27 Окт 2011
В.М. Белов, руководитель проектного офиса «Энергоэффективность», ОАО «Межведомсвенный аналитический центр», г. Москва, член Наблюдательного совета НП «Энергоэффективный город». Доклад на круглом столе «Энергосбережение и энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве» в рамках XII Всероссийского Форума жилищно-коммунального хозяйства, 17 марта 2011 г., Москва, МВЦ «Крокус-Экспо». (Печатается с сокращениями).
Я бы говорил сегодня об энергосервисе как об основном инструменте выполнения задачи обеспечения необходимого уровня софинансирования из внебюджетных источников в рамках региональных программ энергосбережения.
Мы видим три основных сегмента, в которых может использоваться механизм энергосервиса. Первый - это энергосервис в бюджетной сфере. Задача запуска этого механизма в действие - это прямая зона ответственности для регионов и муниципалитетов.
Второй сегмент - это жилье, хотя там есть определенные процедурные сложности.
Третий сегмент - это промышленность, где внедрение может пойти легче всего и на сегодня большая часть энергосервисных договоров заключается именно на предприятиях промышленности. В этом сегменте нет государственного регулирования, это коммерческие взаимоотношения между корпоративными субъектами и поэтому реализовать такие проекты легче.
Я расскажу более подробно о первых двух сегментах.
В рамках деятельности Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модерниза-ции и технологическому развитию экономики России была проведена работа по анализу и выявлению окупаемых мероприятий, которые могут лечь в основу заключаемых энергосервисных договоров. По полученным результатам для бюджетных учреждений потенциал экономии составляет от 20 до 25% в натуральных показателях и в тепле и в электрической энергии. Конкретно для каждого учреждения эта цифра будет отличаться, ее можно определить только по итогам энергетического обследования. Этот потенциал может быть достигнут засчет мероприятий со сроком окупаемости в пределах пяти лет. И даже с учетом заемного финансирования в среднем 10-15% годовых, это абсолютно рыночные условия особенно для этого сектора.
Закон об энергосбережении № 261-ФЗ определил сроки проведения энергетических обследований и составление энергопаспортов бюджетных учреждений, часть этого времени вышла, поэтому мы ожидаем, что в ближайшее время пройдет большая часть энергетических обследований. Я призываю при формировании технического задания на энергоаудит обязательно включать в него проработку вопроса об окупаемости мероприятий и возможности заключения энергосервиса, хотя бы в части расчета срока окупаемости мероприятий. В энергопаспорте есть раздел «Рекомендованные мероприятия к внедрению», но там, к сожалению, не очень четко прописаны механизмы расчета их окупаемости и возврата инвестиций. В дополнительном техническом задании эти вопросы можно осветить и раскрыть и в результате бюджетное учреждение получит хорошую основу для формирования конкурсной документации на заключение энергосервисного контракта.
На главной странице сайта Министерства экономического развития РФ появилась ссылка*, по которой можно скачать проекты примерного государственного контракта на энергосервис и примерной конкурсной документации на заключение контракта на энергосервис. Пока мы расцениваем эту документацию как вариант к обсуждению с профессиональным сообществом, обратная связь приветствуется. Тем не менее, документы неплохо проработаны, в них освещена большая часть вопросов. На основе этих документов уже в ряде регионов объявлены конкурсы на заключение энергосервисных договоров (в Калуге конкурс уже объявлен, в Нижегородской и Тверской обл. идет подготовка к объявлению).
* Код доступа для скачивания проектов примерного государственного контракта на энергосервис и примерной конкурсной документации на заключение контракта на энергосервис с сайта Минэкономразвития РФ:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/efficiency/doc20110217_07
США
▪ Практический опыт на протяжении 30 - 40 лет
▪ Особенность – развитая система государственной поддержки
▪ Примеры:
− 5 млрд долл. США – фонд Программы помощи с утеплением (оплачивает расходы по ремонту домов семей с низким доходом с целью энергосбережения и экономии расходов по оплате ресурсов);
− 4 млрд долл. США выделено на модернизацию государственного жилья, для повышения энергоэффективности;
− 300 млн долл. США выделено на скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы
Франция
▪ Практический опыт – около 50 лет
▪ Особенность – развитие энергосервиса началось с социального и жилищного сектора
− Жилищный сектор – 33%
− Промышленность – 12%
− Бюджетный сектор – до 50%
Индия
▪ Практический опыт – около 10 лет
▪ Характерно – объединение проектов
▪ Городские власти г. Акола провели тендер на замену всех ламп на энергосберегающие. В 2007 г. компания АЕL выиграла тендер, вложила 120 тыс. долл. США за 95% от экономии. Срок контракта – 6 лет
Источник: ОАО «Межведомственный аналитический центр»
Табл. Правовое поле рынка энергосервисных услуг в РФ
Правовое поле рынка
|
Основные положения |
Что дает? |
Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…» |
Вводит понятие контракта на энергосервис. Устанавливает предмет контракта и его основные положения |
Позволяет без существенных правовых рисков заключать контракты на энергосервис для всех групп потребителей |
Изменения в федеральном законе № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» |
Устанавливает порядок определения цены контракта, порядок размещения заказа на заключение контракта государственными и муниципальными заказчиками |
Позволяет государственным и муниципальным заказчикам заключать контракты на энергосервис и планировать для них бюджетные расходы |
Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта на энергосервис» |
Устанавливает основные условия энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд |
Позволяет сформировать контракты, учитывающие интересы заказчика и энергосервисной компании |
Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 |
Определяет возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями сэкономленных средств |
Обеспечивает возможность сохранения в их распоряжении сэкономленных средств, а также направления указанной экономии, в том числе на увеличение расходов по оплате труда |
Аналогичная работа по выявлению потенциала была проведена и в жилищном секторе. По тепловой энергии потенциал составил порядка 20%, в электроэнергии меньше, но здесь мы не считаем мероприятия, которые реализуются внутри квартир. Туда энергосервисная компания «не проходит», а если «вычленить» электропотребление в местах общего пользования в жилых домах, то там можно и до 40% электроэнергии экономить. Срок окупаемости большинства мероприятий - в течение пяти лет. Имеются уже примеры заключенных энергосервисных договоров в жилье, хотя этот процесс сложный, и он доведен до успешного завершения только в тех регионах, где была существенная поддержка со стороны муниципальной администрации. Поддержка заключалась в основном в популяризации, в работе с населением и в разъяснении выгоды от энергосберегающих мероприятий. Например, в городе Тюмени, где в пилотном квартале было заключено 44 энергосервисных договора с жилыми домами, со стороны администрации были закреплены ответственные, которые ходили на собрания жителей и рассказывали о выгодах и эффектах, которые будут получены, и убеждали жителей. Наверно, это крайняя мера и не слишком тиражируемая, но для получения первых результатов и положительного опыта она необходима.
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ДОГОВОРА
I. Технические риски:
▪риски, связанные с работой установленного оборудования:
−производительность оборудования не соответствует установленной;
−не правильная эксплуатация установленного оборудования;
▪ошибка при определении базового уровня потребления.
II. Экономические риски:
▪ошибочный расчет плановой величины экономии (инвестиционные затраты не покрываются экономией);
▪изменение стоимости энергетического ресурса (снижение тарифа).
III. Риски, связанные с выбором энергосервисной компании:
▪финансовая устойчивость энергосервисной компании (возможность финансирования проекта);
▪наличие специализированных лицензий, аккредитаций, сертификатов и т.д.
Завершая свое выступление, я бы хотел призвать представителей региональной власти внимательно ознакомиться с теми разъяснениями и нововведениями, которые предлагаются Министерством экономического развития и Министерством финансов. В частности, 30 декабря 2010 г. письмо-разъяснение Минфина № 02-03-06/5448 о том, как учитываются расходы на энергосервис при бюджетном планировании, было дополнительно разослано во все регионы .
На сегодня мы можем констатировать, что в части нормативной базы и нормативного регулирования для заключения энергосервиса в бюджетной сфере сформировано практически все. И тот факт, что уже объявлены конкурсы и ведется работа, это еще раз подтверждает.
Источник: http://www.energosovet.ru/
Начало активности (дата): 27.10.2011