Новое законодательство Казахстана в области энергосбережения
10 Июл 2012
Первого июля вступил в силу новый Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», предлагающий инновационные решения по повышению эффективности отрасли, от которых во многом зависит уровень конкурентоспособности отечественной экономики.
В соответствии с законом в начале будущего года будет сформирован Государственный энергетический реестр (ГЭР), включающий субъекты, потребление энергоресурсов которых эквивалентно и выше 1 500 тонн условного топлива в год.
Субъекты ГЭРа, за исключением госучреждений, обязаны будут не реже одного раза в пять лет проводить энергоаудит и по его итогам разрабатывать план мероприятий, предусматривающий обязательное использование выявленного потенциала энергосбережения, а с 2014 года – внедрять систему энергоменеджмента.
Для госучреждений будут приняты нормативы энергопотребления и установлен жесткий контроль за их исполнением.
Подобная практика мониторинга успешно применяется, например, в Японии, где базовая линия составляет 1 500 килолитров нефтяного эквивалента. При этом организации, потребление которых выше базовой линии, обязаны снижать энергоемкость на 1% ежегодно.
Наряду с этим с 1 июля начала действовать дифференцированная плата за потребленную тепловую энергию в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета тепловой энергии. В Казахстане около 30–40% энергии, доставленной потребителю, расходуется неэффективно, практически половина тепла идет на обогрев улицы. В то же время потребитель не имеет возможности регулировать температуру в помещениях. В большинстве случаев он платит фиксированную сумму за потребленное тепло, независимо от того, обеспечено ли такое количество тепла или нет. Эти вопросы можно было бы снять с помощью установки системы автоматического контроля и регулирования теплопотребления.
Еще одно новшество: с 2013 года будет введен запрет на приемку в эксплуатацию новых объектов, не оснащенных приборами учета энергоресурсов. С 2014 года – запрет на использование в целях коммерческого учета однофазного счетчика электрической энергии с низким классом точности (2,5). А с 2015 года вводится запрет на сжигание попутного и природного газа на факелах.
Также запланирован поэтапный запрет на продажу и производство электрических ламп накаливания, который вводится в действие для электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше с 1 июля 2012 года, мощностью 75 Вт и выше – с 1 января 2013 года и мощностью 25 Вт и выше – с 1 января 2014 года.
Введение этих норм потребует от министерств охраны окружающей среды, индустрии и новых технологий активной работы по утилизации ртутьсодержащих ламп, открытию специальных пунктов приема, созданию производств надежных и безопасных энергосберегающих ламп. Большое поле деятельности в этой области открывается и для предпринимателей.
Как известно, в ноябре 2011 года введен в действие Комплексный план повышения энергоэффективности РК на 2012–2015 годы, в котором определены системные меры, создающие условия для «озеленения» экономики и снижения до 2015 года энергоемкости ВВП до 10%.
Это амбициозная задача. По оценкам экспертов, потенциал энергосбережения в Казахстане составляет не менее 30%. На фоне растущих цен на энергоносители в мире реализация данного потенциала имеет стратегическое значение.
По данным Международного энергетического агентства, показатель энергоемкости ВВП Казахстана в мировом рейтинге – 1,9, Японии – 0,1, Германии – 0,16. Энергоемкость нашей промышленности в 4–5 раз превышает уровень европейских стран.
Наибольший резерв экономии имеется в энергетическом и промышленном секторах. Это подтвердил проведенный совместно с иностранными организациями энергоаудит пяти крупных предприятий. Добившись уменьшения удельного энергопотребления на стороне потребителя к 2020–2025 годам до 20%, можно пропорционально уменьшить объемы необходимой добычи ресурсов, сократить строительство дополнительных генерирующих мощностей (тепловых и гидроэлектростанций).
Ставятся две основные задачи: с одной стороны, снизить удельные расходы энергетики на производство электро- и теплоэнергии, с другой – снизить удельное потребление энергии на выпуск единицы продукции в промышленности.
Важной частью этой работы является стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности. Сделав небольшой анализ, я пришел к выводу, что для подобного стимулирования необходимо внедрить новые налоги – на электричество, газ, бензин и т. д, которые имеются, например, в Германии. И, кстати, Комплексным планом уже учтена разработка концепции закона по внедрению налога на электричество для промышленных предприятий.
Помимо этого, можно рассмотреть возможность освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога предприятий, повысивших энергоэффективность в течение трех лет не менее чем на 30% за счет установки нового энергоэффективного оборудования. Или, скажем, частично компенсировать затраты на внедрение системы энергоменеджмента стандарта ИСО 50001 субъектов ГЭРа. Такую компенсацию можно предусмотреть в программе «Производительность-2020».
Кроме того, для стимулирования малого и среднего бизнеса при государственном закупе товаров можно предоставлять условную скидку, как это было со стандартом менеджмента качества ИСО 9001.
Не менее важным направлением является организация широкой разъяснительной работы по вопросам энергоэффективности. Позитивные примеры в этом направлении уже имеются. По линии Мининдустрии и новых технологий проводятся открытые уроки, классные часы, конкурсы в школах Астаны по пропаганде энергосбережения с привлечением ЕБРР, ЮСАИД, ПРООН, GGGI, компании ENSI. Также проводятся семинары по обучению специалистов энергоаудиторов и энергоменеджеров.
Правительством налаживается тесное сотрудничество с Организацией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) по вопросам разработки страновой программы, где подготовке национальных экспертов по энергоменеджменту и оптимизации промышленных систем на предприятиях уделяется особое внимание.
Всемирный банк планирует безвозмездно выделить грант в размере 20 млн. долларов на пилотные проекты по энергосбережению в Казахстане. С участием этой структуры планируется создание Фонда энергосбережения страны по финансированию проектов внедрения энергоэффективных технологий, средства которого будут формироваться из налогов на электричество, а в перспективе – использоваться на револьверной основе. Такой механизм успешно используется во многих государствах Западной Европы.
Также будет вестись рейтинг работы акиматов областей по энергосбережению и повышению энергоэффективности в регионах, в том числе в пропагандистской составляющей.
Обновление законодательства в вопросах энергосбережения и энергоэффективности ставит ряд задач, решение которых нужно обеспечивать совместными усилиями Парламента и Правительства. Это касается совершенствования системы учета и расхода топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергетической маркировки энергопотребляющей продукции, стимулирования деятельности бюджетных учреждений по рациональному использованию энергоресурсов. Повышение инвестиционной привлекательности проектов в области энергоэффективности, превращение энергосбережения в результативно функционирующий вид бизнеса заслуживают особого внимания и подходов.
Михаил БОРТНИК,
депутат Сената Парламента
Оригинальное название статьи "Энергоэффективность – основа конкурентоспособности"
Источник: "Казахстанская правда"
Начало активности (дата): 10.07.2012 11:50:17
← Возврат к списку