цены контракта, порядок размещения заказа на заключение контракта государственными и муниципальными заказчиками

Позволяет государственным и муниципальным заказчикам заключать контракты на энергосервис и планировать для них бюджетные расходы

Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта на энергосервис»

Устанавливает основные условия энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд

Позволяет сформировать контракты, учитывающие интересы заказчика и энергосервисной компании

Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.2010 № 02-03-06/5448

Определяет возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями сэкономленных средств

Обеспечивает возможность сохранения в их распоряжении сэкономленных средств, а также направления указанной экономии, в том числе на увеличение расходов по оплате труда

Есть и сложности при заключении энергосервисного договора в бюджетной сфере. На сегодня наиболее сложным для понимания профессиональными участниками рынка является вопрос т.н. сопоставимых условий. Это принципиально важный вопрос. Он определяет, как посчитать достигнутую экономию. Например, в прошлом году учреждение потребило 100 условных единиц энергоресурсов, провели энергосберегающие мероприятия и в следующем году потребили 80 условных единиц, т.е. 20% сэкономили. А еще через год было установлено дополнительное оборудование или были другие температурные режимы из-за более холодной зимы и потребление составило не 80, а 90 единиц. Фактически доступная экономия к получению дохода для энергосервисной компании сократилась вдвое. Казалось бы, что энергосервис не работает. На самом деле нет. И в законе, который определяет требования к энергосервисным договорам в бюджетной сфере очень четко написано: «по расчету сопоставимых условий». Методика расчета сопоставимых условий позволяет определить, каковы условия, с которыми надо сравнивать достигнутые результаты. В том проекте договора, который размещен на сайте Минэкономразвития, эти вопросы частично уже раскрыты, но, безусловно, требуют доработки. На самом деле эта сфера на наш взгляд нерегулируемая законодательно. Это скорей то, что должно быть наработано профессиональными участниками рынка. Как пример приведу США, где энергосервис развит в значительной степени именно в бюджетной сфере, там эти стандарты и правила расчета сопоставимых условий формируются в рамках профессиональных ассоциаций энергоаудиторов и энергосервисных компаний. И на них зачастую ставят ссылки в договоре. Я думаю это те вопросы, на которые рынок будет отвечать сам в процессе своего развития, но им стоит уже сегодня уделять большое внимание.

Аналогичная работа по выявлению потенциала была проведена и в жилищном секторе. По тепловой энергии потенциал составил порядка 20%, в электроэнергии меньше, но здесь мы не считаем мероприятия, которые реализуются внутри квартир. Туда энергосервисная компания «не проходит», а если «вычленить» электропотребление в местах общего пользования в жилых домах, то там можно и до 40% электроэнергии экономить. Срок окупаемости большинства мероприятий - в течение пяти лет. Имеются уже примеры заключенных энергосервисных договоров в жилье, хотя этот процесс сложный, и он доведен до успешного завершения только в тех регионах, где была существенная поддержка со стороны муниципальной администрации. Поддержка заключалась в основном в популяризации, в работе с населением и в разъяснении выгоды от энергосберегающих мероприятий. Например, в городе Тюмени, где в пилотном квартале было заключено 44 энергосервисных договора с жилыми домами, со стороны администрации были закреплены ответственные, которые ходили на собрания жителей и рассказывали о выгодах и эффектах, которые будут получены, и убеждали жителей. Наверно, это крайняя мера и не слишком тиражируемая, но для получения первых результатов и положительного опыта она необходима.

РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ДОГОВОРА

I. Технические риски:

▪риски, связанные с работой установленного оборудования:

−производительность оборудования не соответствует установленной;

−не правильная эксплуатация установленного оборудования;

▪ошибка при определении базового уровня потребления.

II. Экономические риски:

▪ошибочный расчет плановой величины экономии (инвестиционные затраты не покрываются экономией);

▪изменение стоимости энергетического ресурса (снижение тарифа).

III. Риски, связанные с выбором энергосервисной компании:

▪финансовая устойчивость энергосервисной компании (возможность финансирования проекта);

▪наличие специализированных лицензий, аккредитаций, сертификатов и т.д.

Завершая свое выступление, я бы хотел призвать представителей региональной власти внимательно ознакомиться с теми разъяснениями и нововведениями, которые предлагаются Министерством экономического развития и Министерством финансов. В частности, 30 декабря 2010 г. письмо-разъяснение Минфина № 02-03-06/5448 о том, как учитываются расходы на энергосервис при бюджетном планировании, было дополнительно разослано во все регионы .

На сегодня мы можем констатировать, что в части нормативной базы и нормативного регулирования для заключения энергосервиса в бюджетной сфере сформировано практически все. И тот факт, что уже объявлены конкурсы и ведется работа, это еще раз подтверждает.

Источник: http://www.energosovet.ru/

Начало активности (дата): 27.10.2011

← Возврат к списку