Статьи

Правовая база для реализации энергосервисных проектов в России

12 Фев 2010

Общая правовая база для реализации проектов энергосервисных компаний в России характеризуется отсутствием эффективных специальных и комплексных законодательных стимулов для организаций, осуществляющих мероприятия по энергосбережению.

Тем не менее, ряд стимулов к энергосбережению все-таки существует. Так, потребители (кроме абонентов - физических лиц) освобождаются от обязанности возместить расходы поставщика энергии, вызванные уменьшением потребления вследствие проведения потребителем энергосберегающих мероприятий. Государственные предприятия и организации ограничены лимитами энергопотребления, однако получили возможность оставлять в своем распоряжении денежные средства, сэкономленные в результате мероприятий по энергосбережению на период, превышающий на один год срок окупаемости затрат на них. В то же время, целевые государственные программы энергосбережения и энергоэффективности, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, адресованы к государственным и муниципальным властям и могут рассматриваться как декларации, не подлежащие учету в ходе реализации ЭСКО проектов, в которых не предполагается участие этих властей. 

В общем, можно сделать вывод, что в настоящее время все еще нет достаточной правовой поддержки и стимулов для операций по модели ЭСКО в российской энергетической сфере.

Основным органом государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопросов энергосбережения, является Министерство энергетики Российской Федерации. Кроме него, в реализации федеральной и региональных программ энергосбережения и энергоэффективности задействованы другие министерства, а также большое количество различных комитетов и комиссий. 
В функции Федерального агентства по энергетике входит разработка планов, программ, а также издание индивидуальных нормативных актов в рассматриваемой области.

Федеральная служба по технологическому надзору является контролирующим и лицензирующим органом в энергетическом секторе.

Основной документ, регулирующий отношения сторон при реализации ЭСКО-проекта – энергетический контракт. В его рамках регламентируются различные положения: консалтинг, поставка оборудования и т. д. Можно эти положения оформить и отдельными договорами.

Выделяются три типа энергетических контрактов:
1) контракт с гарантированным размером энергосбережения, когда финансирование осуществляется за счет клиента; 
2) контракт с выплатой за счет сэкономленных средств; 
3) контракт с долей прибыли от энергосбережения, когда все риски берет на себя ЭСКО-компания.

Предлагаются следующие возможные схемы взаимоотношений сторон в ЭСКО-проекте. Основная: ЭСКО-компания выступает как консультант. Финансирование может осуществлять как она, так и привлеченная кредитная организация. Клиент берет на себя риск поставки оборудования. Другой вариант этой схемы – включение в нее лизинга. В рамках энергетического контракта с ЭСКО-компанией предусматриваются общие требования к лизинговым операциям. Конкретные условия устанавливаются в договоре лизинга. ЭСКО-компания выступает в роли лизингодателя, получая как выплаты по проекту, так и лизинговые платежи.

Другая схема используется для работы с государственной компанией. Порядок финансирования здесь такой. За счет средств органа государственной власти и кредитной организации создается "револьверный фонд", оформляемый как самостоятельный региональный фонд, или специально организованная компания. Подобные схемы уже опробованы на практике, но не являются очень популярными. Для снижения затрат по приобретению оборудования ЭСКО-компания может выступить в качестве его поставщика.

Последняя схема, также предназначенная для работы с госпредприятием, имеет целью привлечение профессиональной иностранной ЭСКО-компании для работы в России. При реализации этой схемы создается отечественная ЭСКО-компания, доли в которой принадлежат иностранному партнеру и какому-то публичному образованию (органу государственной власти).

Перфоманс-контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно-изыскательские работы и др.), то есть является по своей природе смешанным договором в соответствие со ст.421 Гражданского кодекса РФ и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию.

Возможны несколько вариантов заключения перфоманс-контрактов. Чаще всего на практике используется следующая схема: 
1) перфоманс-контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке (возможен вариант заключения трехстороннего перфоманс-контракта); 
2) заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита — реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика, 
3) по условиям перфоманс-контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета. 

Предметом перфоманс-контракта является выполнение ЭСКО на предприятии заказчика комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий. 

В ходе исполнения перфоманс-контракта между сторонами могут возникнуть разногласия и спорные ситуации, которые действующим российским законодательством не урегулированы, поэтому перфоманс-контракт должен содержать конкретные условия, максимально регламентирующие обязательства сторон. 

Учитывая длительный период реализации перфоманс-контракта (не менее 3 лет) при заключении перфоманс-контракта стороны обязательно должны достигнуть соглашения по следующим вопросам:

  • кто оплатит издержки на инвестиционный и энергетический аудит в том случае, если энергоэффективный проект не будет внедряться;
  • момент перехода права собственности на результаты выполненных работ по энергоэффективному проекту;
  • права и обязанности сторон в отношении результата выполненных работ в случае досрочного прекращения договора на каждом этапе реализации проекта;
  • урегулирование вопроса неотделимости нового оборудования от старых систем в ситуации прекращения договора;
  • порядок привлечения независимой экспертной организации в случае споров между заказчиком и ЭСКО по вопросам определения энергетического базиса, размера затрат на внедрение, достижения (не достижения) экономического эффекта, получения гарантированных сбережений;
  • порядок реализации права ЭСКО на надзор за технологическими процессами на предприятии заказчика и эксплуатацией нового оборудования, контроль формирования себестоимости для периодического определения сбережений, контроль всех взаимоотношений с э/снабжающими организациями;
  • случаи и порядок изменения размера гарантированных сбережений (существенное изменение тарифов, инфляция, изменение законодательства и т.п.), порядок распределения экономии, полученной сверх первоначально рассчитанной суммы.

Начало активности (дата): 12.02.2010

← Возврат к списку