Статьи

Новое законодательство Казахстана в области энергосбережения

10 Июл 2012

Первого июля вступил в силу новый Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», предлагающий инновационные решения по повышению эффективности отрасли, от которых во многом зависит уровень конкурентоспособности отечественной экономики.

В соответствии с законом в начале будущего года будет сформирован Государственный энергетический реестр (ГЭР), включающий субъекты, потребление энергоресурсов которых эквивалентно и выше 1 500 тонн условного топлива в год.
Субъекты ГЭРа, за исключением госучреждений, обязаны будут не реже одного раза в пять лет проводить энергоаудит и по его итогам разрабатывать план мероприятий, предусматривающий обязательное использование выявленного потенциала энерго­сбережения, а с 2014 года – внедрять систему энергоменеджмента.
Для госучреждений будут приняты нормативы энергопотребления и установлен жесткий контроль за их исполнением.
Подобная практика мониторинга успешно применяется, например, в Японии, где базовая линия составляет 1 500 килолитров нефтяного эквивалента. При этом организации, потребление которых выше базовой линии, обязаны снижать энергоемкость на 1% ежегодно.
Наряду с этим с 1 июля начала действовать дифференцированная плата за потребленную тепловую энергию в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета тепловой энергии. В Казахстане около 30–40% энергии, доставленной потребителю, расходуется неэффективно, практически половина тепла идет на обогрев улицы. В то же время потребитель не имеет возможности регулировать температуру в помещениях. В большинстве случаев он платит фиксированную сумму за потребленное тепло, независимо от того, обеспечено ли такое количество тепла или нет. Эти вопросы можно было бы снять с помощью установки системы автоматического контроля и регулирования теплопотребления.
Еще одно новшество: с 2013 года будет введен запрет на приемку в эксплуатацию новых объектов, не оснащенных приборами учета энергоресурсов. С 2014 года – запрет на использование в целях коммерческого учета однофазного счетчика электрической энергии с низким классом точности (2,5). А с 2015 года вводится запрет на сжигание попутного и природного газа на факелах.
Также запланирован поэтапный запрет на продажу и производство электрических ламп накаливания, который вводится в действие для электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше с 1 июля 2012 года, мощностью 75 Вт и выше – с 1 января 2013 года и мощностью 25 Вт и выше – с 1 января 2014 года.
Введение этих норм потребует от министерств охраны окружающей среды, индустрии и новых технологий активной работы по утилизации ртутьсодержащих ламп, открытию специальных пунктов приема, созданию производств надежных и безопасных энергосберегающих ламп. Большое поле деятельности в этой области открывается и для предпринимателей.
Как известно, в ноябре 2011 года введен в действие Комплексный план повышения энергоэффективности РК на 2012–2015 годы, в котором определены системные меры, соз­дающие условия для «озеленения» экономики и снижения до 2015 года энергоемкости ВВП до 10%.
Это амбициозная задача. По оценкам экспертов, потенциал энергосбережения в Казахстане составляет не менее 30%. На фоне растущих цен на энергоносители в мире реализация данного потенциала имеет стратегическое значение.
По данным Международного энергетического агентства, показатель энергоемкости ВВП Казахстана в мировом рейтинге – 1,9, Японии – 0,1, Германии – 0,16. Энергоемкость нашей промышленности в 4–5 раз превышает уровень европейских стран.
Наибольший резерв экономии имеется в энергетическом и промышленном секторах. Это подтвердил проведенный совместно с иностранными организациями энергоаудит пяти крупных предприятий. Добившись уменьшения удельного энергопотребления на стороне потребителя к 2020–2025 годам до 20%, можно пропорционально уменьшить объемы необходимой добычи ресурсов, сократить строительство дополнительных генерирующих мощностей (тепловых и гидроэлектростанций).
Ставятся две основные задачи: с одной стороны, снизить удельные расходы энергетики на производство электро- и теплоэнергии, с другой – снизить удельное потребление энергии на выпуск единицы продукции в промышленности.
Важной частью этой работы является стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности. Сделав небольшой анализ, я пришел к выводу, что для подобного стимулирования необходимо внедрить новые налоги – на электричество, газ, бензин и т. д, которые имеются, например, в Германии. И, кстати, Комплексным планом уже учтена разработка концепции закона по внедрению налога на электричество для промышленных предприятий.
Помимо этого, можно рассмотреть возможность освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога предприятий, повысивших энергоэффективность в течение трех лет не менее чем на 30% за счет установки нового энергоэффективного оборудования. Или, скажем, частично компенсировать затраты на внедрение системы энергоменеджмента стандарта ИСО 50001 субъектов ГЭРа. Такую компенсацию можно предусмотреть в программе «Производительность-2020».
Кроме того, для стимулирования малого и среднего бизнеса при государственном закупе товаров можно предоставлять условную скидку, как это было со стандартом менедж­мента качества ИСО 9001.
Не менее важным направлением является организация широкой разъяснительной работы по вопросам энергоэффективности. Позитивные примеры в этом направлении уже имеются. По линии Мининдустрии и новых технологий проводятся открытые уроки, классные часы, конкурсы в школах Астаны по пропаганде энергосбережения с привлечением ЕБРР, ЮСАИД, ПРООН, GGGI, компании ENSI. Также проводятся семинары по обучению специалистов энергоаудиторов и энергоменеджеров.
Правительством налаживается тесное сотрудничество с Организацией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) по вопросам разработки страновой программы, где подготовке национальных экспертов по энергоменеджменту и оптимизации промышленных систем на предприятиях уделяется особое внимание.
Всемирный банк планирует безвозмездно выделить грант в размере 20 млн. долларов на пилотные проекты по энергосбережению в Казахстане. С участием этой структуры планируется создание Фонда энергосбережения страны по финансированию проектов внедрения энергоэффективных технологий, средства которого будут формироваться из налогов на электричество, а в перспективе – использоваться на револьверной основе. Такой механизм успешно используется во многих государствах Западной Европы.
Также будет вестись рейтинг работы акима­тов областей по энергосбережению и повышению энергоэффективности в регионах, в том числе в пропагандистской составляющей.
Обновление законодательства в вопросах энергосбережения и энергоэффективности ставит ряд задач, решение которых нужно обеспечивать совместными усилиями Парламента и Правительства. Это касается совершенствования системы учета и расхода топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергетической маркировки энергопотребляющей продукции, стимулирования деятельности бюджетных учреждений по рациональному использованию энергоресурсов. Повышение инвестиционной привлекательности проектов в области энергоэффективности, превращение энергосбережения в результативно функционирующий вид бизнеса заслуживают особого внимания и подходов.

Михаил БОРТНИК,

депутат Сената Парламента

Оригинальное название статьи "Энергоэффективность – основа конкурентоспособности"

Источник: "Казахстанская правда"

Начало активности (дата): 10.07.2012 11:50:17

← Возврат к списку