Статьи

Проект "Городской автомобиль"

13 Окт 2010

Основная цель проекта «Городской автомобиль» – запуск в серийное производство малобюджетного автомобиля на модульной транспортной основе с использованием инновационных технологий.

Краткая информация о проекте

Основная цель проекта «Городской автомобиль» – запуск в серийное производство малобюджетного автомобиля на модульной транспортной основе с использованием инновационных технологий.

Основные характеристики нового автомобиля:

  • Снаряженная масса – не более 700 кг.
  • Максимальная скорость – 120 км/ч.
  • Запас хода – 400 км.
  • Расход топлива – 3.5 л / 100 км.
  • Мощность приводных электродвигателей с учетом энергии накопителей – около 50 кВт.
  • Количество узлов и деталей – в 2–2,5 раза меньше, чем в обычном автомобиле.

В результате реализации этого проекта будет разработана инновационная бизнес-модель автопроизводства в России, легко тиражируемая географически, не требующая масштабных капиталовложений и строительства якорных производств, но формирующая системный спрос на инновации, стимулирующая запуск инновационных процессов в смежных отраслях экономики».

«Городской автомобиль» – принципиально новый бизнес со значительным горизонтом развития, который окажет влияние на целый ряд наукоемких отраслей России. Ядром станет конструкторский центр, где разрабатывается открытая технологическая платформа, создается система требований и сертификация поставщиков решений, элементов конструкции и сборщиков. Использование в целях развития проекта большого числа научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров в разных уголках России сможет обеспечить высокую скорость обновления продукта и его адаптации под меняющиеся требования пользователей.

Общий объем запланированных инвестиций до запуска серийного производства составит около 150 млн. евро. По предварительному плану, первые 3 образца прототипов моделей автомобиля будут представлены в декабре 2010 года, начало строительства производственной линии намечено на январь 2011, первое сборочное серийное производство будет запущено в июле 2012 года.

Проект ориентирован на разработку экологического и энергоэффективного автомобиля для ежедневной эксплуатации в городских условиях и предусматривает возможность его работы как на бензине, так и на сжиженном природном газе. Сегодня энергоэффективность и энергосбережение входят в число основных стратегических направлений приоритетного технологического развития России. Автомобиль нового типа способен вырабатывать и накапливать

электрическую энергию, поэтому создание инфраструктуры для его интеграции с общими сетями может серьезно повысить энергоэффективность крупных городов, улучшить их экологию.

При формировании стратегической концепции проекта учитывался опыт и потенциал российских разработчиков, была сформирована база конкурентоспособных отечественных технологий в различных областях автостроения. К настоящему моменту уже сформирован пакет решений, а также определены возможности их интеграции, что позволит добиться синергетического эффекта при разработке и продвижении нового проекта. Для его реализации сформирована проектная команда, обладающая необходимым опытом, знаниями и готовностью к инновационному прорыву. Основа команды – сотрудники Холдинга «Яровит», работающие на отечественном авторынке с 1992 года.

Для управления проектом создана компания, где Группе «ОНЭКСИМ» как стратегическому и финансовому партнеру принадлежит 51%, а Холдингу «Яровит» как оператору проекта, ответственному за основные составляющие проекта, – 49%. Генеральным директором новой компании стал Андрей Бирюков.


Терминология

Гибридный автомобиль – высокоэкономичный автомобиль, приводящийся в движение системой «двигатель внутреннего сгорания – генератор - накопитель энергии – тяговый электродвигатель».

ДВС для гибридных автомобилей имеет меньшую на 30-50% мощность, по сравнению со стандартными автомобилями.

Накопитель энергии в данном случае играет роль буфера для режимов разгона и рекуперативного торможения.

Тяговый электродвигатель обеспечивает подачу энергии как от накопителя к колёсам (режим разгона), так и возврат энергии от колес в накопитель (режим рекуперативного торможения).

Цель: работа ДВС в оптимальном режиме (максимум КПД, максимум экономичности, минимум вреда экологии), рекуперация энергии торможения.


Схемы гибридного привода

Параллельная:
Генератор и приводной электродвигатель встроены в механическую трансмиссию и выполняют вспомогательную роль, обеспечивая дополнительной энергией классический привод колес.

Последовательная:
Двигатель соединен только с генератором и накопителем, которые обеспечивают энергией привод колес.


Преимущества гибридных автомобилей:

1. Экономная эксплуатация за счет:

· снижения объёма и мощности двигателя и расхода топлива;

· работы двигателя в оптимальном и равномерном режиме, в гораздо меньшей зависимости от условий езды;

· полной остановки работы двигателя, когда это необходимо;

· возможности движения только на электродвигателях;

· рекуперативного торможения с зарядкой накопителя.

2. Значительное улучшение экологических показателей.

3. Хорошие ходовые характеристики.

4. Сохранение и повторное использование энергии.

5. Использование доступного топлива.


Недостатки гибридных автомобилей:

  1. Недостаточно развитое производство электротехнических компонентов с необходимыми характеристиками.
  2. Хоть и в значительно меньшей степени, чем для электромобилей, для гибридных автомобилей существует проблема утилизации аккумуляторов.

Электромобиль – автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от аккумуляторов, без двигателя внутреннего сгорания.


Преимущества электромобиля:

  1. Отсутствие вредных выхлопов.
  2. Простота конструкции и управления, высокая надёжность и долговечность экипажной части.
  3. Возможность подзарядки от бытовой электрической сети.
  4. Электромобиль — единственный вариант применения на легковом автотранспорте энергии, вырабатываемой АЭС и электростанциями других типов.
  5. Массовое применение электромобилей смогло бы помочь в решении проблемы «энергетического пика» за счёт подзарядки аккумуляторов в ночное время.

Недостатки электромобиля:

  1. Аккумуляторы так и не достигли характеристик, позволяющих электромобилю на равных конкурировать с классическим автомобилем по запасу хода и стоимости, несмотря на значительное усовершенствование конструкции.
  2. Аккумуляторы хорошо работают при движении электромобиля на постоянных скоростях и при плавных разгонах. При переменных режимах АКБ теряют много энергии. Для увеличения пробега электромобиля необходимы дополнительные стартовые системы, а также применение систем рекуперации энергии.
  3. Проблемой является массовое производство и утилизация аккумуляторов, которые содержат ядовитые компоненты.

  1. Для массового применения электромобилей требуется многократное увеличение производства электроэнергии и создание инфраструктуры для подзарядки АКБ.
  2. При массовом использовании электромобилей в момент их зарядки от бытовой сети возрастают перегрузки электрических сетей «последней мили», что чревато снижением качества энергоснабжения, риском локальных аварий.
  3. Значительно более длительное время зарядки аккумуляторов по сравнению с заправкой топливом.

Энергетическая (силовая) установка – источник электрической энергии для привода. В нашем случае это двигатель внутреннего сгорания с приводом на генератор. В качестве альтернативы ДВС в перспективе может рассматриваться микротурбина либо другой источник энергии, которая будет преобразовываться в электрическую.

Трансмиссия – совокупность агрегатов для передачи энергии от силовой установки к колесам транспортного средства. Классическая механическая трансмиссия автомобиля включает в себя сцепление, коробку передач, карданный вал(ы), а также главную передачу(и), дифференциал(ы), привода с шарнирами и колесные передачи, которые могут быть объединены в ведущие мосты. Функцию трансмиссии в нашем автомобиле выполняют приводные электродвигатели, силовая система управления и привода ведущих колес.

Тяговый электродвигатель – предназначен для непосредственной передачи крутящего момента на ведущее колесо через привод.

Накопители – устройства для аккумулирования электрической энергии преимущественно двух основных типов – литий-ионные батареи (аккумуляторы), и суперконденсаторы – перспективная технология, позволяющая значительно сократить время на зарядку и передачу энергии.

Модульная конструкция – принцип построения автомобиля, при котором функционально связанные агрегаты и части группируются в законченные узлы – модули. Этот принцип позволит повысить эффективность производства (производство отдельных модулей, крупноагрегатная сборка) и обслуживания (замена неисправных модулей). Кроме того, при появлении на рынке более совершенных технологий возможно быстрое изменение конструкции автомобиля путем замены модуля на усовершенствованный без необходимости перепроектирования связанных узлов.

Платформа - основной несущий модуль автомобиля, который является базой для размещения всех остальных модулей (силового, накопителей, управления) и позволяет монтировать кузова различного назначения, тем самым развивать модельный ряд унифицированных автомобилей.

Силовой модуль объединяет ДВС, генератор, силовую систему управления.

Модуль управления объединяет сидение водителя, все органы управления (электронные педали и руль) и контрольные приборы. При таком техническом решении модуль без затруднений может быть установлен как слева, так и справа – для автомобиля с левосторонней организацией движения.


Биография


Бирюков Андрей Михайлович,

Президент Холдинга «Яровит»

Бирюков Андрей Михайлович родился 4 августа 1969 г. в селе Савостьяны Погарского района Брянской области. В 1988 году окончил Минский радиотехнический техникум. В 1995 году окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «Экономика и управление на предприятии». С 1998 по 1990 годы – служба в Вооруженных Силах СССР. С 1990 по 1991 годы – наладчик микроэлектронного оборудования Минского завода НПО «Интеграл». С 1991 по 1993 годы – директор МП «Экосандр». С 1993 по 2000 годы – директор многопрофильной компании ЗАО «ЯРОВИТ». В 1997 году организовал производство телескопических экскаваторов на дочернем предприятии СП «Святовит» (Председатель Совета директоров). С 1995 по 1996 годы - Председатель Совета директоров ОАО «Воскресенский завод «Машиностроитель». С 1997 по 2000 годы – акционер и член Совета директоров «МинскКомплексБанка» (дочернее предприятие ОНЭКСИМБанка). С 1997 по 2002 годы – вице-президент, инициатор создания Белорусского спортивного общества «МАЗ-ЯРОВИТ». С 2000 по 2003 годы – Председатель Совета директоров СП «ИПК ЯРОВИТ». В 2003 году - инициатор создания (группа компаний ЯРОВИТ являлась соучредителем) и член Совета директоров ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК». С 2003 года – Президент российского «Производственного и инвестиционного холдинга ЯРОВИТ эн.ви.» Холдинг ЯРОВИТ представляет собой объединение многопрофильной Группы компаний ЯРОВИТ. Деловая активность холдинга ориентирована на российский рынок. Основные направления бизнеса холдинга: машиностроение (производство грузовых автомобилей); энергетика; строительство и девелопмент; сельское хозяйство. Хобби – автомобильный спорт. Кандидат в мастера по автомобильному спорту. Обладатель кубка России 2004 года по ралли-рейдам. Призер и Чемпион кубка НОК Республики Беларусь по джип-триалу в 2002-2003 годах. Женат. Имеет дочь.



Справка о Группе «ОНЭКСИМ»

Группа «ОНЭКСИМ» – частный инвестиционный фонд с диверсифицированным портфелем активов, учрежденный Михаилом Прохоровым. Штаб-квартира в Москве. Фонд реализует проекты в разных странах мира, инвестирует в горнорудную промышленность, энергетику, недвижимость и инфраструктуру, медиа и финансовый сектор, а также в многочисленные инновационные проекты в других секторах. Группа ОНЭКСИМ – акционер компаний ОК «РУСАЛ», «Полюс Золото», ТГК-4, «Открытые инвестиции», Банк МФК, Медиагруппа «ЖИВИ!», СК «Согласие», «Оптоган» и «Интергео». Группа выступила инициатором создания Экспертного совета по нанотехнологиям для определения и целенаправленной реализации наиболее перспективных проектов в области нанотехнологий, которые будут определять будущее российской науки и техники; поддерживает Фонд культурных инициатив, частную благотворительную организацию, созданную Михаилом Прохоровым в 2004 году.



Справка о Холдинге «Яровит»

Холдинг «Яровит» – многопрофильная группа компаний, объединенных единым централизованным корпоративным управлением в сферах: строительства и девелопмента, автоспорта, выпуска грузовых автомобилей, торгово-коммерческого направления, энергетики, банков и финансов. Работает в области автомобильного бизнеса и автомобилестроения с момента создания в 1992 году. С 2002 года «Яровит» приступил к реализации в Санкт-Петербурге собственного проекта по созданию семейства полноприводных грузовых автомобилей повышенных нагрузок. В 2005 году в Санкт-Петербурге открыт завод «Яровит Моторс», который является отечественным производителем тяжелой коммерческой автомобильной техники класса «HEAVY DUTY», выполняя при этом полный цикл работ от разработки конструкторско-технологической документации до изготовления конечного продукта.

Сегодня инжиниринговый центр Холдинга обладает мощной и компетентной инженерной командой, способной решать самые сложные задачи. Сегодня ведутся работы по созданию универсальной (унифицированной) платформы для грузового, пассажирского и специального автотранспорта на основе электрической трансмиссии с использованием экологически чистых энергетических установок.


Начало активности (дата): 13.10.2010

← Возврат к списку