Статьи

Экологическая политика промышленно развитых стран и России

25 Янв 2012

«Зеленая» революция шагает по планете. Национальные программы по выходу из экономического кризиса, разработанные в 2009–2010 годах, особенно наглядно демонстрируют потенциал и роль «зеленых» технологий в национальной и мировой экономике. В 2009-мЕвропейский союз направил 59% стоимости всех антикризисных мер в «чистые» технологии и отрасли, Китай – 38%, а Южная Корея стала абсолютным лидером с показателем 81%.

Климат меняется – с этим утверждением мало кто поспорит. С изменениями климата связан целый набор проблем и противоречий современной мировой экономики: обостряющийся дефицит пресной воды и продовольствия, проблема стихийных бедствий и эпидемий и связанная с этим миграция. Будущий вектор развития и мировая конкурентоспособность ключевых отраслей в экономике каждой страны, таких как энергетика и энергостроение, автомобилестроение, самолетостроение и сельское хозяйство, также зависят от климатической политики правительства и конкретных программ поддержки, направленных на ее реализацию.

Кто виноват и что делать?
Попытки определить, виноват ли человек в изменении климата на планете, кажутся бесплодными. Один из ключевых принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) гласит: недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, направленных на предотвращение или сведение к минимуму причин изменения климата и смягчение его отрицательных последствий.
Последние 10–12 лет страны Евросоюза, Япония, а чуть позднее США, Китай, Индия попытались разработать механизмы государственной поддержки, выработать законодательную базу для развития «чистых» и ресурсосберегающих технологий и решений в энергетике, автомобилестроении, производстве строительных материалов, водообеспечении и переработке отходов.

Государственная политика – основа основ
Согласно словам Акима Штайнера, заместителя генерального секретаря ООН, общий эффект от постановки целей на государственном уровне, оказания законодательной поддержки и выделения средств на возобновляемые источники энергии выражается в продолжающемся росте альтернативной энергетики и приближает остро необходимую трансформацию мировой энергетической системы.
Значение государственной поддержки трудно переоценить, именно с первых программ, принятых в 1990-х годах в Японии, Германии, Дании, началось развитие коммерческого рынка альтернативной энергетики. Первые программы поддержки солнечной энергии появились в Японии, это программа «70 000 солнечных крыш» 1994 года, в Германии это программа «100 000 солнечных крыш» 1999 года, с тех пор обе страны уверенно держатся в пятерке стран с самым большим количеством солнечных батарей.
Основные формы поддержки сектора возобновляемой энергии перечислены в таблицах 1 и 2. Как показывают практика и анализ eвропейского опыта, «зеленые» тарифы являются наиболее эффективной мерой для придания ускорения сектору альтернативной энергетики.
Так называемая чистая индустрия, направленная на сокращение выбросов парниковых газов, включает в себя большое количество технологий и затрагивает множество отраслей. В настоящее время основное внимание уделяется энергетике и снижению выбросов СО2 за счет увеличения энергоэффективности, доли возобновляемых источников энергии и распространения «умных» технологий (концепция Smart Grid) в электросетях. Ведь именно на сектор энергетики приходится основная масса выбросов антропогенных парниковых газов.

Германия впереди планеты всей
Германию смело можно назвать первопроходцем в развитии возобновляемой энергетики. Немецкий закон о возобновляемых источниках энергии, введенный в действие в 2000 году, придал необходимый импульс развитию альтернативной энергетики не только в Европе, но и по всему миру. Основной механизм закона – «зеленые» тарифы, дифференцированные по технологиям и уменьшающиеся с течением времени. Закон выступает в качестве инструмента для реализации амбициозных целей, направленных на повышение:
– доли возобновляемого электричества до 35% к 2020 году и 80% к 2050 году;
– доли возобновляемой первичной энергии до 18% к 2020 году, до 30% к 2030 году и до 60% к 2050 году;
– энергоэффективности с тем, чтобы к 2050 году потреблять не более 50% от показателей 2008 года.
Германия комплексно подошла к решению проблемы, максимально упростив решение административных и юридических вопросов, таких как получение разрешения на присоединение к сетям, согласие экологов и органов местного самоуправления и т.д. В результате в 2010 году она занимала 1-е место по вводу мощностей солнечной и 3-е место – по ветряной энергии в мире.
Развитие альтернативной энергетики способствовало появлению новых рабочих мест, стимулировало экономическое развитие страны и закрепило лидерство немецких компаний в динамично развивающейся индустрии «зеленых» инноваций.

Великобритания приручает энергию ветра и моря
До 2010 года в Великобритании оперировала система квот (ROC – Renewable Obligation Certificate), согласно которой часть поставляемого энергетическими компаниями электричества должна быть «зеленой». Данная система была введена в 2002 году, но показала себя малоэффективной ввиду наличия бюрократических проволочек в процессе согласования проектов с населением, что могло затянуть начало строительства объектов на несколько лет.
В 2010 году для некоторых видов возобновляемой энергии были введены «зеленые» тарифы, что немедленно оживило рынок. Например, тарифы на солнечную энергию привели к буму на рынке солнечных батарей и услуг по их установке, несмотря на то что Великобританию нельзя назвать самой солнечной страной в Европе.
Море – один из самых значительных источников возобновляемой энергии в Великобритании. Развитие шельфовой ветроэнергетики, а также технологии по энергии волн, приливов и отливов – именно на эти направления альтернативной энергетики делает ставку правительство страны. В долгосрочной перспективе программа включает в себя создание новых рабочих мест в стране и экспорт технологий и ноу-хау.
США – действуй локально
Уклонившись от ратификации Киотского протокола, США тем не менее не остались в стороне от «зеленого» марша. Штаты, муниципалитеты и компании создавали собственные программы и инициативы по поддержке и развитию энергосбережения и возобновляемой энергетики. После прихода к власти Барака Обамы принципы климатической политики поднялись с регионального на федеральный уровень.
План Обамы–Байдена «Новая энергия для Америки» ставит целью достичь 10% уровня возобновляемого электричества от общего производимого в стране к 2012 году и 25% к 2025 году. На содействие частным инициативам по строительству «чистого» будущего планируется выделить 150 млрд. долл. из федеральных средств. Еще около 50 млрд. долл. планируется инвестировать в «чистую» энергетику в рамках антикризисного плана «Создание рабочих мест с использованием чистой эффективной американской энергетики».
Таблица 3 рассматривает типы законодательных инициатив в ключевых штатах.

Китай – время строить мельницы и солнечные батареи
Энергия солнца уже давно пользуется большой популярностью в Китае. Обеспечив весь мир солнечными батареями, а заодно снизив себестоимость их производства, китайские производители обратились к ветряной энергии. Насытив ветряными турбинами внутренний рынок, а заодно и приобретя опыт в производстве этого технологически непростого оборудования, китайские производители в скором времени будут готовы составить серьезную конкуренцию традиционным игрокам из Европы и США на их территории.
В марте 2011 года правительство Китая выпустило 12-й план развития страны на ближайшую пятилетку с 2011 по 2015 год. Согласно плану, уровень производства энергии из возобновляемых источников планируется довести до 9,5% от всех потребляемых энергоресурсов к 2015 году. Приоритетной является солнечная энергия, это подтверждается введением в 2011 году «зеленых» тарифов на этот вид энергии. Эта инициатива способна превратить Китай не только в самого крупного производителя солнечных батарей, но и в самого значительного их потребителя. Не менее агрессивные цели поставлены и для ветряной энергии. Согласно плану, планируется резкий рост проектов по ветряной энергии с текущих 13,9 ГВт до 100 ГВт в 2015 году.

Россия – робкие шаги к чистому будущему
На фоне стремительного развития новой модели энергетики в мире Россия выглядит спящим гигантом. В 2008 году Росгидромет совместно с Российской академией наук опубликовал «Оценочный доклад об изменениях климата на территории Российской Федерации и их последствиях», одним из выводов которого было признание необходимости расширения работ по созданию технологий, способствующих уменьшению глобального изменения климата, а также работ, направленных на повышение энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии и разработку технологий улавливания и захоронения антропогенных парниковых газов.
Потенциал сокращения энергоемкости экономики России огромен, по некоторым оценкам, реализация мер по увеличению энергоэффективности в энергетике, строительстве, недвижимости, промышленности и на транспорте может сэкономить значительную часть потребляемой энергии. Климатическая доктрина России, опубликованная в декабре 2009 года, лишь первый и очень маленький шаг на пути реализации данного потенциала. В апреле 2011 года был опубликован «План действий по выполнению климатической доктрины», однако он не обеспечен ни деньгами, ни ресурсами.
Государственная программа по энергосбережению может рассматриваться в качестве основного инструмента климатической политики России в настоящий момент. Лишь она поддерживается средствами из федерального и муниципального бюджетов и призвана снизить энергоемкость ВВП на 40% до 2020 года.
Также в 2009 году были разработаны шесть инициатив: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный город», «Энергоэффективная социальная сфера» и «Малая комплексная энергетика», в рамках которых были проведены пилотные проекты для отработки методологии, технических решений, организационных схем, типовых договоров и финансовых моделей.
Применения на практике опыта, приобретенного в рамках пилотных проектов, к сожалению, не произошло по ряду причин, среди которых: недостаток финансирования, координации, организации, мотивации, отсутствие опыта привлечения к проектам независимых финансовых институтов и низкая экологическая культура населения.
Для решения этих проблем было создано Российское энергетическое агентство, целью которого является всесторонняя поддержка и координация региональных усилий по практической реализации закона об энергоэффективности. Для преодоления проблем с финансированием проектов по повышению энергоэффективности планируется создать федеральную энергосервисную компанию, которая финансово поддержит проекты по энергосбережению.

Ряд общественных организаций, таких как Российский социально-экологический союз, наряду с региональными центрами по энергосбережению занимается образованием населения в вопросах экономии энергии. А это и является отправной точкой для качественных изменений – желание каждого из нас жить в чистой среде и знать, что наша деятельность не наносит вреда окружающей среде.

Таблица 1. Основные меры поддержки альтернативной энергетики

Ценовые механизмы

Количественные механизмы

«Зеленые» тарифы

Обязательные установленные объемы производства «зеленой» энергии с «зелеными» сертификатами

Финансовое стимулирование

Инвестиционные гранты

Тендерные схемы

Алина Бахарева, аналитик Frost & Sullivan



Таблица 2. Как работают механизмы поддержки

«Зеленые» тарифы

Объемы + сертификаты

Тендерные схемы

Финансовое стимулирование

Возобновляемая энергия может быть продана оператору по гарантированному на определенный период времени тарифу Тарифы могут быть фиксированными или определяться как премиум к рыночной цене

На каждую единицу выработанной «зеленой» энергии производитель получает «зеленый» сертификат, который может свободно продать, получив дополнительный доход

Устанавливается цель по введению новых мощностей или выработке энергии Посредством тендера участник с наименьшими планируемыми издержками получает финансовую поддержку (например, в форме долгосрочного «зеленого» тарифа)

Освобождение от налогов или их уменьшение Инвестиционные гранты (уменьшение капитальных затрат)



Таблица 3. Основные меры поддержки в некоторых штатах США

Штат

Система «объемы + сертификаты»

Обязательства по установке двунаправленных счетчиков

Обязательства по подсоединению к сетям

Калифорния

1-Ш

1-Ш, 1-К

2-Ш, 7-Л

Коннектикут

1-Ш

1-Ш

Флорида

1-Л

1-Ш

1-Ш, 1-Л

Мен

1-Ш

1-Ш

2-Ш

Нью-Мексико

1-Ш

1-Ш, 1-Л

1-Ш

Нью-Йорк

1-Ш, 1-К

1-Ш, 1-К

1-Ш

Техас

1-Ш, 1-Л, 1-К

3-К

1-Ш, 1-Л

Вашингтон

1-Ш

1-Ш, 1-К

1-Ш


Программа на уровне: (число – кол-во программ) Ф – федеральном, Ш – штата, Л – локальная, К – на уровне компании


Источник: Новая газета

Начало активности (дата): 25.01.2012 10:40:57

← Возврат к списку