Статьи

Опыт реализации энергосервисных договоров в жилищной сфере г.Новосибирска

26 Окт 2011

В.А. Горлач, директор, ООО «Центр энергоэффективности Сибири», г. Новосибирск. Энергосервисные договоры могут быть применены для реализации мероприятий повышения энергетической эффективности практически в любой сфере деятельности, связанной с учитываемым потреблением энергоресурсов.

Статьей 19 Закона об энергосбережении описан предмет энергосервисного договора, в котором сторонами по договору являются Заказчик и Исполнитель.

В отличие от привычных схем, энергосервисный договор должен содержать условие о величине экономии энергетических ресурсов в результате его выполнения, вознаграждение по договору зависит напрямую от достигнутых результатов.

С целью создания стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении объектов жилищного фонда, возможно заключение энергосервисных договоров, следствием реализации которых является сокращение потребления энергетических ресурсов.

В роли Заказчика могут выступать собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме: физические и юридические лица, а также соответствующие публично-правовые образования в лице их уполномоченных органов. Кроме того, эту роль может выполнять и управляющая организация, которой в установленном законом порядке собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение энергосервисного договора.

Реализация пилотного проекта  по заключению энергосервисных договоров

На сегодняшний день на территории Новосибирской обл. ООО «Центр энергоэффективности Сибири» в качестве эксперимента по исполнению энергосервисных договоров в сфере ЖКХ, избрана модель, где в роли Исполнителя выступает организация, обладающая необходимыми знаниями, умениями и инструментами для оказания услуг по энергосбережению, а Заказчиком - Управляющая компания, которая представляет интересы собственников в многоквартирном доме (МКД).

Центром было проанализировано порядка 300 жилых многоквартирных домов с целью выявления наибольшего экономического эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий. Для реализации пилотного проекта определены семь многоквартирных жилых домов с различными техническими и конструктивными характеристиками объектов.

Следующим этапом стало информирование собственников помещений этих домов о преимуществах реализации энергосервисного договора (повышении надежности энергоснабжения, повышении энергоэффективности использования энергоресурсов, а, следовательно, и о снижении их расходов).

В области информирования населения города в части энергосбережения главенствующую роль в регионе занимает департамент энергетики и ЖКХ г. Новосибирска. Так же была организована работа региональных СМИ и Управляющих организаций, которые приняли решение участвовать в данном проекте.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства № 491, регулирующего отношения по содержанию общего имущества, были проведены собрания собственников помещений МКД, на которых было принято решение, в целях повышения энергоэффективности использования жителями многоквартирных домов энергоресурсов, для проведения дополнительных мероприятий, направленных на энергосбережение, поручить Управляющей компании заключить энергосервисные договоры.

В процессе проведения собраний выяснилось, что собственники ряда многоквартирных домов предварительно просчитали экономический эффект от внедрения мероприятий по энергосбережению и предложили вариант энергосервисного договора с переходом на договор подряда, а некоторые собственники сразу предложили договоры подряда.

На сегодняшний день, от собственников помещений еще 25 многоквартирных домов, поступили поручения Управляющим организациям на заключение энергосервисных договоров.

На выбранных объектах были проведены энергообследования. По результатам данных обследований разработан перечень мероприятий по энергосбережению, конкретно для каждого объекта, с учетом его технических параметров и суммы средств, которую возможно получить в результате экономии ресурсов.

В основном предлагались к внедрению следующие энергосберегающие мероприятия:

1) установка узлов учета - мероприятие необходимое для фиксации потребляемого энергоресурса;

2) автоматическое регулирование параметров в системе отопления;

3) ремонт и восстановление внутридомовых инженерных сетей с применением энергоэффективных материалов и энергоэффективного оборудования;

4) замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы.

Предварительный перечень мероприятий с указанием сроков их исполнения и ориентировочной стоимости был передан на согласование и утверждение Заказчику в лице Управляющей компании. Заказчик утвердил перечень мероприятий и на каждый из выбранных объектов (многоквартирных домов) был заключен энергосервисный договор.

В рамках данного вида отношений потребитель энергии предварительно не расходует свой капитал. Основную часть риска берет на себя энергосервисная организация, реализующая данный проект. Все затраты затем возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии энергоресурсов. Населению это экономически интересно, т.к. любые дополнительные расходы воспринимаются болезненно. Здесь же, не вкладывая дополнительных средств, собственники получают по окончании договора реальную экономию при оплате коммунальных услуг и в собственность то оборудование, которое устанавливалось для реализации условий договора.

В тоже время уже в процессе выполнения работ жители получают более комфортные условия проживания и улучшение технических характеристик здания, что в конечном итоге увеличивает стоимость жилья.

Согласно заключенным энергосервисным договорам для объектов, изначально оборудованных приборами учета, прогнозируемая экономия потребления энергоресурсов принята на уровне 10% от базового потребления. Для объектов, не оборудованных приборами учета, - 20% от нормативного потребления. Естественно первым этапом реализации договора для данных объектов было оснащение МКД узлами учета потребляемых ресурсов.

На данный момент все выбранные объекты оборудованы общедомовыми узлами учета по всем потребляемым данным МКД энергоресурсам, идет подготовка для установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), замена ламп накаливания на энергоэффективные и экологические лампы.

На объектах, где изначально отсутствовали приборы учета, для экономического анализа применялся аналоговый метод.

Проект еще не до конца реализован. От начала проекта прошло всего чуть больше полугода, поэтому возврат вложенных средств еще предстоит осуществить.

Проблемы реализации энергосервисных договоров и предложения по их решению

Закон об энергосбережении в части становления энергосервисной деятельности, реализовывать в полной мере сложно, так как в Законе нет четких определений о деятельности энергосервисных компаний и обязанностях сторон, а также принципах управления рисками неисполнения обязательств по достижению запланированной экономии.

Недостаточная скоординированность нормативных, информационных, а также экономических положений, приводит к торможению процесса, реализации и проведения в жизнь, энергосервисных договоров.

Реализация пилотного проекта энергосервисного договора в г. Новосибирске позволила выявить ряд трудностей и вопросов, ответы на которые пока еще не получены:

1. Вопрос о числе голосов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, принимающих решение о заключении энергосервисного договора.

В связи с часто возникающими на практике вопросами о числе голосов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимающих решение о заключении энергосервисного договора, предлагаем подготовить разъяснение о том, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам заключения и исполнения энергосервисного договора принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников (простым большинством голосов).

2. Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований.

Основой успешной реализации повышения энергетической эффективности и энергосбережения по энергосервисному договору в жилищном фонде является проведение энергетических обследований объектов. Но отсутствие действующих на всей территории Российской Федерации финансовых и нормативных документов по расчету стоимости работ энергообследования различных объектов, к сожалению, приводит к стремлению провести работу формально, а, следовательно, к снижению эффективности и качества результирующих материалов.

Необходимо решить вопрос о создании единых документов, дающих возможность финансовой оценки энергообследования различных объектов.

3. Схема организации взаимодействия и взаиморасчетов.

Практика по всей России показывает, что условия договоров, предусмотренные в правилах предоставления коммунальных услуг, не всегда транслируются на договоры ресурсоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. В ряде городов РФ действует схема платежей за потребленные энергоресурсы напрямую на расчетный счет ресурсоснабжающих организаций. При заключении энергосервисных договоров в жилищном фонде между управляющей организацией, которой собственники помещений в многоквартирном доме поручили заключение данного договора, и энергосервисной компанией, оказывающей услуги по обеспечению экономии энергетических ресурсов у Заказчика, осуществляются на возмездной основе.

4. Досрочное расторжение энергосервисных договоров.

Работа в сфере повышения энергетической эффективности подразумевает долгосрочные обязательства, однако согласно статье 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. Кроме этого, у собственников есть право в любое время сменить управляющую организацию либо изменить способ управления многоквартирным домом. В силу того, что при расторжении договора управления управляющая организация не несет обязательств, возможно досрочное расторжение энергосервисного договора управляющей организацией либо собственниками в одностороннем порядке.

Статья 450 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

при существенном нарушении договора другой стороной;

в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором.

Учитывая, что при досрочном расторжении энергосервисного договора собственники не получают указанную экономию, энергосервисная организация не получает денежные средства по договору, а также в целях гарантированности экономии для потребителя, минимизации рисков энергосервисной организации законодателю необходимо урегулировать:

- при смене управляющей организации, изменении способа управления энергосервисный договор в обязательном порядке продолжает действовать;

- расторжение энергосервисного договора по инициативе собственников возможно только в случае не соблюдения энергосервисной организацией сроков выполнения.

5. Вопрос перехода прав собственности на результаты выполненных работ.

Наличие в энергосервисном договоре условия о переходе права собственности на оборудование, установленное энергосервисной организацией при выполнении мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности не определяет саму процедуру перехода права собственности.

Считаем, что необходимо детально проработать процедуру перехода прав собственности на результаты выполненных работ после возмещения затрат энергосервисной организации.

6. Вопрос государственной поддержки в области энергосбережения.

Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения указаны в ст. 27 Закона 261-ФЗ. Наряду с прочим предусмотрена возможность осуществления софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ.

Также в качестве мер стимулирующего характера, допускается возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Считаем необходимым уточнить и конкретизировать льготы, предусмотренные для компаний, работающих в области энергосбережения и энергетической эффективности.

7. Гарантии для компаний, работающих в области энергосбережения.

В рамках данного вида отношений потребитель энергии предварительно не расходует свой капитал. Основную финансовую нагрузку в начальной стадии берет на себя энергосервисная компания путем привлечения инвестиций и использования кредитов, что является достаточно серьезным финансовым риском для данной компании. Все затраты затем возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии энергоресурсов на протяжении действия договора, в результате чего энергосервисная компания на протяжении действия договора подвергается финансовому риску.

Считаем необходимым определить гарантии для компаний, работающих в области энергосбережения и энергетической эффективности.

Данные проблемы были озвучены на заседаниях рабочей группы по энергосбережению и энергоэффективности при Министерстве регионального развития РФ.

Правительством РФ в пятимесячный срок, исчисляя его от даты выхода в свет Постановления правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» принято решение об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение или повышение эффективности коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Источник: http://www.energosovet.ru/

Начало активности (дата): 26.10.2011

← Возврат к списку